Квартирное рейдерство

Столица, как известно, год от года растет, и желающих приобрести жилье все прибывает. Увеличивается и количество способов «честного отъема денег у населения». Некоторых нечистых на руку застройщиков правоохранители ловят и наказывают, однако это капля в море — ведь «элита-центров» в Киеве тысячи. И граждане, имевшие несчастье приобрести квартиру у мошенников, ни жилья не получили, ни денег своих вернуть не могут.

Помните, пару лет назад по всему Киеву была развешана реклама: «Элитное жилье в новостройке с видом на Днепр»? Многие купились на эту «замануху» — ведь основным застройщиком выступала солидная организация «Киеввысотстрой». Покупатели, просмотрев план квартир и удостоверившись в правильности договора, сразу оплачивали полную стоимость жилья компании-продавцу, которая эти деньги перечисляла в банк «Киев». А финструктура — непосредственно в «Киеввысотстрой».

Все «не при делах»

К концу 2007 г. организация-застройщик, возведя в доме по улице Старонаводницкой 11 этажей из 16-ти, остановила работы. Руководитель предприятия Николай Маринеха заявил людям, купившим квартиры в строящемся здании, что в связи с подорожанием стройматериалов и всего остального стройка прекращена, а предприятие находится на грани банкротства.

Однако до инвесторов стала доходить информация, что квартиры уже проданы по нескольку раз разным людям. Обманутые покупатели организовали митинг, а милиция возбудила уголовное дело против руководителя «Киеввысотстроя» за мошенничество и нецелевое использование средств. Его обвинили в присвоении более 15 млн грн.

— Как выяснилось позже, деньги за жилье люди платили фирмам, среди них — «Систем-инвест», у которых не было ни баланса, ни и актива, только банковские счета. Эти организации были своего рода кассами, — объясняет Игорь Бондарь, представитель созданного инвесторами Комитета обманутых. — Всего таких фирм существовало 17, и все они были зарегистрированы по одному адресу — ул. Богдана Хмельницкого, 31.

По словам Игоря Бондаря, когда инвесторы начали требовать у застройщика принадлежащие им по праву квартиры, оказалось, что «Киеввысотстрой» здесь как бы ни при чем. Ведь покупатели заключали договора непосредственно с фирмами-однодневками, с которых взять было нечего. А тем временем жилье подскочило в цене в 3—4 раза.

— Банк «Киев» управлял деньгами этих инвесторов, т. к. привлекал средства на доверительные счета, не имея на это договорных оснований. Поэтому он мог фактически направлять их куда угодно. И куда направлял — никто не знает, — объясняет киевский юрист Андрей Навроцкий. — Может, на строительство дома, а может, совсем на другие нужды. Я разбирался в ситуации с «Киеввысотстроем», поскольку выступал защитником в суде одного из инвесторов — физического лица, подавшего в суд на застройщика с требованием признания за собой права на недостроенную квартиру.

Печерский суд, по словам юриста, такое право признал, но когда покупатель начал через суд требовать вернуть средства — поровну со всех трех структур, «Киеввысотстроя», банка и «Систем-инвеста», — оказалось, что все упомянутые организации «не при делах». В банке «Киев» введена временная администрация, что может означать, в том числе, и начало банкротства. «Киеввысотстрой» — уже почти банкрот, в «Систем-инвесте» активов — ноль. И кому сегодня принадлежит этот недострой, неизвестно. А пострадали около 15 тысяч человек.

Купили неизвестность и страх

В аналогичной ситуации оказались люди, отдавшие деньги за квартиры другой фирме — «Киевинвестстрою», которая обещала построить элитное жилье за городом, в поселке Гостомель, Киевской области.

В 2005 г. ООО «Киевинвестрой» начало строить в этом поселке целый жилой комплекс с домами, магазинами, зонами развлечений. Точнее, планировало начать стройку. Под эскизный проект местный совет выделил фирме целое поле — почти 7 га земли. В итоге из всего запланированного комплекса был построен только один дом. Второй остановился на уровне третьего этажа. Народу объяснили: «Нет денег».

Даже в тюрьме -— с комфортом. Генеральный директор «Элита-Центра» Игорь Цыганок, осужденный 16 марта Шевченковским райсудом столицы, сидит в Лукьяновском СИЗО, рядом с владельцем компании Александром Волконским (Шаховым).Как удалось узнать «Новой» от правоохранителей, Волконский сидит в «vip-камере». Это обычная четырехместная камера, которую главный «элитчик» занимает один. В отличие от других лукьяновских «апартаментов», там в конце 2008 г. был сделан ремонт, в камере имеются холодильник и телевизор. — Ремонт проведен примерно через месяц после того, как Волконского доставили в этот изолятор. Владелец «Элиты» или его компаньоны даже в тюрьме сделали свое пребывание комфортным. У входа в камеру всегда стоит охрана. Непонятно, правда, зачем? Ведь «пациент» ежедневно и беспрепятственно общается со своим адвокатом, гражданской женой и следователем. Все, что надо, они ему могут рассказать. Плюс любая информация по телевизору, — рассказали «Новой» правоохранители.

— Мы вселились сюда, когда узнали, что будущие квартиры продавались по нескольку раз, — рассказывает один из жильцов, Игорь С. — Дом построен, но к нему не подключены коммуникации, и 27 семей из 85, которые въехали в новостройку, живут сейчас без газа, тепла и воды. А что делать? Я вообще боюсь, что нас могут отсюда выселить…

Против руководителя компании «Киевинвестрой» Николая Шпака в прошлом году было возбуждено уголовное дело. Как и в случае с «Киеввысотстроем» — за нецелевое использование средств. Однако подозреваемый заявил «Новой», что это, мол, обычное рейдерство: у него просто хотят отобрать землю и забрать предприятие.

— Я действительно прекратил стройку, но лишь потому, что деньги, которые взял в ИнтерКонтинетБанке, закончились, а сам банк ликвидировался, — продолжает господин Шпак. — Мы прокладывали к застройке газопровод, завезли 1 млн кубов грунта, поскольку здесь была зона, куда самолеты с аэродрома Антонова сбрасывали дизтопливо при посадке. За рейдерами стоят генеральный директор НАК «Украгролизинг» Иван Куришко и его заместитель Алексей Палиенко, который раньше был директором «Киевинвестстроя».

Сами «рейдеры», конечно, отрицают свою причастность к захвату строительства.

— С «Киевинвестстроем» мы заключили договор на инвестиции в мае 2007 г., — объясняет Иван Куришко. — В течение двух месяцев перечислили на это около 7 млн грн. Но уже в августе мы увидели, что Шпак нас обманывает — тратит деньги не по назначению. Поэтому обратились в суд, чтобы вернуть вложенные инвестиции назад. Поскольку Шпак заявляет, что денег у него нет и вернуть их он нам не может, на стройку был наложен арест. Но то, что на сегодня построил «Киевинвестстрой», оценивается намного дешевле, чем мы вложили.

К тому же, есть мнение, что директор «Киевинвестстроя» сам виноват в своих проблемах. Юрий Роговой, директор ООО «Центр-Крок-Буд», поведал нам, что учредитель «Киевинвестроя» взял в банке деньги под ипотеку квартир, но израсходовал их на личные нужды.

— Когда выяснилось, что квартиры уже проданы, суд арестовал все имущество «Киевинвестроя», — говорит Юрий Роговой. — Но учредитель организации по-прежнему продолжал привлекать новых инвесторов, заключать с ними официальные договора. Другими словами, продолжал грабить доверчивых граждан и фирмы-инвесторы.

Квартиры делают дорогими чиновники

До 2008 г. Киеве насчитывалось около сотни строительных компаний. Представители многих из них утверждают, что после пресловутого «Элита-Центра» началось неформальное уничтожение небольших стройфирм с целью победы монополистов. По словам застройщиков, чиновники нещадно дерут с них за оформление площадок и требуют взятки непосредственно во время строительства.

Официально за разработку проектов и всяческие разрешения необходимо уплатить приблизительно 2% от сметной стоимости здания, а на самом деле — в десятки раз больше. Если взять, например, недострой по Старонаводницкой, официальная сумма составляет несколько миллионов гривен, а неофициально — не менее $3—5 млн. Чтобы решить все вопросы, нужно «дать на лапу» примерно 20 чиновникам — работникам органов архитектуры, природоохранных служб, санэпидстанции, охраны культурного наследия и т. д. Больше всего, конечно, выигрывают учреждения, ведающие земельными ресурсами.

— Это уже какой-то воровской закон: не заплатишь — не согласуем. Хоть будет все идеально. Так делают все! — объясняет «Новой» Евгений, человек, близкий к «Элита-Центру». — Застройщики с самого начала вкладывают сумму взяток в стоимость 1 кв. м жилья. Поэтому им приходится отбивать средства любыми способами.

Юрист Александр Дядюн рассказал «Новой», что недобросовестные застройщики заключают с людьми договора не строительного подряда, а инвестирования. Получается, граждане, вкладывая деньги, считаются инвесторами на уровне предприятия. И в то же время не имеют таких прав, как предприятия.

— Поэтому людям очень сложно забрать средства. Они крайне редко попадают в совет кредиторов, если предприятие обанкротится, — продолжает юрист. — Механизма возврата гражданам денег нет. Единственное, что они могут сделать, — требовать через суд признать свои права собственности на недостроенный объект. А потом собирать деньги для нового застройщика, который возьмется достраивать этот дом.

В итоге, желающих приобрести жилье обманывают дважды: в начале, когда берут деньги за будущую квартиру, и потом — когда жилье не предоставляют и потраченные деньги не возвращают. Где же искать справедливость?..

Компетентно

Петр Данильчик, юрист ЗАО «Житлокоммунсервис»:

— То, что одну и ту же квартиру продают разным владельцам, — не проблема. Изначально не ведется четкий контроль, кому какая квартира записывается, но потом ситуация выравнивается: люди получают, к примеру, второй этаж вместо первого, и застройщик доплачивает человеку. Ведь никто не захочет скандала, в результате которого можно потерять свой бизнес. В 2006 г. цены на все стройматериалы поднялись в 1,5—2 раза, поэтому многие фирмы приостановили строительство. Цены на материалы поднимались искусственно, кому-то это было выгодно. Тогда и возникла проблема: многие строительные организации оказались на пороге банкротства. Земельный участок с недостроем могли забрать другие фирмы. Их стали называть рейдерами, хотя это не совсем точное определение. А новый застройщик мог потребовать от людей доплатить ему за стройматериалы, увеличив стоимость 1 кв. м жилья. Впрочем, практически во всех случаях руководители стройфирм наживаются, а люди страдают.

Людмила Башкирова


Квартирное рейдерство

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *