Заемщик заплатит за всех. Как хотят конвертировать валютные долги

Предложенный законодателями механизм перевода валютных кредитов в гривню удовлетворяет всех, кроме должников.

В противостоянии банков и валютных заемщиков наметился новый поворот. Верховная Рада 3 июля приняла в первом чтении законопроект ‘О реструктуризации кредитных обязательств из иностранной валюты в гривню’ №4185а-2, поданный депутатом Русланом Князевичем. Также прошел первое чтение сопутствующий законопроект № 4186а-1 ‘О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно реструктуризации кредитных обязательств из иностранной валюты в гривню)’.

Следует напомнить, что в парламент практически одновременно было внесено четыре законопроекта, касающиеся реструктуризации валютных кредитов. Наряду с инициативой Князевича был предложен законопроект Алексея Кайды №4185а, о котором писала ЛІГАБізнесІнформ. Также были внесены проекты депутатов Михаила Опанащенко 4185а-3 и Николая Рудьковского 4185а-1, в которых предлагалось конвертировать валютные кредиты по курсу на момент заключения договора. Их парламент не поддержал.

ЛІГАБізнесІнформ выяснила, чьи интересы защищает законопроект Князевича, и какими будут последствия его вступления в силу.

Парад инициатив

Причину увлечения законодателей валютными кредитами стоит искать в политической плоскости. Адвокат, руководитель практики налогового права АО Юскутум Андрей Фомичев считает, что разнообразие инициатив по одному и тому же вопросу свидетельствует, скорее, о зарабатывании политических баллов. ‘Законопроект Николая Рудьковского является политиканством и может негативно отразиться на банковском секторе. Предложенная в нем реструктуризация по курсу в 5,05 грн. (на момент заключения договора – ред.) за доллар понравилась бы должникам, – замечает юрист. – Но ведь и банки, в таком случае, могли бы предложить возвращать депозиты в пересчете по такому курсу, что вызвало бы возражения у держателей депозитов. В то же время, перерасчет по курсу около 12 грн. является для должников сильным психологическим ударом’.

Банки VS заемщики

Объединения валютных заемщиков поддерживают законопроект Рудьковского 4185а-1, а не принятый в первом чтении документ. ‘Проголосованная инициатива в наименьшей мере ущемляет права банков, доводя до абсурда смысл реструктуризации. Под ее действие попадает менее 5% заемщиков, имеющих валютные кредиты’, – комментирует старший партнер адвокатской компании Кравец и Партнеры Ростислав Кравец. Но на сегодняшний день собеседник ЛІГАБізнесІнформ не видит ни одного законопроекта, который бы помог большинству заемщиков рассчитаться с долгами.

Банки и госорганы считают инициативу Князевича лучшим решением, а заемщики поддерживают законопроект Рудьковского, обещающий пересчет по курсу 5,05

‘Проголосованный законопроект №4185а-2 разрабатывался совместно с Нацбанком, банковскими ассоциациями, получил одобрение Минфина и учитывает пожелания МВФ – ключевого кредитора Украины’, – подчеркивает начальник управления исследований банка Надра Татьяна Нурмухаметова. По мнению собеседницы ЛІГАБізнесІнформ, три других законопроекта предусматривали популистские механизмы реструктуризации, при применении которых вероятные убытки банков составили бы 15-20 млрд. грн. Позиция МВФ сыграла в судьбе инициативы не последнюю роль. Как отмечает начальник управления мониторинга кредитных программ банка Хрещатик Елена Трояновская, сотрудничество с МВФ в условиях зависимости от финансовой помощи требует от Украины взвешенных подходов и принятия твердых решений для продолжения сотрудничества с фондом.

Партнер ЮФ Ильяшев и Партнеры Максим Копейчиков также считает проголосованный документ наиболее умеренным и справедливым, поскольку в нем предложены четкие социальные критерии для определения кредитов, подлежащих реструктуризации. По мнению собеседника ЛІГАБізнесІнформ, для банков этот проект выглядит более приемлемым, поскольку затрагивает меньшее количество кредитов, четко регламентирует процедуру реструктуризации и защищает от недобросовестных заемщиков.

Реструктуризация по Князевичу

Согласно принятому законопроекту, право на реструктуризацию получают заемщики, чей долг на 1 января 2014 года составлял менее 1 млн. грн., а просрочки либо отсутствуют, либо погашаются до реструктуризации. Такая схема действует только для кредитов, выданных на покупку единственной квартиры для проживания заемщика.

Проголосованный в первом чтении законопроект предполагает сохранение первоначальной ставки, которая существенно ниже текущих ставок по кредитам в гривне

Конвертация в гривню проводится по официальному курсу на день реструктуризации. Кредитная ставка остается прежней. Размер ежемесячного платежа по реструктуризированному обязательству не может превышать размер месячного платежа по такому кредиту до его реструктуризации. Разница между суммой обязательств в гривне по курсу НБУ на дату реструктуризации и суммой обязательств, переведенных в гривню по курсу на 1 января 2014 года, подлежит уплате в последнюю очередь или прощается банком.

Законопроект предусматривает продление моратория на отчуждение залоговой недвижимости на период выплаты реструктуризированного долга. Вместе с тем, заемщик может рассчитаться с банком по остатку задолженности путем передачи залогового жилья. В таком случае банк обязан списать всю задолженность, даже если стоимость залога не покрывает весь долг. Законопроект № 4186а-1 вносит в Налоговый кодекс дополнения, согласно которым долг, прощенный в процессе реструктуризации, не будет облагаться налогом.

Заемщик заплатит за всех

По мнению первого замглавы налогово-таможенного комитета парламента Оксаны Продан, принятый в первом чтении законопроект хорош уже тем, что разделяет ответственность между государством, теряющим налоги; банками, которые относят на убытки штрафы, пеню и разницу между курсом на 1 января 2014 года и день перерасчета; а также заемщиками, выплачивающими больше, чем планировали.

Однако, уверен Ростислав Кравец, такая реструктуризация практически не будет иметь последствий для банков. ‘Формально под ее условия попадут менее 5% валютных кредитов, так как законодатель учитывает только займы на жилье и исключает из схемы кредиты на дома с участками. Требование об отсутствии задолженности на момент реструктуризации и ограничение суммой в 1 млн. грн. с учетом штрафов и вовсе сведет количество заемщиков, соответствующих условиям, до менее 1%’, – предупреждает собеседник ЛІГАБізнесІнформ.

Мария Бабенко, ЛIГАБiзнесIнформ

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *