Иностранцам придеться платить за проезд по украинским дорогам
Кабинет министров изыскал новые источники средств на содержание украинских дорог.
Уже с 2016 г. ремонт дорог хотят частично возложить на иностранцев, въезжающих в Украину как с целью бизнеса, так и с частными визитами. Недавно Министерство инфраструктуры разработало тарифную сетку для коммерческого транспорта, в том числе грузовиков и пассажирских автобусов, пересекающих украинскую границу. Как следует из проекта закона, подготовленного министерством, с автомобилей массой от 3,5 т до 40 т включительно будут брать € 0,04 за 1 км. Это значит, что, к примеру, водитель фуры, осуществляющей транзит груза через Украину и преодолевающей 1300 км, должен будет заплатить € 52 (около 920 грн при текущем курсе). Для тяжеловесных авто массой свыше 52 т ставка за проезд составит от € 0,54 за 1 км.
Право на льготы
Закон о сборе платы в пунктах пропуска государственной границы, в том числе и за проезд по территории страны, был принят еще 15 лет назад. Согласно ему, оплата производится, исходя из ставок за 1 км. Сейчас они в два раза меньше, чем предлагает Мининфраструктуры. Как объяснила «Капиталу» директор департамента транспортной политики Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины (АСМАП) Валентина Мальчевская, со многими странами Украина заключила соглашения о перевозках. В этих договорах, как правило, предусмотрено взаимное освобождение от дорожных сборов, кроме платных дорог, которых у нас в стране еще нет. «Сбор взимается только в том случае, если превышены габаритные или весовые параметры, независимо от того, украинский это перевозчик или иностранный», – уточняет собеседница. При этом с рядом стран, например с Германией, Австрией, Италией, такие договоренности отсутствуют.
Абсолютное новшество от министерства – взимание платы за въезд и нахождение на территории страны автомобилей с разрешенной массой до 3,5 т. В данном случае речь идет исключительно о машинах, зарегистрированных не в Украине. Тарифы для въезжающих на своих легковых авто иностранцев предложены из расчета € 2 в день, € 7 в неделю, € 25 в месяц, € 120 в полгода и € 200 в год. Впрочем, по мнению собеседника из АСМАП, при нынешнем состоянии дорог не совсем корректно брать с иностранцев деньги за сомнительные услуги.
Удорожание проезда для перевозчиков, с чьими странами Киев не согласовал взаимное освобождение от уплаты проезда по дорогам, может сказаться и на транзитных перспективах нашей страны. Впрочем, как отметил директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк, в связи с военными действиями в Донбассе транзитный поток грузоперевозок из Европы и так уже сместился от украинской границы к белорусской.
Пойти от простого
Практика оплаты проезда коммерческим транспортом существует практически во всех европейских странах, подтверждают опрошенные эксперты. «Коммерческий транспорт наносит более существенный урон дорогам, чем легковые автомобили. И этот урон не компенсируется акцизом на топливо», – говорит координатор реформирования транспортной отрасли Координационного центра по внедрению экономических реформ Александр Кава. Как обратил внимание эксперт, законопроект Мининфраструктуры не предусматривает такого простого механизма, как расчет расстояния, которое проезжает автотранспорт и за которое взимается плата.
«В законопроекте ставка привязана к километражу, но механизма его расчета в документе нет», – отмечает Кава. До последнего времени, по словам Мальчевской, расчет суммы платы за проезд осуществлялся исходя из того маршрута, который указывал сам перевозчик или который ему предлагали на украинской границе. Но проследить за фактическим передвижением грузовика в данном случае практически невозможно. Поэтому, как отметил Кава, возможен вариант с оборудованием автомобиля на границе GPS-системой, которая рассчитает маршрут и проследит за передвижением машины.
«Учитывая существующую систему покрытия GPS, не думаю, что будут сложности с использованием датчиков», – подчеркивает собеседник. С другой стороны, система с применением GPS-датчиков обойдется государству намного дороже, чем в случае оплаты непосредственно в пункте пропуска на границе. В Беларуси, где считывающие датчики применяют на платных дорогах с прошлого года, установка соответствующей системы обошлась в € 267 млн (около 4,8 млрд грн).
Скрытый мотив
За последнее время Мининфраструктуры предпринимает не первую попытку найти альтернативные источники наполнения бюджета для ремонта дорог. Немногим ранее ведомство подготовило законопроект, предусматривающий взимание платы за проезд с транспорта массой свыше 12 т. Ежегодные поступления за счет этого должны составить 4‑8 млрд грн в зависимости от ставки оплаты. При этом речь идет не о всех дорогах, а только о 21 тыс. км. Сколько принесут бюджету такие нововведения, в министерстве не уточняют. Но обе свои инициативы там объясняют необходимостью компенсировать ущерб, который наносит грузовой коммерческий транспорт дорожному покрытию. Есть и другой мотив, более банальный. Предусмотренных в госбюджете средств катастрофически не хватает не то что на строительство дорог, но даже на их ремонт. По словам министра инфраструктуры Максима Бурбака, из необходимых 32 млрд грн на содержание 170 тыс. км дорог в госбюджете предусмотрено 15 млрд грн. Но 10 млрд грн из этой суммы «Укравтодору» потребуется для выплат по ранее привлеченным займам. Следовательно, на сугубо дорожные нужды средств практически не останется.
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!