Минюст предлагает ввести адвокатскую монополию на представительство в судах

Разработаны изменения в Закон об адвокатуре, устанавливающие исключительное право адвокатов на представительство в судах и разрешающие приобретение неогнестрельного оружия.

Минюст обнародовал законопроект о внесении изменений в Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», разработанный на выполнение Программы деятельности Кабмина. В случае принятия законопроекта с 1 января 2016 года будет установлена монополия адвокатов на представительство интересов в судах. Предусмотрено, что представительство интересов во всех судебных процессах вправе осуществлять исключительно адвокаты.

Но эти требования не распространяются на:

1) работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, представляющих интересы этих органов;

2) работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, которые в соответствии с законом защищают права и свободы человека и гражданина;

3) работников предприятий, организаций, учреждений, интересы которых они представляют;

4) законных представителей в предусмотренных законом случаях.

Все так же декларируется независимость адвокатуры от государства, но устанавливается, что должен быть обеспечен специальный режим налогообложения адвокатской деятельности. Кроме того, государство обязуется выделить в судах пригодные для работы комнаты.

Минюст предлагает уточнить требования к желающим стать адвокатами: кандидат должен иметь стаж работы в сфере права не менее трех лет после получения полного высшего юридического образования (сейчас — не менее двух лет).

В стаж работы в области права засчитывается:

а) работа судьи, прокурора, следователя, нотариуса;

б) работа помощника судьи, помощника адвоката;

в) работа на должностях юриста, юрисконсульта, руководителя юридической службы и других должностях в органах государственной власти, органах местного самоуправления, предприятиях, учреждениях и организациях независимо от формы собственности, если занятие такой должности требует наличия полного высшего юробразования;

г) работа педагогических или научно-педагогических работников, осуществляющих педагогическую и / или научную деятельность в средних профессионально-технических, высших учебных заведениях или учебных заведениях последипломного образования;

д) работа сотрудников научно-исследовательских учреждений;

е) работа на других должностях, в соответствии с законом требующих наличия полного высшего юридического образования;

є) деятельность ФЛП по оказанию юридических услуг.

Законопроектом предлагается установить трехступенчатую процедуру сдачи квалификационного экзамена и стажировки. Квалификационный экзамен проводится в два этапа: теоретического и практического экзамена. Стажером адвоката может быть лицо, которое на день начала стажировки имеет действительное свидетельство о сдаче теоретического экзамена. Совет адвокатов региона назначает руководителя стажировки из числа адвокатов, адрес рабочего места которых находится в соответствующем регионе согласно Единому реестру адвокатов Украины, по собственному выбору стажера и с письменного согласия адвоката. Во время стажировки через каждые два месяца стажер составляет промежуточные отчеты, а по его результатам — конечный отчет, которые утверждаются руководителем стажировки, направляются стажером совету адвокатов региона и лично представляются им на ее заседаниях. Взнос за прохождения стажировки устанавливается советом адвокатов региона и не может превышать размера десяти минимальных зарплат на первый день стажировки. 4/5 этого взноса выплачивается советом адвокатов региона в качестве вознаграждения руководителю стажировки, 1/5 направляется на покрытие расходов, связанных с основной деятельностью совета адвокатов региона. По решению совета адвокатов региона лицо может быть освобождено от уплаты взноса за прохождение стажировки по письменному согласию руководителя.

Также предлагается установить, что свидетельство о праве на занятие адвокатской деятельностью является документом, подтверждающим статус адвоката и предоставляет право на осуществление адвокатской деятельности. Удостоверение адвоката Украины является документом, удостоверяющим его личность.

Согласно законопроекту наименование адвокатского бюро может не включать фамилию создавшего его адвоката. Адвокатское бюро осуществляет свою деятельность без заключения трудового договора между ним и адвокатом, который его создал. Проект предусматривает, что все вопросы деятельности адвокатского объединения, а также вопрос взаимоотношений между членами адвокатского объединения регулируются уставом и договором между ними (партнерским соглашением).

Помощнику адвоката советом адвокатов региона может быть выдано удостоверениепо обращению адвоката, адвокатского бюро или адвокатского объединения, заключивших трудовой договор с ним. Сведения о помощнике адвоката вносятся в Единый реестр адвокатов Украины.

Съезду адвокатов Украины может быть предоставлено право утверждения символики адвокатуры. Адвокат может осуществлять свою профессиональную деятельность в мантии и с нагрудным знаком. Образец мантии и нагрудного знака утверждается Съездом адвокатов Украины.

Минюст предлагает установить обязательное требование относительно подачи адвокатом сведений в Единый реестр адвокатов Украины с целью подтверждения права на занятие адвокатской деятельностью.

Также законопороект предусматривает:

— расширение и усиление профессиональных прав адвоката и гарантий адвокатской деятельности (в частности, предлагается подкрепить принцип равенства сторон в уголовном производстве соответствующими процессуальными возможностями адвоката, прежде всего — по сбору доказательств);

— усовершенствование положений об адвокатском запросе (запрос может быть направлен ФЛП по вопросам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности);

— детализацию понятия вознаграждения адвоката;

— сбалансирование полномочий между съездом адвокатов Украины, Советом адвокатов Украины;

— оптимизацию количества и повышение независимости ревизионных комиссий адвокатуры;

— ограничение, во избежание злоупотреблений, круг субъектов, которые могут инициировать привлечение адвоката к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, предлагается предоставить адвокатам право на приобретение средств активной обороны в Украине (пистолетов и револьверов, предназначенных для отстрела патронов с резиновыми пулями). Отметим, по результатам опроса, проведенного ЮРЛИГОЙ, инициативу по разрешению адвокатам огнестрельного оружия поддержало большинство пользователей.