Банки потянуло из Крыма

Только сформировавшийся крымский банковский рынок снова начал меняться под действием геополитических рисков. Опасения ухудшения отношений с западными контрагентами стали оказывать прямое влияние на игроков, несмотря на скромный характер их бизнеса.

Первым на этой почве регион покидает томский Промрегионбанк — всего спустя два месяца после выхода в Крым. До сих пор внешние риски блокировали полуостров только для крупных игроков.

С 15 октября Промрегионбанк, подконтрольный ‘СМ Капиталу’ (бывший ‘Урса капитал проекты’) и связанным с ним лицам, прекращает работу в Крыму и закрывает единственный кредитно-кассовый офис (ККО) в Симферополе, открытый только 14 августа. Тогда председатель правления Промрегионбанка Андрей Чураков говорил, что это лишь первая точка в Крыму, с которым банк связывает большие надежды. ‘Свою лепту в финансовую историю Крыма мы намерены внести максимально эффективно’,— отмечал он. О серьезности намерений свидетельствовало и то, что спустя месяц после открытия офиса, 18 сентября, Промрегионбанк объявил о вступлении в Торгово-промышленную палату Крыма.

Почему перспективы регионы были столь быстро пересмотрены, банк вчера лишь обще пояснил в официальном сообщении на сайте: ‘Закрытие офиса в Симферополе — это вынужденный шаг, связанный с обострением внешнеполитической обстановки и усилением системных рисков для банка и его партнеров как на территории Крыма, так и в остальных российских регионах присутствия. Желая сохранить стабильность в работе и доверие клиентов, руководство Промрегионбанка приняло решение о закрытии ККО ‘Симферопольский”.

Это первый ставший известным случай добровольного ухода российского банка из Крыма, до сих пор считавшегося перспективным с финансовой точки зрения регионом, особенно для небольших игроков. Промрегионбанк входит в четвертую сотню российских банков. Другой известный случай выхода из региона — Донинвестбанка — был вынужденным (см. ‘Ъ’ от 10 октября). ЦБ отозвал у него лицензию, хотя считалось, что работа в регионе, который еще только предстоит финансово развить, дает определенную защиту от жестких санкций регулятора. Всего в Крыму работает почти 30 российских игроков.

Выяснить, что кроется за общей формулировкой системных рисков, удалось не сразу. В ЦБ действующие банки традиционно не комментируют. Сам банк в ответе на запрос ‘Ъ’ указал экономические, а не политические причины. ‘На практике и расходы, и период окупаемости (офиса в Крыму.— ‘Ъ’) оказались гораздо больше, чем предполагалось. Возложить дополнительную финансовую нагрузку на остальные регионы присутствия банка мы пока не можем,— сообщили в пресс-службе Промрегионбанка.— Именно поэтому пришлось пересмотреть первоначальные планы и закрыть офис в Симферополе’.

Впрочем, серьезных попыток оценить окупаемость бизнеса в Крыму банк, по сути, сделать не успел. По данным ‘Ъ’, он начал развивать только депозитный бизнес (почти свернут к моменту ухода), до кредитного дело на момент принятия решения об уходе не дошло. Для крымских сотрудников банка сворачивание бизнеса также стало сюрпризом. Неофициально они говорят, что узнали о решении руководства закрыть офис около двух недель назад. ‘Причин не объясняли, велели рассчитаться с вкладчиками и сворачиваться, сегодня у нас был последний рабочий день’,— говорит один из собеседников ‘Ъ’.

Ситуация стала яснее ближе к вечеру. По словам собеседников ‘Ъ’ в головном офисе банка, право на существование имеют оба объяснения — как политическое, так и экономическое. ‘Крым на поверку оказался не так привлекателен, как казалось: цены на аренду, как в Москве, а вот населения намного меньше 2 млн человек на весь полуостров’,— указывает собеседник ‘Ъ’ в банке. Впрочем, политический аспект, похоже, все-таки основной. ‘Уже сейчас понятно, что ситуация вокруг Крыма очень напряженная, санкции продолжатся, и рисковать взаимоотношениями всего банка с западными контрагентами ради не самого очевидного и пока что маленького бизнеса в Крыму нет смысла’,— говорит собеседник ‘Ъ’, отмечая что напряженность в отношениях уже чувствуется.

По информации ‘Ъ’, опасения могут касаться реакции западных банков-контрагентов, в которых Промрегионбанк имеет корсчета. В частности, речь может идти о немецком Commerzbank. Для европейских или американских банков Крым — оккупированная территория. В такой ситуации велики риски их отказа проводить операции тех российских игроков, которые на ней работают. Собственно, в этом и заключалось одно из основных опасений крупных российских банков, не пожелавших выйти в Крым. Из них там работает лишь банк ‘Россия’, который и так находится под жесткими западными санкциями. До сих пор считалось, что для небольших банков эти риски несущественны. Но, как показала практика, не для всех.

Ксения Дементьева, Светлана Дементьев

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *