Теневому бизнесу предложат налоговый компромисс

Предприятия, которые до 1 января 2014 г. занимались занижением своих налоговых обязательств, будут освобождены от финансовой, административной и уголовной ответственности.

В распоряжении «Вестей» оказался законопроект с изменениями в Налоговый кодекс, предусматривающий особенности уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль и НДС во время применения налогового компромисса.

Документ разработан Министерством финансов, и сегодня был принят на заседании правительственного комитета по вопросам социально-экономического развития и международного сотрудничества. По словам первого замминистра доходов и сборов Игоря Билоуса, он рассчитывает, что законопроект будет завтра принят на выездном заседании Кабмина (оно должно состояться в Виннице), и на этой неделе передан в парламент.

Суть налогового компромисса заключается в том, что предприятия, которые до 1 января 2014 г. занимались занижением своих налоговых обязательств, завышением сумм бюджетного возмещения и убытков, будут освобождены от финансовой, административной и уголовной ответственности. Амнистия будет распространяться на тот бизнес, который подаст свои уточняющие расчеты налоговых обязательств. Законопроектом предусмотрено, что сумма такого заниженного обязательства по НДС и налогу на прибыль, будет уплачена в размере 15%, а 85% будут считаться погашенными.

При этом ни штрафные санкции, ни пеня насчитываться не будут. За фактом подачи таких расчетов, в течение 90 календарных дней может последовать документальная проверка контролирующего органа. Если в этот срок аудит не проведен, все задекларированные суммы считаются согласованными. Налоговый компромисс считается достигнутым после уплаты бизнесом своих налоговых обязательств. После этого налоговые органы уже не смогут проверять те периоды, по которым плательщик показал и уплатил налоги.

Как поясняет Игорь Билоус, это те обязательства, которые бизнес может добровольно задекларировать, и, в первую очередь, это касается крупных предприятий, которые принимали участие в схемах для минимизации своих обязательств. «И они не скрывают это, приходят к нам и говорят, ну когда же уже будет налоговая амнистия. То есть они готовы работать по-новому», — рассказывает чиновник. По его словам, для правительства важен не столько бюджетный эффект от реализации налогового компромисса (хотя в Миндоходов и рассчитывают на получение дополнительных 5-7 млрд. грн), сколько возврат максимального количества предприятий в правовое поле. Билоус рассчитывает, что в такой кампании примут участие около 1 тыс. предприятий.

От налоговиков ждут жесткости

Экономисты сдержано, а некоторые даже скептически восприняли компромиссное предложение властей к бизнесу. По мнению старшего экономиста Центра международных перспективных исследований Василия Поворозника, применение механизма налогового компромисса — важный шаг, но должен осуществляться в комплексе, вместе с глобальными реформами и выводом экономики «из тени». «Разовая акция эффекта не даст, — уверен он. — Если есть возможность не платить и бизнес за это не несет никакой ответственности, то и дальше платить не будут».

Кроме того, добавляет Поворозник, контролирующим органам не стоит концентрироваться исключительно на компаниях, которые «работали на семью», ведь большинство отечественных предприятий более 20 лет стараются не платить налоги: «Так дешевле и это нормально для бизнеса. Им легче заплатить взятку, чем полностью уплатить все налоги». Чтобы у компаний появился стимул легально платить налоги необходимо в, первую очередь, упрощение администрирования, сокращения количества налогов, а для дальнейшего экономического роста еще и снижение ставок.

Директора центра «CASE-Украина» Дмитрий Боярчук от реализации правительственной инициативы грандиозного успеха не ожидает, так как считает, что большинство схем реализовывали экономически неактивные предприятия. «Но, как идея, звучит неплохо. Важно, чтобы после компромисса была жесткая реакция налоговых органов на тех, кто так добровольно и не объявился», — добавил он.

Партнер же PricewaterhouseCoopers Вячеслава Власов в беседе с «Вестями» отметил, что процедура налогового компромисса должна быть публичной, то есть Миндоходов необходимо подготовить и опубликовать список налоговых ям, компаний выгодоприобретателей и исполнителей. Таким образом, весь процесс будет под контролем общественности и значительно снизится риск выборочного применения контроля. «Пока что не совсем понятно к чему и кому относится компромисс, к каким транзакциям, к каким контрагентам», — заметил он. Кроме того, эксперту не понятен объем отчислений в размере 15%: «Почему не 50 или 70%. Наверное, и предприятия, которые честно все это время работали и платили в полном объеме, и граждане ожидают больших требований к теневым компаниям». По мнению Власова, затормозить процесс может и отсутствие в Уголовном кодексе изменений в плане освобождения от ответственности в результате амнистии. И эта причина стала одним из факторов, почему в других странах, пытавшихся провести амнистию, схема не сработала.

Наталия Непряхина

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *