Проблемы руководителей европейских центробанков усугубились

Демонстранты добились от центральных банков своего.

На состоявшемся на прошлой неделе в Неаполе (Италия) заседании совета управляющих Европейского центрального банка (ЕЦБ) были разработаны дополнительные стратегии. Они обеспечат защиту от местных демонстрантов, протестовавших против экономии. Однако финансовые рынки также обеспокоены.

Поскольку в этом году рост еврозоны забуксовал, а инфляция выросла, ЕЦБ увеличил кредитование и установил отрицательную краткосрочную рыночную процентную ставку. На встрече в Неаполе стартовали программы по закупке не­определенных объемов ценных бумаг, обеспеченных активами, и облигаций с покрытием.

Действия ЕЦБ, однако, не получили одобрения в неудачную неделю для международных рынков, раздраженных демонстрациями в Гонконге и снижением перспектив глобальной экономики. «Спустя семь лет после появления первых признаков мирового финансового кризиса мы обнаружили, что центральные банки могут делать только это», — говорит Нил Уильямс, генеральный экономист Hermes Investment Management. ЕЦБ — не единственный центробанк, испытывающий проблемы. После безрадостных данных о японском промпроизводстве по­явились сообщения, что Банк Японии может вполовину снизить на этот финансовый год свой прогноз, который сейчас составляет 1 %.

Все это отражает всеобщее разочарование после быстрого роста мировых рынков акций в последние пять лет, которому способствовали действия центральных банков. В конце этого месяца Федеральная резервная система США закончит свою программу количественного смягчения. В конце недели основной японский индекс Topix снизился на 3,7 %. По состоянию на пятницу в Лондоне Euro Stoxx 600 опустился за неделю на 2,5 %, а FTSE All-World — на 2,3 %.

Центральные банки могут возразить, что эти настроения вызваны не разочарованием, а реальностью, считает Стефани Фландерс, главный специалист по рыночным стратегиям JPMorgan Asset Management. «Они могли бы сказать: наша работа не в том, чтобы поддерживать постоянный рост на рынках, хоть вы и могли так решить на основе событий последних пяти лет. Мы сосредоточены на том, что происходит в реальной экономике», — добавила она.

Впрочем, как и Банк Японии, ЕЦБ также воспринимает реальную экономику разочарованно. Индексы менеджеров по закупкам в отношении производственного сектора еврозоны были на этой неделе самыми низкими более чем за год. Ожидания относительно будущей инфляции также ухудшились.

В августе председатель ЕЦБ Марио Драги отметил резкое снижение на своповых рынках ожидаемого уровня инфляции в течение пяти лет начиная с 2019 г. Несмотря на последние действия ЕЦБ, с того времени этот показатель опустился еще ниже. «Безусловно, ЕЦБ утратил доверие в этой сфере», — полагает Кен Уоттрет, экономист BNP Paribas.

Инвесторы связывали свои надежды с тем, что ЕЦБ, по примеру США, запустит программу количественного смягчения — масштабные закупки правительственных облигаций. Это способствовало значительному снижению евро, что несколько облегчило жизнь ЕЦБ. Однако в Неаполе Драги решительно сопротивлялся приведению точных цифр относительно закупок ценных бумаг, обеспеченных активами, и облигаций с покрытием, и заметил, что центробанк нисколько не приблизился к полноценному количественному смягчению, против введения которого выступают по крайней мене несколько членов совета управляющих банка. После этих высказываний евро вырос.

Сотрудники Банка Японии сообщают, что банк хорошо выполнял свою работу, если судить по его основной задаче — «достигать стабильности цен». Центробанк проводит агрессивную программу. Однако доверие к нему подвергается испытаниям. В отношении инфляционных ожиданий банк с августа 2013 г. заявлял, что они «в целом растут». Однако в ежеквартальном отчете Банка Японии, опубликованном на этой неделе, компании увидели показатели годовой инфляции 1,5 % через год, 1,6 % — через три года и 1,7 % — через пять лет. Все на ровно том же уровне, что и в прогнозах тремя месяцами ранее. Банк Японии «загнал себя в угол», предостерегает Ясунари Уэно, главный рыночный экономист Mizuho Securities.

Тем временем известные политики и бизнесмены все критичнее относятся к недавнему снижению иены, в отличие от расслабленной позиции главы Банка Японии Харухико Куроды. По словам Идзуру Като, главного рыночного экономиста Totan Research, условия торговли Японии — отношение экспортных цен к импортным ценам — сейчас находятся на самом неблагоприятном уровне с момента запуска системы плавающего валютного курса в 1973 г. «Попытки достичь инфляционной цели на фоне дальнейшего обесценивания иены могут пойти не на пользу благосостоянию народа», — говорит он.

Более того, некоторые аналитики ставят под сомнение способность Банка Японии повысить цены финансовых активов — важный способ «переноса» эффектов своего «качественного и количественного смягчения» на реальную экономику. Тадаси Накамаэ, бывший главный экономист Daiwa Securities, предостерегает: «Слишком смягченная монетарная политика подобна заливанию мотора маслом». Это еще один способ сказать, что руководители центральных банков вовсе не непобедимы.

Ральф Аткинс, Бен Макланнахан

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *