Гривну обеспечили вербальной поддержкой на высшем уровне

Усилий Нацбанка и банков оказалось недостаточно для того, чтобы исправить кризисную ситуацию на валютном рынке. Поэтому в процесс вовлекли президента и правительство.

На вчерашней встрече в НБУ они успокаивали бизнес, побуждая его не скупать хаотически валюту и не скрывать свои валютные поступления за рубежом. Иначе сложно будет сделать реальностью приемлемый для всех курс 13-13,5 грн/$.

Основной вопрос

Еженедельных встреч главы НБУ Валерии Гонтаревой с руководством 40 самых больших банков страны уже недостаточно, чтобы обуздать валютный рынок. Для «стабилизации» ситуации было решено подключить высшее руководство страны.

Вчера в Национальном банке состоялось расширенное совещание президента Петра Порошенко, премьер-министра Арсения Яценюка и главы НБУ с представителями 15 крупнейших банков, а также наибольших экспортеров и импортеров. Именно такой формат был выбран неслучайно. «Курс – это солидарная ответственность всего бизнеса, банковской системы и правительства. И поверьте мне, я не слышала ни со стороны бизнеса, ни со стороны банков недопонимания», – заявила Валерия Гонтарева по итогам встречи.

Ее участники говорят, что они не обсуждали возможные новые шаги власти на валютном рынке, главная задача власти состояла в том, чтобы объяснить свои решения и успокоить бизнес – ключевого потребителя валюты. «Есть все предпосылки для того, чтобы остановить эти неадекватные долларовые скачки. Макроэкономическая картина говорит о возможности и необходимости стабилизации курса», – заявил Арсений Яценюк.

Пока в НБУ не знают точно, на каком уровне курс должен успокоиться. «Наш горизонт, который мы видим, оказался даже выше ожиданий банкиров. А они считают, что ориентиром должен быть курс, который ниже нынешнего», – туманно заявила перед началом совещания директор генерального департамента денежно-кредитной политики НБУ Елена Щербакова. Сейчас среднерыночный курс находится на уровне 13,5 грн/$ – курс отсечения на последних двух аукционах НБУ составлял 13,55-13,75 грн/$.

В правительстве, которое при расчете госбюджета на 2015 год использовало курс 12,9 грн/$, также не готовы к дальнейшей девальвации. «Я убежден, что курс около 13-13,5 грн – это максимальный курс, на котором мы можем спокойно держать ситуацию», – заявил министр финансов Александр Шлапак. Оснований для дестабилизации курса гривны министр не увидел: «Как наши товарные потоки, так и потоки капитала говорят о том, что курс абсолютно нормально балансируется на уровне 13 грн. Все другое – это желание застраховать валютные риски, а, возможно, заработать на валютных спекуляциях. За такие попытки последует строгое наказание».

Для участников рынка этот вопрос является наиболее важным. «У банков довольно большая доля пассивов размещена в иностранной валюте. Мы для себя определили, что если будет курс 14-14,2 грн/$, то нам будет очень плохо, – пояснила председатель правления Креди Агриколь Банка Евгения Чемерис. – Из-за этого просто полетят все нормативы. Но держать курс договорными отношениями – это путь в никуда. Предложения валюты не было: экспортеры придерживали валюту, а импортеры, наоборот, хотели побольше купить».

Несколько крупнейших банков уже сообщили FinMaidan, что «вышли за норматив короткой валютной позиции». Но НБУ заранее предупредил всех, что не будет штрафовать за нарушение нормативов из-за девальвации гривны. Один из банкиров пожаловался FinMaidan, что продает валюту импортерам по 13,9 грн/$, но экспортеры не готовы ему продавать валюту по такой же цене. «Они идут в мелкие банки, которые у них покупают доллар по 14,7 грн», – говорит банкир.

Население ответит

В наибольшей мере ответственность за дестабилизацию на валютном рынке Нацбанк возлагает на население, которое поддается паническим настроениям и увеличивает спрос на валюту. С начала сентября чистый спрос на наличную валюту составил уже $230 млн, по итогам месяца он может повыситься до $250 млн, спрогнозировали в НБУ.

Именно поэтому НБУ со вторника ограничил продажу валюты «в одни руки» суммой не более 3 тыс. грн (постановление № 591). «До сих пор лимит был 15 тыс. грн в день, теперь он составляет 3 тыс. грн. Поэтому мы ожидаем, что спрос тоже сократится примерно в пять раз. Ежедневный спрос на вчера был $23 млн, получается, что теперь он опустится примерно до $3-4 млн», – говорит Елена Щербакова.

Банкиры согласны, что такое новшество может улучшить ситуацию. «Лучше покупать $200 по 12-13 грн, чем неограниченные объемы по 20 грн», – считает председатель правления Укргазбанка Сергей Мамедов. Однако даже в НБУ признают, что эти ограничения условны. «В рамках одного банка купить валюту больше, чем на 3 тыс. грн, будет нельзя, потому что есть система, которая отслеживает такие операции. Но в отделениях нескольких разных банков это можно будет сделать. Никаких санкций за это не предусмотрено», – признает Елена Щербакова.

Также банкиров беспокоит рост черного рынка из-за административных ограничений в легальном сегменте. При этом такие операции проводятся даже в отделениях некоторых банков. В НБУ признаются, что знают об этой проблеме, но ничего не могут с ней сделать, так как у центробанка нет таких полномочий – это прерогатива правоохранительных органов. «Если банк ведет нелегальную деятельность, значит, именно такую задачу поставили перед ним акционеры. В этом вопросе должны быть задействованы Генпрокуратура и СБУ, но и Нацбанк должен действовать более решительно», – уверен председатель правления Ощадбанка Андрей Пышный.

Бизнес успокоили

Приглашение на встречу экспортеров и импортеров было неслучайным, поскольку постановлением № 591 ужесточались отдельные нормы для импортеров и упрощались – для экспортеров. Со вчерашнего дня Нацбанк пошел навстречу бизнесу и снизил планку обязательной продажи выручки со 100% до 75%. При этом регулятор признал, что резкое повышение этой планки вызвало нежелание экспортеров заводить валюту в страну. «Бизнес привык продавать 50% выручки, поэтому нововведение воспринималось неадекватно. Возможно, со временем мы вернемся к 50%», – пообещала Елена Щербакова.

Финансисты согласны с тем, что предприятия и так довольно хорошо себя сейчас чувствуют. «При курсе в 8 грн экспортерам было тяжело работать, при курсе 10 грн им стало значительно легче, а при курсе 12 грн – просто замечательно. Но нужно понимать, что теперь будет плохо потребителям, так как инфляция очень высокая. И это отразится на всех», – говорит председатель правления ПриватБанка Александр Дубилет.

Елена Губарь

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *