Нацбанк посадит все самолеты в Украине

Атомные станции в Украине не смогут работать без перестрахования их рисков за рубежом.

Через две недели украинские самолеты не взлетят в небо, если Нацбанк не отменит свой запрет на расчеты в валюте в случаях перестрахования. Об этом «Капиталу» заявила председатель набсовета компании «Бусин» Лариса Непочатова. Она знает о чем говорит, так как «Бусин» больше 20 лет специализируется на авиарисках. «Страхование гражданской авиации является обязательным видом защиты во всем мире. Но страховые суммы здесь настолько велики, что ни одна страна не готова нести их самостоятельно, поэтому риски с помощью перестрахования распределяются по всему миру», — объясняет Лариса Непочатова. По ее словам, компания еще две недели сможет на свой страх и риск защищать гражданскую авиацию Украины. «Потом самолеты просто не взлетят, так как без страховой защиты они не могут этого сделать», — утверждает она.

С водой — ребенка

Проблема у страховщиков возникла после введения постановлением НБУ № 540 запрета на проведение операций в иностранной валюте без поставки товара или услуги на территорию Украины. НБУ уже дал два разъяснения, которым разрешил оплачивать транспортные, туристические услуги, лечение за границей и пр. Но в число исключений не попало перестрахование, что сделало покупку валюты для этих целей невозможной.

Некоторые утверждают: НБУ сделал это сознательно, так как перестрахование считается наиболее схемным видом страхового бизнеса и позволит вывести валюту из страны. «Запрет может быть введен из‑за схем, но все договоры зарубежного перестрахования регистрируются в Нацкомфинуслуг, согласно распоряжению комиссии № 54 от 08.01.2013. Получается, Нацбанк не доверяет не только страховщикам, но и Нацкомфинуслуг», — говорит председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский.

Итогом такого недоверия, как посчитали в Лиге страховых организаций Украины (ЛСОУ), стала потеря страховщиками уже около 600 млн грн премий, а к концу IV квартала сумма может превысить 3 млрд грн. Эти деньги наши страховщики не получают от зарубежных партнеров, так как сами не платят им валюту по договорам перестрахования. «Украинским страховым компаниям нужно передать зарубежным страховщикам еще около 400 млн грн (или свыше $ 30 млн) перестраховочных премий. Для валютного рынка нашей страны сумма незначительная. Но экономя на этих деньгах, страна теряет около 3 млрд грн входящих от иностранцев платежей, а также свыше 150 млн грн поступлений в бюджет», — объясняет президент Лиги страховых организаций Украины Александр Залетов. На момент подготовки статьи комментарии от Нацбанка получить не удалось.

Атомный риск

Особенно страдают от решения Нацбанка страхование ядерных рисков и гражданской авиации, морское, имущественное страхование. Ответственность по этим видам огромная, оставлять ее себе украинские страховщики не могут и не хотят, так как вряд ли в стране найдется компания, способная, к примеру, покрыть крупный ядерный убыток. Поэтому перестраховывают часть принятых рисков за рубежом. «Если запрет Нацбанка не будет в ближайшее время снят, перестраховщики могут отказаться выполнять свои обязательства по крупным убыткам в Украине на основании того, что украинская страховая компания не перечислила им вовремя перестраховочную премию», — говорит директор департамента андеррайтинга и продукт-менеджмента компании «АХА Страхование» Наталья Чернова.

«Кроме того, что перестрахование фактически остановилось, запрет НБУ не позволяет страховщикам перечислять валюту зарубежному асистансу для лечения украинских туристов», — добавляет генеральный директор Украинской федерации страхования (УФУ) Галина Третьякова. Но и это еще не все. Согласно международной Венской конвенции от 1963 г. и украинскому законодательству, без перестрахования Ядерный пул Украины (ЯСП), куда входит 26 страховщиков, не имеет права страховать ядерные риски. «А без финансовой защиты атомные станции не могут работать», — говорит гендиректор ЯСП Александр Бабенко. Они могут покупать банковские гарантии. Но если тарифы по таким гарантиям составляют 5‑8 %, то по страховым полисам — 0,2‑0,3 %.

Они молчат

По ядерным рискам ежегодно в Украину поступает от зарубежных страховщиков свыше $ 3 млн. До начала следующего года, по словам Бабенко, международный договор перестрахования у ЯСП действует, но платежи по нему нужно вносить ежеквартально. В сентябре этого сделать уже не удалось — банки отказались продавать валюту. «Нацбанку даже не нужно вносить какие-то изменения в злополучный запрет на покупку валюты, так как перестрахование за рубежом уже регулируется постановлением НБУ № 135 от 11 апреля 2014 года. Нужно просто дать официальное разъяснение банкирам, которые сегодня не знают, на какое из двух постановлений ориентироваться», — говорит Александр Залетов. Страховщики бьют во все колокола: пишут президенту, правительству, Нацкомфинуслуг и Нацбанку. «Все молчат. В НБУ обещали ответить в течение месяца», — сокрушается Галина Третьякова.

Татьяна Павлюченко

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *