Законопроект об очищении власти. Кто, кого и как планирует проверять

14 августа украинский парламент принял в первом чтении законопроект №4359а ‘Про очищение власти’, который определяет правовые и организационные так называемой «люстрации» власти в Украине.

Кого будут проверять

Субъектами проверки согласно законопроекту являются:

1) лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления:

а) Президент Украины, Председатель Верховной Рады Украины, его Первый заместитель и заместитель, Премьер-министр Украины, Первый вице-премьер-министр Украины, вице-премьер-министры Украины, министры, другие руководители центральных органов исполнительной власти , которые не входят в состав Кабинета Министров Украины, и их заместители, Председатель Службы безопасности Украины, Генеральный прокурор Украины, Председатель Национального банка Украины, Председатель Счетной палаты, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым, Председатель Совета министров Автономной Республики Крым;

б) народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым;

в) военные должностные лица Вооруженных Сил Украины и других образованных в соответствии с законами воинских формирований, кроме военнослужащих срочной военной службы и военнослужащих по призыву по мобилизации;

г) судьи Конституционного Суда Украины, другие профессиональные судьи, Председатель, члены, дисциплинарные инспекторы Высшей квалификационной комиссии судей Украины, должностные лица секретариата этой Комиссии, Председатель, заместитель Председателя, секретари секций Высшего совета юстиции, а также другие члены Высшего совета юстиции;

г) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной уголовно-исполнительной службы, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, налоговой милиции, лица начальствующего состава органов и подразделений гражданской защиты;

д) должностные и служебные лица органов прокуратуры, Службы безопасности Украины, дипломатической службы;

е) члены Центральной избирательной комиссии;

ж) должностные и служебные лица других государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления;

2) лица, которые претендуют на занятие вышеперечисленных должностей.

Кто будет проверять

Законопроектом предлагается, что организация проведения проверки возлагается на руководителя (заместителя руководителя) соответствующего органа государственной власти , где работает субъект проверки или который назначает субъекта проверки (заключает с ним трудовой контракт (соглашение)), или на занятие должности в котором претендует кандидат.

Организация по проведению проверки субъектов проверки, которые уже занимают выборную должность или претендующих на ее занятие, возлагается на Центральную избирательную комиссию.

Для обеспечения организации проведения проверки руководитель органа проверки подает на утверждение в Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы через его территориальные органы на местах проект плана проведения мероприятий по проверке работников органа проверки, согласованный с территориальным органом центрального органа исполнительной власти по обеспечению реализации государственной налоговой политики.

Сведения, которые будут проверяться

Проверке подлежат сведения о:

достоверности сведений, изложенных в согласии на прохождение проверки, предоставленной субъектом проверки, форма которой утверждается Национальным агентством Украины по вопросам государственной службы;

достоверности сведений, указанных в декларациях об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера в отношении субъекта проверки и близких ему лиц за три предыдущих года занятия должностей, определенных в соответствии с Законом, по форме, установленной Законом Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции », соответствия установленной формы декларации, проверки сведений декларации путем оценки правильности начисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), соответствия расходов полученным доходам;

привлечения лица к ответственности за коррупционные правонарушения.

Проект предусматривает, что Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы для организации проверок руководителей, реализации общественного контроля за проведением проверок и обжалования решений органов проверки создает центральную и территориальные комиссии по проверке, в которые обязательно включаются на общественных началах с правом голоса не менее одного представителя общественности и одного представителя средств массовой информации.

Порядок формирования таких комиссий и регламент их деятельности определяются Национальным агентством Украины по вопросам государственной службы.

Члены центральной и территориальных комиссий по проверке назначаются сроком на один год без права повторного назначения. Центральная комиссия по проверке является органом проверки для отдельных категорий субъектов проверки.

Сроки проведения проверки

Проверка проводится в соответствии с планом мероприятий по проверке, утвержденным Национальным агентством Украины по вопросам государственной службы, в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня предоставления согласия на проведение проверки.

Проверка субъектов проверки, претендующих на занятие выборной должности, проводится в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня предоставления согласия на проведение проверки. Этот срок не может быть продлен.

В случае необходимости срок проверки продлевается до 45 рабочих дней с обязательным уведомлением об этом субъекта проверки.

Кого уволят

Кроме того, в законопроекте перечислен целый ряд лиц, которые считаются такими, что не прошли проверку и подлежат увольнению.

Согласно проекту субъекты проверки являются непрошедшими проверку, если они:

1) занимали должность в период с 25 февраля 2010 по 22 февраля 2014:

а) Президента Украины, Премьер-министра Украины, Первого вице-премьер-министра Украины, вице-премьер-министра Украины;

б) министра, руководителя другого центрального органа исполнительной власти, которые не являются членами Правительства Украины, Службы безопасности Украины, Генерального прокурора Украины, Председателя Национального банка Украины, Председателя Счетной палаты, Председателя Антимонопольного комитета Украины, Председателя Фонда государственного имущества Украины, Директора Бюро по вопросам антикоррупционной политики Секретариата Кабинета Министров Украины, Председателя Совета министров Автономной Республики Крым;

в) Правительственного уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики, Секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины;

г) руководителя Государственного управления делами;

г) члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины, члена Высшего совета юстиции;

д) прокурора области, прокурора города Киева и Севастополя, Автономной Республики Крым, прокурора района, межрайонной прокуратуры, прокуратуры в городах, прокурора специализированной прокуратуры, их первого заместителя, их заместителя;

2) занимали должность в период с 1 декабря 2013 по 22 февраля 2014 года и не были в этот период уволены по собственному желанию из органов государственной власти (государственных органов):

а) Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, первого заместителя министра, первого заместителя руководителя другого центрального органа исполнительной власти, председателей и членов государственных коллегиальных органов государственной власти (государственных органов), руководителя территориального подразделения на местах министерства, другого центрального органа исполнительной власти, государственных коллегиальных органов, его заместителя, Постоянного Представителя Президента Украины в Автономной Республике Крым, председатели областных, Киевской и Севастопольской городских, районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций, их первого заместителя, заместителя, руководителя Администрации Президента Украины, первого заместителя руководителя Администрации Президента Украина, заместителя руководителя Администрации Президента Украины, руководителя Секретариата Кабинета Министров Украины, первого заместителя руководителя Секретариата Кабинета Министров Украины, заместителя руководителя Секретариата Кабинета Министров Украины, членов Совета национальной безопасности и обороны Украины;

б) руководителя структурного подразделения Администрации Президента Украины, его первого заместителя, заместителя, руководителя структурного подразделения Секретариата Кабинета Министров Украины, его первого заместителя, заместителя, местной государственной администрации;

в) лица начальствующего состава органов внутренних дел, налоговой милиции;

г) руководители и заместители руководителей территориальных подразделений МВД Украины и Службы безопасности Украины в областях, городах Киеве и Севастополе, городских, районных, межрайонных, районных в городах отделов;

3) а также:

а) работники правоохранительных органов, государственные служащие и должностные лица органов местного самоуправления, граждане Украины, вина которых установлена ​​в определенном законом порядке в причинении вреда жизни, здоровью, имуществу граждан – участников массовых акций протеста с 21 ноября 2013 по 22 февраля 2014 года;

б) работники правоохранительных органов, которые принимали участие в задержании участников акций гражданского протеста и массовых мероприятий в период с 25 февраля 2010 по 22 февраля 2014 включительно и против лиц, освобожденных в соответствии с Законом Украины «Об устранении негативных последствий и недопущения преследования и наказания лиц по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний »от 29 января 2014 № 737-VII, Законом Украины« О недопущении преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний, и признании утратившими силу некоторых законов Украины »от 21 февраля 2014 № 743-VII, Законом Украины« О внесении изменений в Закон Украины «О применении амнистии в Украине» по полной реабилитации политзаключенных »от 27 февраля 2014 № 792 -VII и признанных политическими заключенными согласно закону;

в) работники правоохранительных органов, которые составляли и / или своим действием или бездействием способствовали составлению рапортов, протоколов об административном правонарушении, сообщений о подозрении в совершении уголовного преступления, обвинительных актов и т.п. в отношении участников акций гражданского протеста и массовых мероприятий в период с 25 февраля 2010 по 21 февраля 2014 включительно и против лиц, освобожденных в соответствии с Законом Украины «Об устранении негативных последствий и недопущения преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний» от 29 января 2014 № 737-VII, Законом Украины «О недопущении преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний, и признании утратившими силу некоторых законов Украины» от 21 февраля 2014 № 743-VII, Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О применении амнистии в Украине» по полной реабилитации политзаключенных »от 27 февраля 2014 № 792-VII;

г) следователи органов досудебного расследования, дознаватели, оперативные работники, инспекторы, которые проводили следственные и оперативные действия в отношении участников акций гражданского протеста и массовых мероприятий в период с 25 февраля 2010 по 22 февраля 2014 включительно и против лиц, освобожденных в соответствии с Законом Украина «Об устранении негативных последствий и недопущения преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний» от 29 января 2014 № 737-VII, Законом Украины «О недопущении преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний, и признании утратившими силу некоторых законов Украины »от 21 февраля 2014 № 743-VII, Закона Украины« О внесении изменений в Закон Украины «О применении амнистии в Украине» по полной реабилитации политических узников »от 27 февраля 2014 № 792-VII;

д) работники органов прокуратуры, осуществляющие процессуальное руководство, которые вносили представление, согласование, поддерживали ходатайство о применении мер, поддерживали государственное обвинение в суде, совершали бездействие в отношении участников акций гражданского протеста и массовых мероприятий в период с 25 февраля 2010 по 22 февраля 2014 включительно и против лиц, освобожденных в соответствии с Законом Украины «Об устранении негативных последствий и недопущения преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний» от 29 января 2014 № 737-VII, Законом Украины «О недопущения преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний, и признании утратившими силу некоторых законов Украины »от 21 февраля 2014 № 743-VII, Законом Украины« О внесении изменений в Закон Украины «О применении амнистии в Украине »по полной реабилитации политзаключенных» от 27 февраля 2014 № 792-VII;

д) государственные служащие и должностные лица местного самоуправления, которые любыми действиями или бездействием пытались помешать или препятствовали реализации конституционного права граждан Украины собираться мирно и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации в период с 21 ноября 2013 по 22 февраля 2014 включительно , что установлено в судебном порядке;

е) лица, которые сотрудничали со спецслужбами других государств как тайный информатор или помощник в оперативном получении информации, что установлено в судебном порядке; лица, которые призывали публично к сепаратизму, нарушению территориальной целостности и суверенитета Украины, разжигали межнациональную вражду;

ж) лица, которые делали публичные заявления и другие публичные действия, которые содержат признаки расовой, социальной, культурной, религиозной нетерпимости в отношении представителей украинской нации и представителей других национальностей, проживающих на территории Украины, что установлено в судебном порядке;

с) председатели, заместители и секретари избирательных участков, которые организовывали фальсификации выборов Президента Украины 2004 года, выборов народных депутатов в 2012 году, что установлено в судебном порядке;

и) лица, которые организовывали и совершили действия, которые привели к потерям государственного бюджета в сумме более 1 миллиона гривен, а местных бюджетов в сумме более пятидесяти тысяч гривен, что установлено в судебном порядке;

и) лица, чье действие или бездействие привели к нарушению прав человека и основных свобод, признанных решением Европейского суда по правам человека, Комитетом ООН по правам человека и другими международными органами;

и) судьи, уволенные за нарушение присяги;

4) лица, которые до 19 августа 1991:

а) были избраны (назначены) и работали на руководящих должностях Коммунистической партии СССР, Коммунистической партии Украины и других союзных республик СССР от уровня районного комитета и выше, членом ЦК КПСС;

б) были избраны и работали на руководящих должностях в составе ЦК ВЛКСМ, ЦК ЛКСМУ и других союзных республик СССР, областных комитетов ВЛКСМ, ЛКСМУ и других союзных республик СССР;

в) были в качестве штатного работника или негласного агента, лица начальствующего состава в 5-м управлении КГБ УССР, КГБ СССР, КГБ других союзных республик СССР; сотрудничали с КГБ СССР, КГБ СССР, КГБ других союзных республик СССР, высших учебные заведения КГБ СССР (кроме технических специальностей);

г) служили или сотрудничали со спецслужбами других стран в форме негласного агента или тайного штатного работника;

г) работали в должности начальника политического отдела (управления) в Вооруженных силах СССР, МВД СССР;

д) имели отношение к организации политических преследований участников украинского национально-освободительного движения времен Второй мировой войны и послевоенного времени, что установлено в судебном порядке;

5) не прошли проверку сведений декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера субъекта проверки и близких ему лиц за последние 3 года и / или не смогли доказать законность источников происхождения полученных доходов в соответствии с настоящим Законом;

6) являются лицами, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр лиц, совершивших коррупционные правонарушения, привлечены к ответственности за совершение коррупционных правонарушений по которым судами приняты соответствующие решения, вступившие в законную силу, а также сведения о наложении дисциплинарных взысканий за коррупционные правонарушения ;

7) имеют гражданство иностранных государств;

8) умышленно подали недостоверные сведения о письменном согласии на прохождение проверки;

9) не предоставили согласие на прохождение проверки.

При этом данный Закон не будет распространяться на лиц, которые являются участниками боевых действий во время проведения антитеррористической операции на востоке Украины.

Последствия проверки

Согласно проекту субъекты проверки, не прошедшие проверку или не предоставившие согласие на прохождение проверки (кроме субъектов проверки, претендующих или занимающих выборные должности или должности, назначение на которые осуществляется без проведения конкурса), подлежат освобождению органом проверки с занимаемой должности с лишением права занимать любые должности, определенные пунктом 1 статьи 3 Законопроекта, в течение 10 лет со дня увольнения.

Сведения о выводах проверки субъектов проверки, претендующих или занимающих выборные должности или должности, назначение на которые осуществляется без проведения конкурса, публикуются на сайте Национального агентства по вопросам государственной службы.

В случае непредоставления субъектом проверки, претендовавшим на занятие должности, согласия на проверку, проверка в отношении него не проводится и вопрос о его назначении или подготовки представления для назначения на соответствующую должность не рассматривается. Субъектам проверки, претендовавшим на занятие должностей и не прошедшим проверку, отказывается в назначении на должность.

За совершение коррупционных правонарушений, за представление органу проверки поддельных документов и / или ложных сведений субъекты проверки привлекаются к уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности в установленном законом порядке.

Екатерина Гутгарц, Prostopravo.com.ua

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *