ТОП-15 заявлений главы Нацбанка: что стояло за высказываниями Гонтаревой
Если нынешнего руководителя Нацбанка действительно отправят в отставку, то она запомнится не только тем, что не смогла удержать гривню от падения, но и своей публичностью, желанием объяснять логику принимаемых решений.
Чиновников у нас редко отправляют в отставку по причинам профессионального плана. Иногда их увольняют просто потому, что занимаемое им место приглянулось другой группировке во власти. Порой основания полупрофессиональные, т.е. человек в своей работе плохо учитывал чьи-то личные или корпоративные интересы. Бывает и так, что увольняемый просто назначается ответственным за провал направления, хотя повинен в этом не он один.
Если Валерия Гонтарева все же будет отправлена в отставку, то причина, скорее всего, будет относиться к третьей категории. Да, согласно Конституции Украины, основной функцией Нацбанка является обеспечение стабильности гривни. И если национальная валюта обесценивается, то глава НБУ должен нести ответственность за это. Но только ли он один, особенно в нынешней ситуации? Если экономика перестает работать, то центробанк не может обеспечить валютную и ценовую стабильность только теми мерами, которые есть в его распоряжении.
Экс-зампред НБУ Александр Савченко, выступая недавно в эфире радиостанции ‘Голос столицы’, заявил по этому поводу: ‘Компетентность председателя Нацбанка и его правления – это фактор стабильности национальной валюты. В то же время сейчас любые действия, направленные на стабилизацию, должны быть оправданы, это первое. Второе. Надо отметить, что стабильность денежной единицы зависит не только от профессиональных действий Национального банка. Она невозможна без адекватной политики Минфина и экономического блока правительства в целом. Действительно, некомпетентные действия Нацбанка привели к тому, что рынок валюты в Украине уменьшается гораздо быстрее, чем падает украинский экспорт. Но в то же время НБУ, по сути, остался единственным финансистом дефицита государственного бюджета, ‘Нафтогаза’, Фонда гарантирования вкладов и Ощадбанка’.
Гонтарева руководит Нацбанком менее полугода, но за это время дала столько интервью и комментариев, что ее можно назвать ‘пиар-директором НБУ по совместительству’. За такую медийную активность главу НБУ иногда обвиняют в стремлении к личной популярности. Но нам такая активность видится оправданной, т.к. в условиях паники на финансовом рынке, низкого доверия населения к власти вообще, чиновники уровня Гонтаревой просто обязаны быть публичными. Они должны разъяснять логику действий власти, ее планы, признавать ошибки и говорить о путях их исправления. И если активность главы НБУ кажется чрезмерной, то это только на фоне ‘скромности’ или празднословия других топ-чиновников.
Мы решили напомнить о важнейших высказываниях Гонтаревой, проанализировав их связь с причинами и последствиями:
1. Пожалуй, сильнее всего главный банкир подставилась, когда в августе, выступая в Верховной раде, убеждала не покупать доллар по 12 гривень: ‘Те, кто покупает дорогой доллар, скоро об этом будут сожалеть’. Практика показала, что жалеть и довольно быстро начали как раз те, кто не покупал. Правда, случилось это после резкой активизации боевых действий на Донбассе, что сломало наметившуюся было стабильность на валютном рынке.
2. ‘Мы построим независимый Нацбанк. Это я вам обещаю’, – было сказано 11 июля. Но непоследовательность руководства НБУ в вопросах ввода административных мер, рефинансирования банков и др., видимо, дает основания некоторым экспертам говорить о чрезмерной зависимости НБУ от Администрации Президента.
3. ‘Нам крайне важно усилить блок, который занимается макроэкономическим анализом, хотелось бы привлечь туда лучших мировых специалистов’, – заявила банкир тогда же 11 июля и сказала о необходимости введения законодательного разрешения привлекать иностранцев на госслужбу. Позже эта идея о ‘варягах’ была подхвачена премьер-министром и Президентом, но пока дальше слов дело не идет. Хотя наличие иностранных специалистов, работающих в штате Нацбанка, безусловно помогало бы его руководству отстаивать свои прогнозы и оценки перед МВФ.
4. ‘У нас в стране решили, что Нацбанк – кредитор последней инстанции не только для банков, но и для всей экономики, бюджета. А банки – лишь так, по дороге, как инструмент кредитной политики’, – сетовала Гонтарева 16 июля в интервью ‘Интерфаксу-Украина’. Такие настроения сохраняются и по сей день, но НБУ усилил влияние на банки.
5. ‘По программе DPL-2 Мирового банка мы получили в сентябре полмиллиарда долларов, которые предназначены конкретно для Фонда гарантирования вкладов физических лиц. Следующие полмиллиарда, над которыми мы работаем по программе сейчас, тоже для Фонда. Поэтому денег там хватит на всех’, – заверила Гонтарева 10 сентября в ходе круглого стола. Это заявление, вероятно, было сделано в качестве упреждающего успокоения вкладчиков накануне ввода временной администрации в ряд банков и в качестве демонстрации владельцам некоторых банков готовности НБУ к решительным поступкам.
6. ‘Пресловутый коммерческий курс, существенно превышающий реальный, и есть самая большая проблема нашего рынка. Вот почему мы собираемся строить нормальную инфраструктуру валютного рынка’, – сказано в интервью ‘Зеркалу недели’ 19 сентября. А через пару недель, выступая перед журналистами, банкир дополнила: ‘К сожалению, страна, для которой курс гривни был священной коровой, не подготовила инфраструктуру своего форексного рынка для того, чтобы курс был плавающим. Поэтому перекосы, даже очень незначительные, приводят к совершенно неожиданным результатам’. Все это верно, но форекс еще долго будет оказывать минимальное влияние на курсообразование в Украине.
7. ‘У нас все резервы не просто ликвидные, а высоколиквидные. Они все аудированы, причем не только первоклассными аудиторами, но и МВФ вдоль и поперек’, – заявлено в том же интервью ‘ЗН’. Впрочем, заслуги Гонтаревой в формировании таких резервов нет, но она смогла удержаться от их окончательного расходования на поддержку курса.
8. ‘Во все системные банки мы ввели кураторов, которые наблюдают за правильным использованием рефинансирования НБУ’, – сказано 19 сентября. Сделано это было для того, чтобы нецелевая гривня не попадала на валютный рынок.
9. ‘Мы хотим иметь меньшее банков, но более капитализированных’, – поделилась своей мечтой Гонарева в интервью ‘ЗН’. Уже определен график увеличения капитала существующих банков, в рамках программы со Всемирным банком разрабатывается механизм упрощения процессов слияния банков, ведется совместная работа с Фондом гарантирования вкладов физлиц над инструментами более быстрой передачи активов и пассивов неплатежеспособных банков здоровым, вводятся временные администрации в совсем уж плохие банки.
10. ‘В госбюджете на 2015 г. нужно заложить курс 12,9 грн за доллар’, – сказано 23 сентября в эфире ‘5 канала’. Глава НБУ отметила, ‘как только мы начнем восстанавливать Донбасс, заработают на полную мощность наши предприятия металлургического комплекса, тогда мы даже сможем говорить о том, чтобы пытаться возвращаться к тому уравновешенному состоянию, которое мы наблюдали в июле, когда при курсе 11,7 у нас практически был сбалансированный торговый баланс’. И хотя надежды на восстановление Донбасса пока не имеют временных рамок, Гонтарева уже не раз (последний – 10 ноября) повторяла, что выступает за расчет Минфином госбюджета на 2015 г., исходя из курса гривни 12,95.
11. ‘Ситуация остается контролируемой. Понятно, что недавние решения центрального банка по валютному регулированию предполагали сначала определенный всплеск на валютном рынке, а затем его уравновешивание и дальнейшую стабилизацию. Рынку требуется определенное время для постепенного поиска равновесного курса’, – заявила 7 ноября Гонтарева ‘Интерфаксу-Украина’. За период с 4 по 7 ноября официальный курс гривни опустился до 14,47 с уровня около 12,95 грн, на котором он удерживался с конца сентября. Позже падение продолжилось. Стабилизация случилась на уровне около 16 грн за доллар, после чего национальная валюта начала медленно дорожать.
12. ‘Вы не можете снять депозит до истечения срока, но вы можете его не класть на этот срок’, – было сказано 9 ноября в эфире телеканала ‘1+1’. Глава НБУ хочет инициировать внесение изменений в Гражданский кодекс, которые бы запрещали досрочное расторжение вкладов, что должно повысить сбалансированность активов и пассивов банковской системы. Банкиры с началом паники на рынке требовали от НБУ подобного запрета, ранее он уже применялся и помог улучшить ситуацию на финансовом рынке.
13. ‘У экспортеров есть сто и один способ придержать валюту, на которые Нацбанк никак не может влиять. Мы не можем и не должны заменять собой таможню, фискальные органы, МВД. В общем и целом, мы можем влиять только на формы расчетов’. – так в интервью ‘Лигабизнесинформу’ от 11 ноября Гонтарева говорила о том, почему скептически относится к сокращению срока возврата валютной выручки. Подменять контролирующие органы, конечно, не нужно. Но почему бы не помочь им своими нормативами?
14. ‘Это яркий пример нецелевой траты государственных средств’, – сказала главный банкир 12 ноября в эфире ‘5 канала’, заявив о закрытии с 1 января 2015 г. телеканала БТБ. За три года канал обошелся Нацбанку в 220 млн грн. Начато избавление банка и от других непрофильных активов. Также заявлялось, что прекращена практика аккумулирования некачественной недвижимости по завышенным ценам в виде залогового имущества.
15. ‘Сейчас инфляция составляет 20% и до конца года ускорится до 25%’, – сообщила Гонтарева 20 ноября в ходе пятого Украинского инвестиционного форума. Время скоро покажет, насколько точной оказалась глава НБУ в этом своем прогнозе.
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!