Акционеры заплатят за неплатежеспособные банки?

Банковский кризис в Украине продолжает усугубляться. На прошлой неделе международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s отнесло банковский сектор Украины к группе «10» – то есть присвоило ему самые высокие риски. Неплатежеспособными уже признаны 16 банков.

По оценкам опрошенных Forbes финансистов, проблемными остаются еще около 30 финансовых учреждений. Решать вопросы с расчетами перед вкладчиками таких банков государство попытается не только за счет Фонда гарантирования вкладов, но и призвав к ответственности собственников – за счет их имущества.

Неплатежеспособные финучреждения обходятся Украине достаточно дорого. К 1 сентября 2014 года ФГВ провел выплаты пострадавшим вкладчикам 14 банков. С 5 сентября к ним добавился АКБ Банк. Фонд уже выплатил «пострадавшим» почти 5,2 млрд гривен. По данным Forbes, еще 472 000 гривен уже зачислены на счета в банки, которые являются агентами ФГВ по возврату вкладов. Согласно информации Фонда, это расчет только по половине банков, признанных неплатежеспособными. Еще в восьми учреждениях пока что работает временная администрация. Выплаты потерпевшим клиентам этих учреждений зависят от итогового сценария вывода каждого из банков: из кризиса или с рынка.

Напомним, теперь долги по «нехорошим» банкам погашаются также за счет госдолга. Дело в том, что ФГВ не хватало средств для выплат всем потерпевшим гарантированной государством суммы компенсации в 200 000 гривен. Для решения этой проблемы государство фактически сняло потолок госдолга, тем самым переложив проблему на плечи налогоплательщиков и всех остальных граждан.

Одновременно с этим ФГВ впервые предпринял попытку переложить вопросы долгов перед пострадавшими клиентами непосредственно на виновников происходящего – владельцев неплатежеспособных банков. Пока что ФГВ пытался привлечь к ответственности только собственника банка «Форум» Вадима Новинского.

Стоит отметить, что ФГВ действительно выбрал не самую лучшую цель, ведь в банк временная администрация вошла по причинам, скорее, «политическим». В отличие от других банков, там было много ликвидных активов. Сам Новинский до определенного времени не оставлял попыток вернуть себе банк.

После одного из судебных заседаний по делу Новинского журналист Forbes поинтересовался у представителя Фонда, почему первой мишенью ФГВ стал именно этот олигарх. Чиновник заверил, что рано или поздно Фонд перейдет и к другим владельцам банков.

«ФГВ будет принимать все предусмотренные действующим законодательством Украины меры, с целью доказательства в судебном порядке фактов действий или бездействия владельцев существенного участия банков. Речь идет о банках, которые ликвидируются из-за потери платежеспособности и отнесения их Национальным банком Украины к категории неплатежеспособных», – рассказал Forbes заместитель главы ФГВ Андрей Оленчик.

Речь идет о статье 58 закона Украины «О банках и банковской деятельности». Согласно четвертой части данной статьи, владельцы существенного участия банков обязаны принимать своевременные меры для предотвращения наступления неплатежеспособности банка.

Частями пятой и шестой этой же статьи предусмотрено, что «владельцы существенного участия, руководители банка несут ответственность за фиктивное банкротство, доведение до банкротства или сокрытие устойчивой финансовой несостоятельности банка». «Кроме того, на владельцев существенного участия и руководителей банка по решению суда может быть возложена ответственность по обязательствам банка в случае отнесения финучреждения по их вине к категории неплатежеспособных», – напоминает Оленчик.

Напомним, что дабы попасть в категорию проблемных, банку достаточно нарушить один из пунктов статьи 75 закона Украины «О банках и банковской деятельности». В нынешних экономических условиях нарушить один из нормативов несложно. После чего банк попадает «на карандаш» к ФГВ, который совместно с куратором банка от НБУ осуществляет надзор и утверждает план оздоровления банка.

Обычно НБУ предпочитал не комментировать введение временной администрации в тот или иной банк. Традицию молчания нарушила председатель НБУ Валерия Гонтарева. Увы – как показывает опыт, даже заявления о наличии плана оздоровления говорят только о том, что чиновники тянут время с введением временной администрации – по разным причинам. В банковских кругах не первый месяц активно обсуждают существование «черного» списка банков.

Валерия Гонтарева существование такого списка отрицает, но на самом деле такого списка не может не быть. Дело в том, что в самом же НБУ признают, что знают обо всех проблемных финансовых учреждениях. Таких, по данным Forbes, сегодня насчитывается около 30. И далеко не всегда у собственников нет средств для докапитализации своих финансовых учреждений. Зачастую их банковский бизнес попросту себя исчерпал.

«Ярко летают – быстро сгорают», – шутили банкиры о подобных финансовых заведениях в 2012-2013 годах. После Евромайдана общество узнало о том, что у целого ряда банков основным видом заработка была деятельность в качестве конвертационных центров. Это было озвучено экс-председателем НБУ Степаном Кубивым. По признанию банкиров, такие «летающие-сгорающие» банки активно «пылесосили» депозиты населения под достаточно высокие процентные ставки для кредитования своего бизнеса.

«Мы изучали многие банки из тех, в которые сейчас введена временная администрация или которые находятся в стадии ликвидации. Нас интересовала покупка их активов. Во время аудита мы смотрели, что есть на балансах этих учреждений. И, как оказалось, на балансах нынешних неплатежеспособных банков фактически нет ничего. Можно сказать, что они пустые», – сказал глава наблюдательного совета банка «Национальный кредит» Андрей Онистрат в интервью Forbes.

В мировом опыте привлечь к ответственности владельца проблемного финансового учреждения, тем более – банка-банкрота, не является проблемой. Благодаря открытости информации данные об истинных бенефициарах того или иного банка контролирующие органы Украины могут получить в течение от часа до недели. Вне зависимости от того, в каких юрисдикциях скрываются настоящие собственники банков-банкротов.

Так, свою позицию по привлечению к ответственности владельцев неплатежеспособных банков отстаивает ФГВ. И проблемой остается не поиск активов и счетов бенефициаров лопнувших финансовых учреждений, и даже не готовность чиновников вызывать таких предпринимателей в залы суда. Как показывает опыт Вадима Новинского, главным препятствием в процессе возврата денег клиентов, пострадавших от «нехороших» банков, пока что является судебная система.

Александр Моисеенко

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *