Гривне прописали слабость

Официальный курс гривны обновил очередной исторический рекорд: накануне НБУ «назначил» гривне цену на уровне 13,22 грн/$.

Котировки межбанка хоть и карабкались уверенно вверх в течение дня, все же удержались «в пределах приличия»: курс вырос до 13.3 грн/$ на покупку и до 13,4 грн/$ на продажу, но брать рекордные вершины недельной давности 13,45-13,46 грн/$ не отважился.

У Нацбанка есть лишь два способа сдержать ползущую девальвацию: административные меры к участникам валютного рынка и «заливание» межбанка долларом. Эксперты предупреждают: и те и другие возможности у регулятора сильно ограничены.

«Грузите апельсины бочками»

НБУ сейчас как никогда ограничен в ресурсах: золотовалютные резервы на минимуме за последние годы. Международный валютный фонд тянет с решением о предоставлении кредита: лишь 29 августа будет приниматься решение о предоставлении средств, которые должны были поступить в страну еще в середине лета. «Заливать» особо нечем.

Чиновники уже открыто признают, что будут просить МВФ объединить два транша — июньский и сентябрьский — чтобы удержать курс гривны в разумных пределах и не допустить обвала национальной валюты.

«Крайними» решили «назначить» экспортеров: накануне поздно вечером Национальный банк принял решение о повышении норматива обязательной продажи валютной выручки экспортерами с нынешних 50% до 100% сроком на три месяца. Механизм обязательной продажи валютной выручки остался новым властям в наследство от «папередников», а вводилось оно тоже как временная мера до стабилизации ситуации на валютном рынке.

Еще в апреле нынешнего года, когда «курсовое пике» уже стало очевидным, некоторые производители экспортной продукции нашли лазейки, чтобы вообще «не заводить» валютную выручку в страну, или же по максимуму оттянуть время ее продажи.

Кроме того, дает о себе знать сворачивание украинского экспорта: его подрывают торговые ограничения и нестабильная ситуация в ключевых промышленных регионах.

Еще недавно глава Нацбанка Валерия Гонтарева уверяла, что вообще не видит смысла в повышении норматива продажи валютной выручки, хотя этот механизм рассматривается как способ наполнения рынка валютой на «крайний случай».

Эксперты считают, что повышение норматива продажи валютной выручки поможет оказать хотя бы временное «отрезвляющее» и стабилизирующее влияние на рынок. Расхождения лишь в оценке причин. Одни полагают, что этот «крайний случай» уже настал. Другие уверяют: это «профилактические» меры НБУ, чтобы гривне не стало «совсем плохо».

«Введение 100% продажи валютной выручки — это нехороший сигнал. У нас нет четкой картины по спросу и предложению на валютном рынке, но 100% продажи это или проба «на зуб» спекулятивной составляющей в текущей ситуации — я имею ввиду «пассивную» спекуляцию, когда придерживают валюту — или действительно признание ситуации, что все плохо», — полагает Дмитрий Боярчук, исполнительный директор центра социально-экономических исследований «CASE Ukraine».

Павел Ильяшенко, портфельный управляющий КУА «КИНТО», напротив, успокаивает: еще не все плохо, а НБУ лишь готовит запасной инструмент влияния на рынок.

Вряд ли это принесет большую пользу. Глава НБУ правильно говорила, что экспортеры продают от 70% до 100% валюты. Больше настораживает желание правительства объединить два транша от МВФ«Рынок стал напряженнее по многим причинам. Можно сидеть и ждать на «авось», а можно подготовиться на всякий случай. Рациональнее всегда готовиться и к плохому, и к хорошему. Главное — заранее. Пока (на валютном рынке — ред.) ничего страшного, но кто знает, что будет. Поэтому «подстелить солому» там, где можно будет упасть, довольно логичный шаг», — прокомментировал Ильяшенко действия НБУ в отношении экспортеров.

Другие не верят, что «отжим» валюты у экспортеров поможет стабилизировать рынок и залить его валютой.

«Однозначно — это вынужденная мера, и, скорее всего, она противоречит меморандуму с МВФ. Вряд ли это принесет большую пользу, так как глава НБУ правильно говорила, что валюты продается от 70% до 100%. Меня больше насторожил комментарий о желании объединить два транша от МВФ. Это уже было в новейшей истории. Здесь спекулировать не буду, но это вряд ли от «хорошей» жизни», — сказал заместитель председателя правления Ситибанка Владислав Сочинский.

Эксперты полагают, что сейчас сверхзадача правительства и Нацбанка удержать курсовую ситуацию под контролем хотя бы до конца августа — именно тогда должно прийти «подкрепление» от МВФ на $ 2,2 млрд. Это если Фонд все же пойдет навстречу правительству и объединит два транша.

«После поступлений денег МВФ будет уже психологически легче. Если к этому времени еще и военные порадуют своими успехами, то, думаю, напряженность по гривне очень сильно упадет и в таких мерах необходимость отпадет сама собой», — верит Боярчук.

Ждали доллар по 11,7? Не ждите…

Но даже поступление денег МВФ не означает, что резервы НБУ сильно увеличатся. Глава Министерства финансов Александр Шлапак сказал, что Украина просит Фонд разрешить направить примерно две трети полученных денег на финансирование дефицита госбюджета. Это само по себе прецедент. Три предыдущие программы Украина-МВФ, начиная с времен правительства команды Тимошенко во времена президентства Ющенко и до нынешнего времени, не предусматривали финансирования дефицита бюджета. Фонд давал кредиты исключительно на пополнение золотовалютных резервов.

«Мы думали, что средства, как и раньше, в предыдущие годы наших отношений с МВФ, все пойдут в Национальный банк, но сейчас вынуждены попросить, чтобы из $1,4 млрд транша $ 1 млрд пошел в государственный бюджет, а $ 400 млн — в Национальный банк. Они нам сегодня нужны, чтобы рассчитаться с долгами, чтобы не лезть в курсовую разницу», — признал Шлапак.

Это означает, что возможности влияния на курс посредством интервенций для регулятора практически не улучшатся, поэтому в запасе у НБУ остается лишь административный инструментарий. Он, кстати, тоже сейчас согласовывается между правительством и МВФ, чтобы придать мерам влияния видимость рыночного механизма.

Прогнозы представителей экономических властей тоже не отличаются слаженностью «генеральной линии», что дестабилизирует поведение на валютном рынке особо впечатлительных граждан. Еще недавно Гонтарева говорила о возможности возврата курса к отметкам 11,5-11,9 грн/$ и называла эту отметку «точкой равновесия».

Шлапак, похоже, уже не верит в такую возможность: «Мое убеждение в том, что никаких оснований для роста курса, что он преодолел отметку 13,5 грн/$, нет. Курс 12 грн/$ является абсолютно уравновешенным и мог бы остаться таким до конца года, на что мы и рассчитываем».

Девальвация, хоть и стимул для развития внутреннего производства, но в теперешней ситуации это очень опасный путь. С него очень легко свалиться в инфляцию, а затем в гиперинфляциюЭксперты все более и более пессимистично оценивают перспективы гривны. Ее укрепление до 12 грн/$ все реже называют «перспективой» и все чаще «шансом».

«Но это реально только после завершения АТО и урегулирования газового вопроса. К сожалению, эти вопросы пока зависли в воздухе. Поэтому в лучшем случае гривна будет укрепляться медленно. Но это тоже станет положительным знаком для инвесторов», — сказал в комментарии «Сегодня» Александр Жолудь, эксперт Международного центра перспективных исследований.

Он полагает, что НБУ должен установить формальные критерии для своего вмешательства в работу межбанка. В таком случае валютно-курсовая политика регулятора станет более предсказуемой, а это поможет избежать «курсовых качелей».

В то же время Александр Гончаров, директор Института развития экономики, полагает, что ослабляя гривну экономические власти ступили на скользкую дорожку в попытке стимулировать экономический рост.

«Доступен правительству и Нацбанку только один из важнейших монетарных рычагов — это ослабление гривны. В тоже время девальвация — это хоть какой-то стимул для развития внутреннего производства. Правда, в теперешней ситуации это очень опасный путь. Потому что, с него очень легко свалиться в инфляцию, а затем в гиперинфляцию. Исходя их этого, думаю, дальнейшего ослабления гривны нам не избежать. Если говорить в абсолютных цифрах, то к концу 2014 года доллар вижу в пределах 14-15 гривен», — прогнозирует Гончаров.

Финансовый аналитик рейтингового агентства «Эксперт Рейтинг» Виталий Шапран напоминает, что курсовое пике запустил своей псевдо отставкой премьер Яценюк, который таким образом хотел протащить через парламент согласованные с МВФ законодательные инициативы.

«Рынок» узнал, что НБУ обязан поддерживать определенный минимум ЗВР, и де-факто ограничен в интервенциях, то есть ЗВР есть, но тратить их нельзя, поэтому профучастники рынка уже знали что НБУ ограничен в интервенциях. Но ни НБУ, ни профучастники, ни информированные эксперты не могли же кричать: «До 29 августа НБУ интервенции проводить не может!». Кто внимательно слушал — об ограниченности в интервенциях сообщила Гонтарева в парламенте. Точнее, депутаты из нее это «выдавили». Как только НБУ получит второй транш, его ЗВР вырастут и он сможет проводить интервенции. Но сегодня 20 августа и напряженность на валютном рынке растет. А поскольку НБУ не может урезать ликвидность системы, которая и так невелика, было принято решение о 100%-ной продаже валютной выручки. Я противник такого решения, поскольку оно будет стимулировать экспортеров «прятать» валютную выручку и косвенно негативно отражаться на фискальной составляющей. Надеюсь что данная мера будет отменена после получения второго транша», — подытожил Шапран.

Степан Бурчак

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *