Российские банки стали чаще прятать плохие кредиты

Ухудшение ситуации с розничным кредитованием привело к тому, что банки стали чаще пролонгировать кредиты своим заемщикам. Так они могут скрыть часть проблем с просроченной задолженностью.

О том, что объем рестуктурированных кредитов у некоторых банков, активно развивающих розницу, резко увеличился, видно из их отчетностей по МСФО. У банка «Русский Стандарт» сумма таких кредитов в рознице за I полугодие, по данным отчетности по МСФО, составила 7 млрд рублей вместо 1 млрд рублей в I полугодии 2013 года. У ТКС Банка объем рестуктурированных кредитов на 30 июня 2014 года превысил 2,5 млрд рублей, на 31 декабря было меньше – 1,7 млрд рублей (в отчетности за первое полугодие 2013 года банк эти данные не раскрывает).

ХКФ Банк программу реструктуризации кредитов запустил в сентябре. «Заемщики могут увеличить срок кредита, тем самым снизив размер своего ежемесячного платежа, а также получить новый кредит на погашение всех предыдущих», – поясняет директор по управлению рисками ХКФ Банка Якуб Кудрна. В сентябре и октябре банк реструктурировал кредиты 7 300 клиентам.

Предправления ТКС Банка Оливер Хьюз говорит, что его банк выделяет реструктурированные кредиты в отдельный портфель и относит их в категории более рисковых кредитов с соответствующим резервированием. «По РСБУ портфель реструктурированных кредитов зарезервирован на 100%», – уточнил он.

Представитель «Русского стандарта» от комментариев отказался.

Кредиты розничным клиентам реструктурируют и такие банки, как ВТБ 24, Промсвязьбанк, «Траст», МДМ Банк, но их представители утверждают, что показатель реструктурированных кредитов по сравнению с прошлым годом сильно не изменился (отчетности этих банков данные по реструктуризации не содержат).

Объем просроченной задолженности банков по розничным кредитам достиг к 1 октября 630, 4 млрд рублей, это 5,7% от объема выданных физлицам кредитов. С начала года эта доля увеличилась более чем на процентный пункт, с 4,4% (за весь прошлый года рост этого показателя составил 0,4 п.п.).

Реструктуризация кредитов – распространенная практика среди банков, особенно когда просрочка у клиентов начинает расти. «Эта процедура позволяет клиенту формально не выходить на просрочку», – говорит аналитик Moody’s Семен Исаков.

Есть два способа реструктуризации кредитов: банк меняет условия по текущему кредитному договору, увеличивая срок, либо закрывает действующий кредит за счет средств нового займа. Чаще всего банки используют второй способ, поскольку он позволяет убрать с баланса просроченный кредит и одновременно показать прирост кредитного портфеля. К примеру, два источника, близких к банку «Траст» говорят, что он при реструктуризации закрывает кредит наличными и переводит задолженность на карту, фактически оформляя новый кредит.

«Естественно, путем рефинансирования собственных заемщиков банк может снизить уровень просрочки на отчетную дату, но фундаментально проблему с качеством активов это не решит», – считает директор направления финансовых организаций рейтингового агентства Fitch Ratings Дмитрий Васильев. По его словам, воспользовавшись кратковременным снижением долговой нагрузки, заемщик все равно может в любой момент докредитоваться в другом банке. «Так что краткосрочный эффект улучшения портфеля от этих действий должен пройти проверку временем», – говорит Васильев.

По словам Исакова, особенность розницы в том, что количество клиентов большое, и работа с каждым требует привлечения дополнительных ресурсов, а эти затраты не всегда оправдываются. Президент «Секвойи Кредит Консолидейшн» Елена Докучаева говорит, что после реструктуризации свои кредиты обслуживают примерно 30-40% заемщиков, а остальные 60% снова выходят на просрочку. То есть практически каждый третий заемщик, рефинансировавший свой долг, позже вновь перестает платить.

«Клиентов, которые не хотят платить по кредитам и находят причины этого не делать под предлогом реструктуризации, обычно больше, чем тех, которые действительно испытывают временные трудности и просят облегчить им условия», – отмечает зампред правления ОТП Банка Сергей Капустин. По его словам, практика показывает, что если клиент обращается за реструктуризацией на поздней стадии просрочки, то он просто хочет, чтобы в ближайшие полугода его не беспокоили коллекторы, то есть фактически откладывает проблемы.

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *