Что не устроило Венецианскую комиссию в Законе о люстрации?

Обнародовано предварительное заключение Венецианской комиссии по Закону «Об очищении власти»

Верховный Суд Украины обнародовал неофициальный перевод Предварительного заключения Венецианской комиссии по Закону «Об очищении власти» (Закон о люстрации). Комиссия готова предоставить поддержку в подготовке изменений в Закон о люстрации. Отмечено, что украинские власти согласились с тем, что Закон требует усовершенствования с целью приведения его в соответствие с международными стандартами, а потому обратилась за помощью к Венецианской комиссии.

Комиссия пришла к таким основным выводам:

a) применение люстрационных мер к периоду правления советской Коммунистической партии через много лет после падения этого режима и вступления в силу демократической Конституции в Украине будут требовать убедительных причин, которые оправдали бы существование реальной угрозы демократии, которую бывшие коммунисты представляют сегодня; Комиссия считает, что трудно оправдать такую позднюю люстрацию.

b) применение люстрационных мер относительно недавнего периода, в течение которого президентом был Виктор Янукович, по сути, является тождественным тому, чтобы поставить под сомнение функционирование нынешней конституционно-правовой системы Украины как демократического государства, где царит верховенство права.

c) Закон о люстрации содержит несколько серьезных недостатков и требует пересмотра, по крайней мере, в таком:

— люстрация должна применяться только к тем должностям, которые действительно могут представлять значительную угрозу для прав человека и демократии; перечень должностей, которые подлежат люстрации, должен быть пересмотрен;

— вина должна быть доказана в каждом отдельном случае, и не может презюмироваться только на основании принадлежности к категории государственных должностей; критерии люстрации должны быть пересмотрены;

— полномочия по проведению люстрации необходимо забрать у Министерства юстиции и передать их специально созданной независимой комиссии, с активным привлечением гражданского общества;

— процедура люстрации должна проходить с соблюдением гарантий справедливого судебного разбирательства (право на адвоката, равенство сторон, право быть выслушанным); административное решение по люстрации должно быть приостановлено на время обжалования в суде и до окончательного решения суда. Закон о люстрации должен конкретно предусматривать эти гарантии;

— люстрация судей должна осуществляться только с соблюдением конституционных положений, гарантирующих их независимость; и только Высший совет юстиции должен нести ответственность за любое увольнение судьи. Венецианская комиссия не видит оснований для распространения Закона о люстрации на судей, учитывая, что они стали объектом другого специального закона о люстрации;

— обнародование информации о лицах, к которым применяются люстрационные меры, должно происходить только после вынесения судом окончательного решения.

Хотите быть в курсе важнейших событий? Подписывайтесь на АНТИРЕЙД в соцсетях.
Выбирайте, что вам удобнее:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твиттер twitter.com/antiraid

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *