Финансовый мониторинг по-новому: субъекты, порядок, ответственность

14 октября 2014 года Верховная Рада приняла Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (далее – Закон) в новой редакции.

Необходимость принятия нового Закона объясняется новыми рекомендациями FATF в сфере борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Закон вступит в силу 6 февраля 2015 года. Об основных положениях Закона расскажет prostopravo.

Субъекты финансового мониторинга

Система финансового мониторинга состоит из двух уровней: первичного и государственного. К субъектами первичного финансового мониторинга отнесены:

банки, страховщики (перестраховщики), страховые (перестраховочные) брокеры, кредитные союзы, ломбарды и другие финансовые учреждения;

платежные организации, участники или члены платежных систем;

товарные и другие биржи, которые проводят финансовые операции с товарами;

профессиональные участники фондового рынка (рынка ценных бумаг);

операторы почтовой связи, другие учреждения, которые проводят финансовые операции по переводу средств;

филиалы или представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют финансовые услуги на территории Украины;

специально определенные субъекты первичного финансового мониторинга:

а) субъекты предпринимательской деятельности, которые предоставляют посреднические услуги при осуществлении операций по купле-продаже недвижимого имущества;

б) субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них;

в) субъекты хозяйствования, которые проводят лотереи и азартные игры, в том числе казино, электронное (виртуальное) казино;

г) нотариусы, адвокаты, адвокатские бюро и объединения, аудиторы, аудиторские фирмы, субъекты хозяйствования, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету, субъекты хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги (за исключением лиц, предоставляющих услуги в рамках трудовых правоотношений );

другие юридические лица, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги.

Субъектами государственного финансового мониторинга являются Национальный банк Украины, центральный орган исполнительной власти по формированию и обеспечению реализации государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, Министерство юстиции Украины, центральные органы исполнительной власти, обеспечивающие формирование государственной политики в сфере предоставления услуг почтовой связи, в сфере экономического развития, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, специально уполномоченный орган.

Субъект первичного финансового мониторинга обязан самостоятельно проводить оценку риска своих клиентов с учетом критериев рисков, определенных центральным органом исполнительной власти по формированию и обеспечению реализации государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и субъектами государственного финансового мониторинга, осуществляющих государственное регулирование и надзор за деятельностью соответствующих субъектов первичного финансового мониторинга, при осуществлении их идентификации, а также в других случаях, предусмотренных законодательством и внутренними документами по вопросам финансового мониторинга, и меры предосторожности относительно клиентов, в отношении которых установлен высокий риск.

Субъект первичного финансового мониторинга обязан установить высокий риск, в частности, в отношении таких клиентов:

клиентов, местом жительства (пребывания, регистрации) которых является государство, в котором не применяются или применяются в недостаточной степени рекомендации Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) и других международных организаций, осуществляющих деятельность в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию ) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

иностранных финансовых учреждений (кроме финансовых учреждений, зарегистрированных в государствах – членах Европейского Союза, государствах – членах Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), с которыми устанавливаются корреспондентские отношения;

национальных, иностранных публичных деятелей и деятелей, выполняющих политические функции в международных организациях, или связанных с ними лиц, факт принадлежности к которым клиента или лица, действующего от их имени, установлен субъектом первичного финансового мониторинга;

клиентов, которые включены в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или относительно которых применены международные санкции.

В отношении клиентов с высоким риском субъекты первичного финансового мониторинга обязаны применять дополнительные меры. Например, в отношении публичных лиц: выявлять согласно внутренним документам по вопросам мониторинга факт принадлежности клиента или лица, действующего от его имени, к указанной категории клиентов при осуществлении идентификации, верификации и в процессе их обслуживания, а также то, являются ли они конечными бенефициарными владельцами (контроллерами) или руководителями юридических лиц; устанавливать с разрешения руководителя субъекта первичного финансового мониторинга деловые отношения с такими лицами; до или во время установления деловых отношений принимать меры для выяснения источников происхождения средств таких лиц на основании полученных от них документов и / или информации из других источников, если такая информация является публичной (открытой), подтверждающие источники происхождения их активов, прав на такие активы и т.п.

Специальные субъекты первичного финансового мониторинга

К специальным субъектам финансового мониторинга относятся адвокаты, адвокатские бюро и объединения, нотариусы, лица, предоставляющие юридические услуги, аудиторы, аудиторские фирмы, субъекты хозяйствования, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету, в случае, если они задействованы в финансовой операции для своего клиента по:

купле-продаже недвижимости;

управлению активами клиента;

управлению банковским счетом или счетом в ценных бумагах;

привлечению средств для образования юридических лиц, обеспечению их деятельности и управлению ими;

образованию юридических лиц, обеспечению их деятельности (включая аудит) или управлению ими, а также купле-продаже юридических лиц (корпоративных прав).

Кроме того, исполнение обязанностей субъекта первичного финансового мониторинга обеспечивается субъектами предпринимательской деятельности, которые предоставляют посреднические услуги при осуществлении операций по купле-продаже недвижимого имущества, при подготовке и / или осуществлении сделок по купле-продаже недвижимости.

Исполнение обязанностей субъекта первичного финансового мониторинга обеспечивается также субъектами хозяйствования, которые осуществляют торговлю за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них, если сумма финансовой операции равна или превышает 150 тыс. грн., во время проведения финансовых операций с предметами высокой стоимости (в частности с драгоценными металлами, драгоценными камнями, антикварными вещами, предметами искусства и т.п.) или при организации торговли такими предметами, в том числе аукционной.

Исполнение обязанностей субъекта первичного финансового мониторинга обеспечивается субъектами хозяйствования, которые проводят лотереи и азартные игры, в том числе казино, электронным (виртуальным) казино, при осуществлении финансовых операций, связанных с принятием или возвращением ставок или выплатой выигрышей.

Нотариусы, адвокаты, адвокатские бюро и объединения, лица, оказывающие юридические услуги, аудиторы, аудиторские фирмы, субъекты хозяйствования, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету, могут не сообщать специально уполномоченному органу о своих подозрениях в случае, когда соответствующая информация стала им известна при обстоятельствах, являющихся предметом их профессиональной тайны, или имеет привилегию на сохранение служебной тайны, а также в случаях, когда они выполняют свои обязанности по защите клиента, представительству его интересов в судебных органах и по делам досудебного урегулирования споров.

Финансовые операции, подлежащие обязательному финансовому мониторингу

Финансовая операция подлежит обязательному финансовому мониторингу в случае, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 150 тысяч гривен (для субъектов хозяйствования, которые проводят лотереи или проводят и предоставляют возможность доступа к азартным играм в казино, любого рода другим азартным играм, в том числе электронному (виртуальному) казино, – 30000 гривен) или равняется или превышает сумму в иностранной валюте, банковских металлах, других активах, эквивалентную 150 000 гривен (для субъектов хозяйствования, которые проводят лотереи или проводят и предоставляют возможность доступа к азартным играм – 30000 гривен), и имеет один или более следующих признаков:

перевод средств на анонимный (номерной) счет за границу и поступление денежных средств с анонимного (номерного) счета из-за границы; зачисление или перевод средств в случае, если хотя бы одна из сторон – участников финансовой операции имеет соответствующую регистрацию, место жительства или местонахождение в государстве, отнесенном Кабинетом Министров Украины к перечню оффшорных зон, а также перевод средств на счет, открытый в финансовом учреждении, зарегистрированном в указанном государстве;

купля-продажа за наличные чеков, дорожных чеков, в том числе других платежных инструментов или платежных средств или средств платежа;

зачисление или перевод средств, предоставление или получение кредита (займа), осуществление других финансовых операций в случае, если хотя бы одна из сторон – участников финансовой операции имеет соответствующую регистрацию, местожительство или местонахождение в государстве (на территории), не выполняющем или ненадлежащим образом выполняющем рекомендации международных, межправительственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения (в том числе дипломатическое представительство, посольство, консульство такого иностранного государства) или одной из сторон – участников финансовой операции является лицо, имеющее счет в банке, зарегистрированном в указанном государстве (территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Украины, на основе выводов международных, межправительственных организаций, деятельность которых направлена на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения, и подлежит раскрытию;

финансовые операции с наличными (внесение, перевод, получение средств);

осуществление расчета по финансовой операции в наличной форме;

зачисление средств на текущий счет юридического или физического лица – предпринимателя или списание средств с текущего счета юридического или физического лица – предпринимателя, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня регистрации, или зачисление средств на текущий счет или списания средств с текущего счета юридического или физического лица – предпринимателя в случае, если операции на указанном счете не осуществлялись со дня его открытия;

перевод средств за границу по внешнеэкономическим договорам (контрактам), кроме переводов средств по договорам (контрактам), которые предусматривают фактические поставки товаров на таможенную территорию Украины;

обмен банкнот на банкноты другого номинала;

осуществление финансовых операций с ценными бумагами на предъявителя, не депонированными в депозитарных учреждениях;

осуществление операций с векселями (кроме финансовых казначейских векселей), ордерными ценными бумагами;

перечисление или получение средств неприбыльной организацией;

осуществление финансовых операций по сделкам, форма расчетов по которым не определена;

получение (уплата, перевод) страхового и перестраховочного платежа (страхового или перестраховочного взноса, страховой или перестраховочной премии), кроме уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование;

проведение страховой или перестраховочной выплаты или страхового и перестраховочного возмещения или выплаты выкупной суммы, кроме зачисления или списания средств на / со счета (счетов) государственных внебюджетных фондов;

выплата (передача) лицу выигрыша в лотерею, приобретение фишек, жетонов, внесение лицом другим способом платы за право участия в азартной игре, выплата (передача) выигрыша субъектом хозяйствования, который проводит азартные игры;

предоставление кредитных средств лицу, являющемуся членом небанковского кредитного учреждения, в один и тот же день два раза и более при условии, что общая сумма финансовых операций равна или превышает сумму 150 тыс.грн.;

финансовые операции лиц, в отношении которых установлен высокий риск.

Финансовые операции, которые подлежат внутреннему финансовому мониторингу

Финансовая операция подлежит внутреннему финансовому мониторингу, если у субъекта первичного финансового мониторинга возникают подозрения, основанные, в частности, на:

условиях рисков, определенных самостоятельно субъектом первичного финансового мониторинга с учетом критериев рисков, установленных центральным органом исполнительной власти по формированию и обеспечению реализации государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма;

установлении по результатам проведенного анализа факта (фактов) несоответствия финансовой (финансовых) операции (операций) финансовому состоянию и / или содержанию деятельности клиента;

типологических исследованиях в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения, подготовленных и опубликованных специально уполномоченным органом.

Остановка операций

Субъект первичного финансового мониторинга имеет право приостановить осуществление финансовой операции, которая содержит вышеперечисленные признаки, и / или финансовые операции по зачислению или списанию средств, которые происходят в результате действий, которые содержат признаки совершения преступления, определенного Уголовным кодексом Украины, и обязан приостановить осуществление финансовой операции, если ее участником или выгодоприобретателем является лицо, включенное в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или относительно которых применены международные санкции (если виды и условия применения санкций предусматривают приостановление или запрещение финансовых операций).

В день остановки субъект первичного финансового мониторинга обязан сообщить специально уполномоченному органу в установленном законодательством порядке о такой финансовой операции , ее участниках и остатке средств на счетах клиента. Такое приостановление финансовых операций осуществляется на два рабочих дня со дня приостановления (включительно).

Специально уполномоченный орган может принять решение о дальнейшем приостановлении финансовой операции на срок до пяти рабочих дней, о чем обязан немедленно сообщить субъекту первичного финансового мониторинга , а также правоохранительным органам, уполномоченным принимать решения в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Украины.

Если в результате проверки признаки легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, или совершение другого преступления, не подтверждаются, специально уполномоченный орган обязан немедленно отменить свое решение о дальнейшем приостановлении соответствующих финансовых операций или приостановлении расходных финансовых операций и сообщить об этом субъекту первичного финансового мониторинга.

Если же имеют место мотивированные подозрения, – специально уполномоченный орган принимает решение о продлении остановки финансовых операций, готовит и подает соответствующий обобщенный материал правоохранительным органам. Срок приостановления соответствующих финансовых операций продолжается специально уполномоченным органом со следующего рабочего дня после подачи соответствующего обобщенного материала или дополнительного обобщенного материала при условии, что общий срок такого приостановления не превышает 30 рабочих дней.

Ответственность за нарушение требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

Юридические лица, осуществлявшие финансовые операции по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансировавшие терроризм или распространение оружия массового уничтожения, могут быть ликвидированы по решению суда.

В случае невыполнения (ненадлежащего выполнения) субъектом первичного финансового мониторинга требований Закона, других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, к нему применяются штрафные санкции в размере от 100 до 2000 необлагаемых минимумов доходов граждан, в зависимости от вида правонарушения.

В случае нарушения должностным лицом субъекта первичного финансового мониторинга требований Закона субъект государственного финансового мониторинга может в соответствии с законом принять решение о применении к субъекту первичного финансового мониторинга санкции в виде временного отстранения такого должностного лица от должности до устранения нарушения.

Кодекс Украины об административных правонарушениях был дополнен статьей 166-9 следующего содержания:

‘Стаття 166-9. Порушення законодавства щодо запобігання та протидії легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, фінансуванню тероризму та фінансуванню розповсюдження зброї масового знищення

Порушення вимог щодо ідентифікації, верифікації клієнта (представника клієнта), вивчення клієнта, уточнення інформації про клієнта; неподання, несвоєчасне подання, порушення порядку подання або подання центральному органу виконавчої влади, що реалізує державну політику у сфері запобігання та протидії легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, фінансуванню тероризму та фінансуванню розповсюдження зброї масового знищення, недостовірної інформації у випадках, передбачених законодавством; порушення вимог щодо зберігання офіційних документів, інших документів (у тому числі створені суб’єктом первинного фінансового моніторингу електронні документи), їх копії щодо ідентифікації осіб (клієнтів, представників клієнтів), а також осіб, яким суб’єктом первинного фінансового моніторингу було відмовлено у проведенні фінансових операцій, вивчення клієнта, уточнення інформації про клієнта, а також усіх документів, що стосуються ділових відносин (проведення фінансової операції) з клієнтом (включаючи результати будь-якого аналізу під час здійснення заходів щодо верифікації клієнта/поглибленої перевірки клієнта), а також даних про фінансові операції; порушення порядку зупинення фінансових (фінансової) операцій (операції), –

тягнуть за собою накладення штрафу на посадових осіб суб’єктів первинного фінансового моніторингу, громадян – суб’єктів підприємницької діяльності, членів ліквідаційної комісії, ліквідаторів або уповноважену особу Фонду гарантування вкладів фізичних осіб від ста до двохсот неоподатковуваних мінімумів доходів громадян.

Неподання, несвоєчасне подання або подання недостовірної інформації, пов’язаної з аналізом фінансових операцій, що стали об’єктом фінансового моніторингу, довідок та копій документів (у тому числі тих, що містять інформацію з обмеженим доступом) на запит центрального органу виконавчої влади, що реалізує державну політику у сфері запобігання та протидії легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, фінансуванню тероризму та фінансуванню розповсюдження зброї масового знищення, –

тягнуть за собою накладення штрафу на посадових осіб підприємств, установ, організацій, громадян – суб’єктів підприємницької діяльності, які не є суб’єктами первинного фінансового моніторингу, від ста до двохсот неоподатковуваних мінімумів доходів громадян.

Розголошення в будь-якому вигляді інформації, що відповідно до закону є об’єктом обміну між суб’єктом первинного фінансового моніторингу та центральним органом виконавчої влади, що реалізує державну політику у сфері запобігання та протидії легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, фінансуванню тероризму та фінансуванню розповсюдження зброї масового знищення, або факту її подання (одержання) особою, якій ця інформація стала відома у зв’язку з її професійною або службовою діяльністю, – тягне за собою накладення штрафу від трьохсот до п’ятисот неоподатковуваних мінімумів доходів громадян’

Екатерина Гутгарц, Prostopravo.com.ua

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *