Если имущество компании пострадало от боевых действий или митингов: на что рассчитывать и куда обращаться
Каждый день десятки компаний обращаются в Торгово-Промышленную Палату за освидетельствованием форс-мажорных обстоятельств, затрудняющих выполнение ими тех или иных обязательств.
В 2014 году чаще всего речь идет о прямом или опосредованном ущербе имуществу компании в результате военных действий или массовых беспорядков. О законодательном регулировании вопросов ущерба такого типа рассамтривается в данной статье.
В случае порчи или разрушения имущества компании вследствие военной, приближенной к военной, митингово-революционной активности из двух извечных вопросов («кто виноват?» и «что делать?») ответить на второй, на редкость, просто: для начала необходимо вызывать милицию. Именно приехавшие на вызов ее представители и укажут, кого и как вызывать дальше – это может быть экспертиза, страховые и судебные представители, службы для ликвидации последствий, охрана поврежденного имущества и тому подобное. Они же укажут и то, как начать оформлять данную ситуацию. А затем необходимо обращаться в Торгово-Промышленную Палату, о чем подробнее мы расскажем чуть далее.
Первый же вопрос, «кто виноват», гораздо сложнее, чем кажется – поскольку у любой компании есть обязательства: перед налоговыми и инспекционными органами, перед собственными сотрудниками, перед контрагентами, партнерами, кредиторами и лизингодателями, арендодателями используемых компанией помещений и имущества или, наоборот, арендополучателями принадлежащих компании помещений. К тому же во время боевых действий любая компания может оказаться и с другой стороны процесса – когда ее имущество еще не пострадало, но пострадало у тех компаний, которые имеют перед ней обязательства и утрачивают возможность их своевременно выполнить.
О законодательном регулировании взаимообязательств юрлиц в случае порчи их имущества, совершенной непреодолимой силой, и поговорим вначале.
Об имущественном ущербе в целом
Итак, базовым нормативным пунктом по данной теме является пункт 1166.1 Гражданского Кодекса (ГКУ). Применимость именно его самого в случае боевых действий крайне маловероятна, но знать в экстремальной ситуации стоит и эту норму: «Имущественный ущерб, причиненный неправомерными решениями, действиями или бездеятельностью личным неимущественным правам физического или юридического лица, а также ущерб, причиненный имуществу физического или юридического лица, возмещается в полном объеме лицом, причинившим ущерб».
Следующие три десятка глав ГКУ уточняют этот базис. Так, ущерб, нанесенный органами власти или службами охраны правопорядка и судопроизводства, возмещает государство (ГКУ 1172-1176). А если ущерб нанесен источником повышенной опасности, ответственность несет не только виновник ущерба, но и владелец самого источника повышенной опасности (ГКУ 1187-1188). Этот последний нюанс тоже относится к базовым законодательным нормам, в экстремальных ситуациях его следует хорошо знать:
«Если грубая неосторожность потерпевшего содействовала возникновению или увеличению ущерба – то в зависимости от степени вины потерпевшего (а в случае вины лица, причинившего ущерб, – также в зависимости от степени его вины) размер возмещения уменьшается; если иное не установлено законом» (ГКУ 1193.4). «Если неправомерному завладению другим лицом транспортным средством, механизмом, другим объектом способствовала халатность его собственника (владельца) – то ущерб, причиненный деятельностью по его использованию, хранению или содержанию, возмещается ими совместно, частями; что определяется решением суда с учетом обстоятельств, имеющих существенное значение» (ГКУ 1187.4).
Наконец, пункт ГКУ 1191.1 устанавливает возможность регресса или встречного требования: если лицо должно возмещать ущерб, нанесенный не им, а иным лицом – то к этому последнему первое лицо имеет право обратиться с встречным требованием возмещения ущерба. При этом ГКУ в этом пункте нормирует, что регресс прописывается в точно том же объеме возмещения, какой требуется от первого лица (как обычно, «если иное не установлено законом»).
Освидетельствование ущерба
«Лицо, нарушившее обязательство, освобождается от ответственности за нарушение обязательства, если оно докажет, что это нарушение произошло вследствие случая или непреодолимой силы», – просто и ясно указывает пункт ГКУ 617.1 .
Органом, подтверждающим для государственных органов – и для договоров между субъектами хозяйствования – факт действия непреодолимой силы, является негосударственнная неприбыльная ассоциация Торгово-Промышленная Палата Украины (ТПП). Об этом говорит пункт 14.3 Закона о Торгово-промышленных палатах. А подробности уточняются в новой статье 14-1 того же закона – он был введен Законом о Временных мерах на период АТО, №1669-18 , от 2 сентября 2014 года. С первым пунктом этой новой статьи стоит ознакомиться повнимательнее:
«Торгово-промышленная палата Украины и уполномоченные ею региональные торгово-промышленные палаты свидетельствуют форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы) и выдают сертификат о таких обстоятельствах в течение семи дней со дня обращения субъекта хозяйственной деятельности по себестоимости. Сертификат о форс-мажорных обстоятельствах (обстоятельствах непреодолимой силы) для субъектов малого предпринимательства выдается бесплатно».
«Себестоимость», упоминаемая в этом законе такова: осенью 2014 года за все действия, необходимые для выдачи такого свидетельства, нужно заплатить Торгово-Промышленной Палате на общих основаниях 1920 гривен. Исключения: цена для аграриев – 480 гривен, для юрлиц зоны АТО -240 гривен.
Порядок подачи заявки на получение данного свидетельства и список документов, необходимых для разных случаев ущерба, изложен на сайте ТПП ucci.org.ua в пункте 6 «Регламента свидетельствования форс-мажорных обстоятельств». На том же сайте можно загрузить и сами бланки-проформы заявлений разного типа, подаваемых для получения таких свидетельств (здесь).
Подразделением, ведущим данные вопросы, является Департамент Юридического обеспечения ТПП, телефон этого департамента: (044) 272-32-12. В регионах форс-мажорами занимаются уполномоченные этим департаментом сотрудники региональных торгово-промышленных палат; контакты таких палат для любого региона ищите здесь . Однако прежде звонков в конкретные подразделения следует воспользоваться вот таким специальным единым каналом:
Горячая линия Торгово-Промышленной Палаты Украины по вопросам свидетельствования форс-мажорных обстоятельств – (044) 272-28-31.
Отсрочки по обязательствам
В большинстве случаев хозяйственно-правовые договоры – начиная с арендных и заканчивая некоторыми трудовыми – изначально содержат условие об освобождении сторон от ответственности при действии обстоятельств непреодолимой силы – к которым относят, в том числе, и боевые действия. Право включить такой пункт в любой договор забронировано частью 4 статьи 219 Хозяйственного Кодекса (ХКУ).
«Также должник не считается таким, который просрочил исполнение обязательства, если имеет место просрочка кредитора (статья 221 ХКУ ). В частности, эта норма применима в случае, если банк закрыл свои отделения в зоне боевых действий, вследствие чего должник не может выполнить свои кредитные обязательства», – отмечает Екатерина Гутгарц, редактор портала Prostopravo.com.ua.
Сложнее дело обстоит с налоговыми обязательствами. «Хотя пункт 101.2.4 Налогового Кодекса (НКУ) и относит налоговый долг, возникший вследствие обстоятельств непреодолимой силы, к безнадежной задолженности, которая подлежит списанию – однако нигде в НКУ не конкретизируется, какие обстоятельства следует считать форс-мажорными. В то же время, в парламенте зарегистрирован законопроект №4502 , которым к форс-мажорным обстоятельствам предлагается отнести военные действия, вооруженные агрессии, действия по борьбе с терроризмом или организованной преступностью, забастовки, массовые беспорядки. Принятие этого законопроекта решит вопрос ответственности налогоплательщиков за несвоевременную уплату налогов в зоне АТО», – указывает Екатерина Гутгарц.
Добавим, что в Законе о Торгово-Промышленных Палатах список свидетельствуемых ТПП форс-мажорных обстоятельств со 2 сентября 2014 года имеется (статья 14-1, часть 2 ). Помимо природных стихийных бедствий этот список содержит такие события: «угроза войны, вооруженного конфликта или серьезная возможность такого конфликта, включая но не ограничиваясь враждебными атаками, блокадами, военным эмбарго, действия иностранного врага, всеобщая воинская мобилизация, военные действия, объявленная и необъявленная война, действия общественного врага, возмущения, акты терроризма, диверсии, пиратства, беспорядки, вторжения, блокада, революция, мятеж, восстание, массовые беспорядки, введение комендантского часа, экспроприация, принудительное изъятие, захват предприятий, реквизиция, общественная демонстрация, блокада, забастовка, авария, противоправные действия третьих лиц, пожар, взрыв, длительные перерывы в работе транспорта, регламентированные условиями соответствующих решений и актами государственных органов власти, закрытие морских проливов, эмбарго, запрет (ограничения) экспорта / импорта».
Кроме того, был такой список, очень коротенький, зато прямо связанный с возможными налоговыми льготами, в Постановлении Кабмина №1235 от 27.12.2010 (Перечень, часть II, абзац 1) – «война, блокада, забастовка, авария». А говорилось в этом постановлении, в целом, вот о чем:
Помимо полного списания безнадежного налогового долга потерпевшее от действия непреодолимой силы юрлицо может рассчитывать на отсрочку или рассрочку налоговых обязательств (статья 100.5 НКУ ), либо на перенесение крайнего срока подачи налоговой декларации (пункт 102.6.4 НКУ ). Решающим для налоговиком документом в обоих случаях также является свидетельство Торгово-Промышленной Палаты (об этом тоже говорит Постановление Кабмина №1235 от 27.12.2010, Перечень, часть II, абзац 3).
А напоследок осталось отметить такой важный факт: в украинском законодательстве отсутствуют нормы, которые бы освобождали работодателя от обязанности по оплате труда работников в случае ущерба имуществу в результате боевых действий или массовых беспорядков – и даже в случае приказа по предприятию о приостановке его деятельности. «В случае вынужденного простоя работодатель должен выплачивать работнику не менее 2/3 его оклада (статья 113 КЗоТ )», – констатирует Екатерина Гутгарц.
Таким образом, если трудовой договор компании с сотрудниками не содержал пунктов о форс-мажорных обстоятельствах, то вопрос изменений в оплате труда при наступлении таковых и в случае помесячного режима оплаты должен стать темой нового или дополнительного трудового договора. В ином случае этот вопрос обязан решаться в пользу продолжения оплаты труда независимо ни от чего.
Олег Кочевых, Prostobiz
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!