Шесть шагов к прозрачному рефинансу

В прошлом механизм рефинансирования НБУ вызывал серьезную критику и справедливые нарекания – прежде всего, из-за отсутствия прозрачных и четких процедур и правил. Наличие у банка значительного портфеля государственных ценных бумаг никогда не означало надежных гарантий получения им рефинансирования от НБУ, особенно в наиболее критичные моменты кризисов ликвидности на рынке.

Со сменой руководства НБУ после революции регулятор предпринимает усилия по изменению правил игры. Рефинансирование стало более доступным и открытым. Появляются новые формы рефинансирования, совершенствуется ценовой механизм. Однако процесс пока не устоялся и нуждается в дальнейшей систематизации.

В частности совершенствование механизма рефинансирования должно идти по следующим направлениям:

1. Создание прозрачной системы требований, контроля и исполнения (инфорсмент)

Нужно не просто сформулировать четкие критерии и прозрачные правила для предоставления рефинансирования, но и обеспечить их неукоснительное соблюдение регулятором. Для этого необходим регулярный независимый аудит Нацбанка на предмет выданных кредитов рефинансирования и отказов в их выдаче. Без этого никогда не будет создана система по-настоящему честного и прозрачного рефинансироания, а и далее будут продолжаться уже успевшие набить оскомину разговоры о коррупции в этой области.

2. «Предсказуемость» рефинансирования

Банки должны быть уверены, что при соответствии установленным требованиям и критериям они в безусловном порядке получат при необходимости определенный объем рефинансирования (например, в рамках лимитов, установленных регулятором на каждый банк в зависимости от размера его капитала и портфеля государственных ценных бумаг). Наличие у банка портфеля государственных ценных бумаг должно гарантировать ему получение рефинансирования, хотя бы в определенном объеме/пропорции. Помимо всего прочего, в интересах государства это будет стимулировать банки более активно приобретать государственные ценные бумаги.

3. Обеспечение «равнодоступности» банков к рефинансированию

Главным условием получения рефинансирования должно стать соответствие банка установленным требованиям и критериям, а не по принципу принадлежности к «избранной» группе (например, семье, клану, олигархической группе или по форме собственности).

4. Повышение «технологичности» процесса

Отдельные формы рефинансирования допотопны с точки зрения процедур и документооборота. В современных условиях необходимо активнее внедрять электронный документооборот, упрощать процедуры и сократить количество требуемых документов.

5. Совершенствование ценовых условий

Формализация (формулирование принципов ценообразования) и более активное использование ценового механизма при выдаче рефинансирования в привязке к учетной ставке НБУ. Это будет содействовать усилению влияния учетной ставки на уровень процентных ставок в экономике и среди прочего явится важным элементом внедрения инфляционного таргетирования в будущем.

6. Систематизация форм и условий рефинансирования

Систематизация различных форм рефинансирования по целям, срокам и т. п.

Стоит отметить, что имевшиеся в прошлом факты нецелевого использовании и по сути преступного вывода средств рефинансирования из ряда проблемных банков доказывают необходимость жесткого контроля за их использованием.

Также Нацбанк должен гибко и системно подходить к установлению стоимости рефинансирования в зависимости от ситуации на рынке. Это может быть определенная привязка к учетной ставке, которая сама должна более объективно формироваться (устанавливаться) в зависимости от рынка или определяться в результате конкурентных тендеров.

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *