Скупщики долгов готовы потребовать от МТСБУ порядка 40 млн грн

Компании, которые занимались скупкой долгов страховщиков-банкротов за 30-50% от их объема, начали подавать заявки на получение регламентных выплат от Моторного (транспортного) страхового бюро.

Из суммы долга в 40 млн грн, выкупленного у пострадавших в ДТП, пока в бюро поданы заявки только на 1,9 млн грн. Чтобы лишить посредников бизнеса, в бюро разработали законопроект, ускоряющий выплаты водителям, пострадавшим от неплатежей страховщиков-банкротов.

Долг ждет платежа

«Компания «Маркс.Капитал» доставила в бюро несколько ящиков договоров переуступки прав требования, заключенных с потерпевшими, которые не могут получить возмещение от УЭСК. Мы еще не вскрывали их, хотим сделать это в присутствии представителя компании «Маркс.Капитал». По их словам, общий объем обязательств по этим договорам составляет 1,9 млн грн», – рассказала генеральный директор Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) Наталья Гудыма. В реестре кредиторов учтены обязательства перед «Маркс.Капитал» на 1,6 млн грн.

Активная скупка обязательств по страховым договорам началась в минувшем году. Потерпевшие в ДТП вместо ожидания годами возмещения от неплатежеспособных страховых компаний готовы были у посредников получить сразу же 30-50% суммы долга. Теперь покупатели долга, в том числе «Маркс.Капитал» и «Финанс Лайн», требуют от МТСБУ выплату страхового возмещения в полном объеме.

Объем выкупленных требований оценивается в 40 млн грн. Речь идет о долгах проблемных компаний: Украинской экологической страховой компании (УЭСК), «ИнтерТрансПолис», «Наста», «Лафорт», «Добробут» и «Городской страховой компании». Из них 10 млн грн – обязательства УЭСК. Но МТСБУ отказывается платить по этим счетам, ссылаясь на законы «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств» и «О восстановлении платежеспособности должника или признания его банкротом».

Представители «Маркс.Капитал» утверждают, что потерпевшие имеют право на получение выплаты до окончания процедуры банкротства или ликвидации СК. «Согласно закону об ОСАГО, МТСБУ выплачивает возмещение по обязательствам страховщика, который признан банкротом и/или ликвидируется. К тому же средства в фондах МТСБУ не являются активами страховщика, соответственно не могут включаться в ликвидационный баланс, – говорится в письме «Маркс.Капитал» в адрес МТСБУ. – В соответствии с положением о фондах МТСБУ, выплата из фондов бюро осуществляется из общего фонда, а не из взноса конкретного страховщика».

Платить нельзя отклонить

Юристы утверждают, что в законодательстве нет четкого описания, как действовать в такой ситуации, но позиция МТСБУ может оказаться сильнее. «По моему мнению, позиция МТСБУ имеет законные основания, поскольку бюро должно возместить вред потерпевшему в случае недостаточности средств и имущества страховщика, а такой факт будет установлен только после утверждения ликвидационного баланса», – объясняет юрист Андрей Украинский, который занимается частной практикой в страховых спорах. Согласно ст. 41 закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств», МТСБУ за счет средств фонда защиты потерпевших возмещает ущерб «в случае недостаточности средств и имущества страховщика – члена МТСБУ, который признан банкротом или ликвидирован, для выполнения его обязательства по договору ОСАГО».

В то же время, согласно закону, такие регламентные выплаты распределяются в порядке, установленном президиумом МТСБУ. «Получается, что в случаях начатой процедуры банкротства или ликвидации страховщика-члена МТСБУ бюро осуществляет выплаты по договорам ОСАГО такого страховщика после окончания соответствующей процедуры, а ответ на вопрос, каким должен быть размер выплаты, очевидно, содержится в актах президиума МТСБУ», – поясняет генеральный директор Украинской федерации страхования Галина Третьякова.

Сейчас шесть страховых компаний признаны банкротами: «Авионика», «Галактика», «Страховые традиции», «Вексель», УЭСК и «Бонус». В отношении трех СК – «Лафорт», «ИнтерТрансПолис» и «Городской страховой компании» – возбуждены производства по делам о банкротстве. По данным МТСБУ, удовлетворено 184 обращения граждан по выплате возмещений из фонда защиты потерпевших в размере 3,9 млн грн. Еще 245 заявлений на 3,27 млн грн находятся на рассмотрении МТСБУ. «По этим случаям предоставлены разъяснения относительно порядка и сроков получения регламентной выплаты после завершения процедуры банкротства», – рассказали в бюро. Представитель «Маркс.Капитал» Сергей Процик оценил общую сумму задолженности компаний, у которых забрали лицензию, в 175 млн грн.

Разрубить узел

Решить проблему может законопроект, подготовленный бюро и согласованный с профильными ассоциациями. Документ дает МТСБУ право выплачивать возмещение потерпевшим сразу после того, как Нацкомфинуслуг аннулирует или отзовет у проблемного страховщика лицензию на ОСАГО или после того, как против компании возбуждено производство по делу о банкротстве. При этом такая регламентная выплата будет осуществляться, только если пострадавший не подавал в суд по делу о банкротстве письменное заявление с требованием выплаты от должника.

Впоследствии МТСБУ сможет вытребовать эту сумму со страховщика, если он восстановит свою платежеспособность, а также получить пеню из расчета двойной учетной ставки НБУ (сейчас она составляет 9,5% годовых). «Я постараюсь, чтобы этот законопроект как можно скорее рассмотрели в парламентском комитете по вопросам финансов и банковской деятельности, после чего он будет направлен в Верховную Раду», – пообещал член комитета Андрей Пинчук.

Впрочем, МТСБУ уже предлагает выплачивать возмещение, если у СК возникают финансовые проблемы. Согласно договору о сотрудничестве между страховыми компаниями и МТСБУ, в случае если в компанию введена временная администрация, компенсация потерпевшим может быть выплачена за счет гарантийного взноса страховщика в фонд защиты потерпевших (с ноября 2013 года он составляет не менее 300 тыс. евро). Солидарная ответственность в этом случае не действует. «В 2012 году после нескольких крупных банкротств в сегменте ОСАГО большинство СК включили такой пункт в договора о сотрудничестве. Подобный механизм уже использовался страховой компанией «Райп». Временный администратор обратился к нам с просьбой. Однако денег на всех не хватило, поэтому с частью потерпевших было подписано мировое соглашение, и они получили компенсацию в размере 65% от суммы возмещения», – сказала Наталья Гудыма.

Виктория Руденко, Финмайдан

Хотите быть в курсе важнейших событий? Подписывайтесь на АНТИРЕЙД в соцсетях.
Выбирайте, что вам удобнее:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твиттер twitter.com/antiraid

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *