Кто виноват в расцвете незаконного строительства в столице

МВД останавливает самовольное строительство, но через неделю стройка идет полным ходом. Как обезопасить инвесторов и прекратить такую практику.

В конце января в столице разгорелся очередной строительный скандал. Пресс-служба МВД распространила заявление, что в ходе расследования уголовного производства был проведен ряд обысков на стройках и остановлено строительство четырех жилищных комплексов: ‘Жемчужина Троещины’, ‘Сосновый бор’, ‘Східна Брама’ и ‘Мозаика’. Все эти ЖК строят компании, имеющие отношение к корпорации Укогруп (бенефициар Анатолий Войцеховский).

В сообщении МВД утверждается, что компании начали незаконное строительство на самовольно захваченных земельных участках. В МВД уверяют, что компании, входящие в Укогруп, ведут строительный бизнес по такой схеме не первый год. Если вину руководства корпорации докажут, главе Укогруп Анатолию Войцеховскому, а также ряду должностных лиц предприятий в структуре Укогруп грозит от 5 до 20 лет тюрьмы. Силовики отчитались, что в результате обыска было изъято строительное оборудование, а стройки – остановлены.

Спустя неделю строительство на всех объектах было возобновлено, по крайней мере, так говорят в отделах продаж этих комплексов, что подтверждается фотографиями активно идущих строек.

ЛІГАБізнесІнформ поинтересовалась у экспертов, как может быть решена проблема самовольных (незаконных) строек в столице, в результате которых тысячи инвесторов становятся заложниками противостояния застройщика и контролирующих органов.

Наталья Доценко-Белоус, старший юрист, советник юридической фирмы Василь Кисиль и Партнеры:

Подобное строительство распространено в Украине, поскольку застройщики уверены в том, что так или иначе решат все проблемные вопросы в обход закона. И таких компаний много, просто конкретно сейчас на слуху вот эта (Укогруп).

Я считаю, что юриспруденция бессильна там, где царит произвол. Можно долго говорить о законах, последствиях и практике их применения, о судебных практиках, но такие стройки идут и будут продолжаться, так как уголовного преследования за подобные действия у нас нет и все стороны вопроса прекрасно понимают, как они разрешат возникший инцидент.

Подчеркиваю, что в данной проблеме нет никаких пробелов или ‘лазеек’ в законах, это чистый подход застройщка, перед которым закон бессилен. Компания понимает, что какие бы штрафы ей не выписали, их не придется платить, а те лица, которые реально должны нести ответственность в таких ситуациях, знают, каким образом ее избежать.

Сложно представить более эффективную меру борьбы с такими застройщиками, чем уголовная ответственность за подобные действия. С другой стороны, введение безоговорочной уголовной ответственности в нашем случае – спорный вопрос. В наших реалиях введение даже весьма прогрессивных мер воздействия на субъекта не может быть применимо ко всем застройщикам. К этому – применимо, а для других она станет способом давления, шантажа и перераспределения рынка. Получается, то, что работает для одних, не будет работать для других, а закон не может носить индивидуальный характер.

Ростислав Кравец, старший партнер юридической компании Кравец и Партнеры:

Такие скандалы всегда связаны с крайне высоким уровнем коррупции в стране. Если бы работал закон, подобные вещи были бы невозможны: есть предписания органов строительного надзора, прокуратуры, и они подлежат выполнению. Но поскольку уровень коррупции зашкаливает, у подобных застройщиков вполне хватает сил и ресурсов для того, чтобы финансово решать все эти ‘вопросы’, не сильно напрягаясь и заботясь о законности своих действий.

Застройщики сознательно идут на такие шаги в надежде на то, что в дальнейшем, когда дома будут полностью проданы или построены, у городских властей, как это обычно бывает, не хватит духу на получение решения суда и их снос из-за большого количества пострадавших инвесторов, которых показательно будут водить перед телекамерами.

Эта схема работает уже не первый год. На мой взгляд, в первую очередь вина за нее лежит на градоначальстве и местных органах прокуратуры.

Если заставить застройщика как минимум платить огромные штрафы, это, скорее всего, приведет к его банкротству и снова – к недостроенным домам и обманутым инвесторам. Поэтому цель таких застройщиков – максимально быстро все построить, а потом ‘толкнуть’ инвесторов этого жилья сражаться с прокуратурой, градоначальством и другими контролерами.

Эта ситуация подобна скандалу с Элита-Центром, и таких у нас достаточно. Я до сих пор не понимаю, почему за счет местного бюджета неудавшиеся жильцы Элита-Центра должны получать новые квадратные метры. Почему киевляне должны за свой счет решать их проблемы? О том, что инвестор должен быть предусмотрительным и защищать себя сам, сказано не раз. В подобных случаях надо разыскивать и наказывать бывших градоначальников, прокуроров, строительных инспекторов, которые не смогли проконтролировать деятельность застройщика.

Марина Соловьева, юрист, глава Общественного объединения Андреевская Пейзажная инициатива:

foto-obrane-Solovyova.jpg- Вопрос, почему не останавливаются незаконные стройки, нужно задавать, в первую очередь, Госархстройконтролю (ГАСК). Это структура, которая имеет полномочия провести проверку, выяснить, есть ли документы, и остановить строительство, если стало известно, что имеются серьезные нарушения.

В нашей стране на сегодняшний день есть две серьезные проблемы. Это внешний враг, с которым идет борьба в зоне АТО, и внутренний – это коррупция. Я убеждена, что весь корень проблемы в тех людях, которые на руководящих должностях в определенных структурах могут за определенные договоренности или вознаграждения позволять делать подобные вещи.

Оснований для остановки подобных строек, как правило, достаточно. И кроме ГАСКа это могут сделать и милиция, и прокуратура. Если уголовное дело возбуждено, внесено в Реестр досудебных расследований и идет досудебное следствие, можно остановить любую стройку решением суда. Как видите, законных путей остановки подобных строек хватает.

Если говорить об инвесторах, после скандала с Элита-Центром у нас были внесены серьезные изменения в законодательство. Инвестирование тоже имеет определенный порядок. Нужно тщательно проверять и смотреть, был ли землеотвод, кому сегодня принадлежит эта земля, и только после этого принимать решение.

На тех объектах, которыми занималась я (стройки на Пейзажной аллее, улице Гончара, 17-23, Гостиный двор. – Ред.), стройки везде были остановлены, даже несмотря на наличие землеотводов. Мы нашли в них серьезные нарушения законодательства и доказали в судебном порядке, что землеотводы принимались с нарушениями и там строительства быть не может.

ПОЛЕЗНЫЕ ДАННЫЕ

Укогруп – застройщик с 10-летним стажем работы на столичном рынке недвижимости. Руководитель и учредитель корпорации Анатолий Войцеховский ранее числился в учредителях других не менее скандальных ‘долгостроев’, среди которых МФК Mega City на Харьковском шоссе, 19, 19а, и другие. С деятельностью Укогруп связывают целый ряд более мелких компаний-застройщиков (всего около 17), за каждой из которых числится хотя бы один долгострой, незаконно построенный или так и не сданный в эксплуатацию объект. Одним из самых печально известных проектов корпорации до недавнего времени оставался ЖК ‘Печерский бастион’.

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *