Корпоративный секвестр: 10 способов экономии для бизнеса
На чем украинский бизнес значительнее всего может экономить в кризис, и что из этого приносит наибольший эффект.
Управляющий партнер Kompan Consulting Иван Компан с большой неохотой вспоминает о том, как в конце 1990-х он впервые столкнулся с проявлением радикальной корпоративной экономии. Тогда, в 1998 г., российская инвестиционная компания, в которой он работал, балансировала на грани закрытия после дефолта. Когда дела пошли совсем плохо, владелец компании собрал всех сотрудников, честно сообщил им о состоянии дел и объявил, что отныне их зарплаты, включая и его компенсацию, снижены примерно в пять раз. «Сперва мы были шокированы, потом оценили некоторые преимущества своего нового положения, а еще позже выяснилось, что эта мера сработала. Специалисты из компании не ушли, а с наступлением хороших времен зарплаты вернулись до прежнего уровня», – вспоминает И. Компан. Он уверен, что сделанное не просто помогло компании выжить, но и сохранило доверие персонала к собственнику бизнеса. Однако на сегодняшний день лишь немногим украинским компаниям под силу решать вопрос с оптимизацией ведения бизнеса столь же эффективно и честно.
«&» выяснил, какие методы реальной антикризисной экономии сейчас востребованы у украинского бизнеса и что из этого дает реальный эффект.
Слагаемые реальной экономии
По мнению опрошенных «&» экспертов, сегодня в арсенале украинских компаний имеется не так уж и много средств для реальной экономии. Не существует и универсального способа, в равной степени подходящего всем компаниям независимо от профиля их деятельности. «Универсальной таблетки нет. Однако не вызывает сомнения тот факт, что компании, наладившие свои бизнес-процессы максимально эффективно в прежние, хорошие, времена, переносят кризис гораздо легче тех «коллег по цеху», которые об этом начинают задумываться лишь сейчас», – говорит Иван Компан.
Тем не менее экспресс-меры, которые могут исправить ситуацию и уменьшить расходы компании непосредственно в кризисный момент, существуют.
1. АУДИТ
По мнению СЕО Arricano Real Estate plc Михаила Меркулова, чтобы оптимизировать работу компании сегодня, необходимо провести аудит ее ключевых процессов в разрезе их реальной пользы для бизнеса: повышения доходности и сокращения затрат. Все то, что не приносит такой пользы, можно смело вычеркивать и удалять из жизни компании. А то, что приносит, должно быть оцифровано, иметь четкий и понятный KPI.
«Самый простой и бюджетный вариант аудита, уместный в условиях кризиса, – провести опрос среди сотрудников и получить от них предложения по повышению эффективности работы в компании. Именно так мы и поступили в Arricano, – говорит М. Меркулов. – На протяжении всего сентября сотрудники присылали свои предложения, по итогам их было более 130. Некоторые из них были одновременно озвучены сотрудниками. Надо сказать, что данные предложения касались и бюрократических процедур, и управления эксплуатацией торговых центров, и маркетинга. Для нас это стало очевидным доказательством того, что процесс низкоэффективный, поэтому его необходимо менять».
При этом Меркулов отметил, что в условиях кризиса эффективен и аудит ресурсов компании, в первую очередь людских: способны ли ресурсы компании достигать KPI и постоянно его увеличивать. «В условиях кризиса неэффективные ресурсы – непростительная роскошь. Если специалист на своем месте неэффективен – его нужно менять», – говорит эксперт.
2. СОКРАЩЕНИЕ ПЕРСОНАЛА
По словам Ивана Компана, сокращение персонала до сих пор остается одним из самых радикальных методов оптимизации бизнеса. Но вопреки тому, что многие компании спешат прибегнуть к нему в первую очередь, этот способ подходит далеко не всем. «Если у компании инвестиционный, юридический или консалтинговый профиль деятельности, то доля стоимости персонала в ее общих затратах крайне велика. Там персонал – основное средство производства. И сокращая его, действительно можно добиться какого-то существенного эффекта, – поясняет Иван Компан. – Но если доля персонала в общей стоимости не так уж высока, то соответственно эффект от сокращения не будет значительным».
Если есть выбор между тем, чтобы уволить кого-то хорошего из команды или сократить число его рабочих часов, то лучше выбрать второе, считает директор филиала сети магазинов настольных игр «Мосигра» Андрей Утешев. По его словам, сегодня сотруднику часто лучше получать меньшую зарплату из-за кризиса, но по крайней мере иметь работу и понимание, что через месяц-другой заработок снова будет выше.
3. СНИЖЕНИЕ РАЗМЕРА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Именно поэтому более эффективным способом экономии на персонале сегодня является пересмотр размера компенсационных пакетов. «Кто-то срезает квартальные и полугодовые бонусы, оставляя годовые, и то под большим вопросом – какого объема и для кого, – неофициально сообщили в одном крупном HR-агентстве. – В некоторых компаниях, зависящих от курса доллара, ввели стабилизацию зарплат (например, по курсу 10,5 грн./$), при том, что раньше там была возможность получать зарплату в валюте, а иногда по текущему курсу, причем банковскому, а не НБУ».
Собеседница «&» также сообщила, что многие компании уже сократили количество рабочих дней на производстве либо в головном офисе. По ее словам, некоторые из них уже работают по четыре дня в неделю. При этом они резко сократили расходы на мотивационные программы – корпоративы и тренинги. «Если и делается что-то, то очень бюджетное. По моим ощущениям, бюджет на такого рода мероприятия сократился едва ли не вдвое», – отметила эксперт.
У эйчаров констатируют: многие сотрудники компаний все чаще вынуждены отказываться от командировок. А цели, преследуемые ими, можно решить с помощью скайп-конференций, телефонных созвонов и переписок. Если поездки не избежать, сотрудникам настоятельно рекомендуют «уложиться» в один день.
4. АУТСОРСИНГ
Эффективности снижения затрат в кризис способствует динамичное развитие аутсорсинга. Многие функции компании, а также работу обслуживающего ее персонала можно передать сторонним компаниям, что дает возможность не держать единицу в штатном расписании постоянно, а привлекать по мере необходимости.
По словам управляющего партнера I-Co Group Натальи Филипской, первыми об аутсорсинге в Украине вспомнили представительства зарубежных компаний, поскольку для них такая опция и ее выгоды были хорошо знакомыми. Позже их примеру последовали и украинские фирмы. «Теперь компании хорошо понимают, какой экономии они смогут достичь при передаче персонала на аутсорсинг», – говорит Н. Филипская. – Причина очевидна – кризис повлек сокращение бюджетов, и вывод персонала за штат компании оказался лучшей альтернативой увольнению».
Эйчары полагают, что аутсорсинг сегодня можно использовать почти во всех сферах деятельности компании, в том числе на всех этапах производства. Но в Украине до сих пор наиболее часто на аутсорсинг привлекают лишь вспомогательный персонал: секретарей, ассистентов, кол-центры, IT-отделы, курьеров, пресс-офисы, водителей и др.
5. ЗАМОРОЗКА НОВЫХ ПРОЕКТОВ
Разумный способ сэкономить в период кризиса – заморозка новых проектов. Правда, в данном случае речь может идти лишь о долгосрочных начинаниях, а также о тех, которые далеки от доходности в обозримом будущем.
Пример такого рода «заморозки» – открытие новых торговых точек сетевых ритейлеров. «Раньше магазины открывались по двум принципам: там, где это будет востребовано, и там, где имиджево, а значит нужно «встать». Сегодня имиджевые вещи сокращаются. Компании максимально сосредоточены вокруг тех вещей, которые приносят продажи», – говорит операционный директор агентства Newsfront Елена Ковтун.
При этом эксперты призывают не замораживать все без исключения новые проекты. Не стоит отказываться также от тех, расходы на которые на текущий момент велики, но их реализация находится на финальной стадии. А значит есть шанс, что в ближайшем будущем они будут приносить доход.
6. СНИЖЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ
Быстрого снижения расходов на производстве можно достичь при сокращении расходов на сырье и материалы. Некоторые украинские производители вынуждены инициировать пересмотр договоров со своими поставщиками, другие – их менять. При выборе поставщиков рекомендуется выбирать крупные компании, готовые предоставить не только более низкие цены, но и отсрочки по платежам.
По словам Елены Ковтун, украинские производители, имеющие производственные мощности за пределами страны, сегодня все чаще рассматривают возможность их полного или частичного переноса в Украину. «Если раньше курсовая ситуация позволяла и производить, и ввозить продукцию в Украину, то сейчас это стало гораздо дороже. И, как показывает практика уже многих производителей, в нашей стране сегодня можно найти весьма неплохие аналоги зарубежным производственным мощностям. Да и логистика в этом плане становится гораздо проще», – поясняет эксперт.
Эффективным будет и максимальное сокращение цепочки поставщиков. К примеру, в ритейле набирает обороты такое направление, как прямой импорт сетей. «Основу прямого импорта составляют продукты, не производящиеся в Украине: оливковое масло, ананасы, лососина, некоторые виды сыров. А также продукты, импортировать которые позволяет конъюнктура, когда импорт дешевле. Например, новозеландское сливочное масло. Сейчас оно дешевле, чем украинское, но, несомненно, лучшего качества», – поясняет коммерческий директор Ритейл Групп Дмитрий Каширин.
Эксперт также отметил, что в кризис с целью снижения себестоимости целесообразно наращивать производство собственных торговых марок. В частности, в Ритейл Групп до конца года планируют увеличить этот показатель до 8,5%. «Тот объем собственных торговых марок, который есть у нас (7%), мы считаем неплохим, но недостаточным, – сообщил Д. Каширин. – Примерно такой же показатель у торговых сетей Турции или Венгрии, хотя по сравнению с украинскими конкурентами это немного. Например, в Фоззи Групп декларируют, что у них на собственные марки приходится 10%, у АТБ – 15-20%. А у мировых лидеров, таких как Tesco, доля составляет 40-60%».
При этом экономически эффективным создание собственных торговых марок будет в тех товарных категориях, где действительно высок объем потребления и есть смысл производства в промышленных масштабах, ведь себестоимость уменьшается за счет объема.
7. СОКРАЩЕНИЕ ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ
Одну из крупных статей расходов у бизнеса любого масштаба всегда составляют расходы на энергоносители – электричество и тепло. А в свете последних повышений стоимости энергоносителей в Украине эта статья расходов становится все более ощутимой, хотя украинские компании пока отдают предпочтение более традиционным способам оптимизации расходов. «Сегодня в нашей стране, к сожалению, немногие компании уделяют внимание снижению энергопотребления в производстве продукции. А ведь ни для кого не секрет, что Украина потребляет в четыре раза больше энергоресурсов на единицу произведенной продукции по сравнению со странами Западной Европы. Впрочем, дальнейший рост цен на энергоносители будет побуждать украинские компании активнее инвестировать в снижение энергоемкости собственного производства.
Самыми распространенными способами снижения расходов на электроэнергию являются контроль расхода энергии, ограниченное освещение в темное время суток и переход на энергосберегающее освещение и оборудование. Все это может на 10-30% сократить энергопотребление в компании и на ее производственных мощностях. Впрочем, можно добиться и более существенной экономии. Для этого в компании производится энергоаудит. Его цель – выявить все имеющиеся «энергетические ловушки» и исходя из этого разработать комплекс мер по их ликвидации.
8. УМЕНЬШЕНИЕ АРЕНДНЫХ СТАВОК
«Квартирный вопрос» представителям украинского бизнеса в кризис лучше начать решать с попытки договориться с владельцем помещения относительно уменьшения арендной ставки либо об арендных каникулах. «Если в помещении несколько арендаторов, как, скажем, в торгово-развлекательном центре, имеет смысл договариваться всем вместе и приходить к арендодателю с конкретным предложением группой или с кучей подписей, – говорит Андрей Утешев. – Все понимают, что мы находимся в одной лодке: если сейчас оставить высокую аренду, то потом можно и не найти новых арендаторов. Поэтому вполне реально снизить аренду на 30-40% на пару месяцев, получить краткосрочные арендные каникулы, а также договориться о существенной отсрочке платежа в залог товара».
9. МЕНЬШЕ РЕКЛАМЫ
По словам Елены Ковтун, значительная экономия бизнеса коснулась маркетинговых и PR-бюджетов. Их срезают сегодня наравне с арендными ставками, сотрудниками и их зарплатами. Анализируя, от каких активностей клиенты отказываются в первую очередь, в рекламном агентстве пришли к выводу, что речь идет о каких-то специальных мероприятиях. «Последние два года был бум на поддержку различных киевских фестивалей. Теперь клиенты либо отказываются от них, либо оптимизируют там свое участие. Отказываются от каких-то стендов в пользу чего-то более емкого, от имиджевых штук в пользу более рациональных», – говорит Елена Ковтун.
В целом, по оценкам Newsfront, оборот агентства за последние полгода в гривневом эквиваленте остался на прежнем уровне, но в долларовом снизился. «Если мы, условно говоря, раньше получали от клиента $10 тыс. в месяц, и это было на уровне 80 тыс. грн., то в гривне сейчас мы остались на том же уровне, но в долларовом эквиваленте произошло сокращение на 30-40%», – поясняет она.
10. ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
По словам налогового консультанта Киевского центра поддержки и развития бизнеса Александры Томашевской, для любого предпринимателя налоги – это расходы. «В списке расходов налоги будут стоять на первом месте, потому что они являются платежами, никак не помогающими предпринимателю работать, при том что все остальное как-то влияет на прибыль», – говорит эксперт.
Как считает А. Томашевская, на сегодняшний день существует несколько вполне легальных конструкций для оптимизации налогообложения. Самая простая – перерегистрация фирмы с ООО на ЧП: «К примеру, раньше фирма была зарегистрирована как ООО, у нее был штат, офис, оргтехника и проч. А сегодня она все это «отрубает», оставляя одного-двух работников-фрилансеров, и дальше работает как ЧП».
Впрочем, по ее мнению, существует и другой способ оптимизации. Он больше подойдет тем компаниям, которым необходимо оставаться плательщиками НДС, например, когда все их клиенты – плательщики НДС. Этот способ заключается в переходе на упрощенную систему налогообложения – единый налог плюс НДС. «Когда объемы падают, вместо общей системы плюс НДС, при которой учитывается ставка налога на прибыль в размере 18%, есть возможность перейти на упрощенную систему плюс НДС. А единый налог составляет всего 3%», – поясняет эксперт. При этом добавляет, что в текущем году этого сделать уже нельзя, поскольку сроки для перехода с IV квартала года на эту систему закончились в середине сентября. Но вполне возможно, по мнению А. Томашевской, для этого открыть новое ООО, оперативно «перебросить» туда основные сделки, объемы, продукцию. И поскольку объемы маленькие, сделать его плательщиком единого налога плюс НДС.
Правда, такой способ не подойдет представителям крупного бизнеса. В этом случае имеет смысл создать несколько подобных структур. «Допустим, уже есть существующая громоздкая структура, на которой «висят» основные долги и проч. Параллельно с ней создается еще парочка маленьких предприятий-сателлитов, – рассказывает Александра Томашевская. – Они более мобильны, поэтому берут на себя часть персонала и другие функции. К примеру, если в компании были официально высокие зарплаты, то легально их уменьшить невозможно. Однако можно уволить человека, принять его на работу на это маленькое предприятие и там уже поставить «минималку». Все это совершенно законно и действенно», – подчеркивает налоговый консультант.
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!