Что не успела, но хотела сказать Гонтарева в Раде
НБУ опубликовал полный текст отчета, в котором глава регулятора объясняет, что происходит на валютном рынке.
Главе НБУ Валерии Гонтаревой сегодня не дали закончить выступление с трибуны Верховной Рады – речь сорвали народные депутаты, которые с криками ‘Ганьба!’ заблокировали президию парламента. Продолжать свой отчет после этого Гонтарева не стала.
После того, как председатель Нацбанка покинула Раду, пресс-служба НБУ опубликовала полный текст запланированного отчета Гонтаревой. Приводим его целиком:
‘Уважаемые народные депутаты! За последние два месяца я в четвертый раз докладываю с этой трибуны. Поэтому вряд ли вы услышите новые цифры сегодня, но я попробую объяснить логику действий НБУ.
Обычно НБУ высказывают противоположные по сути претензии. Приведу типичные примеры. Первый. Обвиняют в том, что предоставлено много рефинанса на рынок, и тут же, заявляют, что мы угнетаем банковскую систему, так как не даем рефинансу на рынок под оттоки вкладов. Второй. Говорят, что НБУ отпустил валютный рынок на произвол судьбы, и в то же время обвиняют, что мы держали индикативный курс и этим не давали рынку найти равновесие. Третья типичная внутренне противоречивая претензия – одни вздыхают, что вводятся временные администрации в банки, а другие тут же кричат, почему не вводят Фонд гарантирования и не выплачивают вкладчикам гарантированные суммы. Четвертый пример. Инкриминируют, что НБУ не контролирует валютный рынок, и при этом кричат, что НБУ ввел на рынке такие ограничения, что невозможно работать.
Поэтому попробую еще раз дать разъяснения. Но, прежде всего, от имени правления НБУ я благодарю за принятие парламентом закона об усилении контроля за операции банков со связанными лицами и усиления ответственности владельцев и руководителей банков за действия, которые привели к неплатежеспособности их учреждений. Почему это важно? Потому что владельцы и высший менеджмент банков должны возмещать нанесенные государству и вкладчикам убытки.
Только за прошлый год граждане забрали из банков 126 млрд. грн. С начала текущего года эта сумма увеличилась еще на 18 млрд. грн.
В 2014-2015 годах в Фонд гарантирования (ФГВФЛ) было передано для вывода с рынка 44 банка, из них 11 в 2015 году. По сути, банковская система потеряла почти 200 млрд. грн – это почти 9% ВВП. Из этой суммы только 50 млрд грн должно возместить государство через ФГВФЛ. А это 9,96% дохода бюджета страны. По состоянию на 25 февраля вкладчикам неплатежеспособных банков уже было выплачено 18,5 млрд грн.
И если бы мы имели такой инструмент (закон об отсветственности банков – Ред.) раньше, то эта сумма (потерь банковской системы – Ред.) была бы значительно меньше, поскольку каждый акционер и его менеджмент, который собирался вывести активы и списать все на кризис, трижды подумал бы над своим решением. Приведу цифры Фонда гарантирования: сегодня общая сумма убытков, который был нанесен неплатежеспособным банкам из-за противоправных действий акционеров банков и их должностных лиц составляет более 58 млрд грн. Сейчас уже открыто 239 уголовных внедрения на общую сумму почти 43 млрд. грн. Принятый закон об усилении ответственности владельцев и руководителей банков -дополнительный рычаг воздействия на них, он значительно усилит гарантии сохранения и приумножения средств населения и бизнеса.
Очистка банковского сектора – это болезненный и длительный процесс. К сожалению, он усиливается оттоком депозитов из банков. Только за прошлый год граждане забрали из банков 126 млрд. грн. С начала текущего года эта сумма увеличилась еще на 18 млрд. грн.
Несмотря на то, что значительная часть этих оттоков является результатом паники, мы не можем не помочь банкам выполнить законное право людей – вернуть им их сбережения. Поэтому Национальный банк просто обязан поддерживать банки, предоставляя им кредиты рефинансирования, чтобы обеспечить своевременное проведение расчетов и возврата вкладов населению.
Следует понимать, что операции по рефинансированию – стандартная практика каждого центробанка в мире. Но как я уже неоднократно отмечала, на поддержку регулятора как кредитора последней инстанции банки могут рассчитывать, если они платежеспособны (то есть имеют только проблему с ликвидностью в связи с оттоком депозитов), имеют достаточный капитал или утвержденную программу докапитализации и приемлемый залог. И все это происходит под жестким контролем НБУ, с введением ограничений по активным операциям и наличием куратора в банке, который отслеживает целевое использование предоставленного стабилизационного рефинанса.
На поддержку регулятора банки могут рассчитывать, если они платежеспособны.
Выдумки о сотнях миллиардов гривень бесконтрольного рефинансирования, выданных за мою каденцию, выглядят не иначе как чушь. Данные о выданных Нацбанком кредитах рефинансирования открыты как никогда – каждый может увидеть не только объемы выданных кредитов, но и кому они были предоставлены и сколько. Сейчас задолженность по кредитам рефинансирования составляет 110,9 млрд грн (не 200, не 300 и не 500, а 110 млрд грн!). 77 млрд грн. из этой суммы были выданы банкам в 2008-2010 годах и до сих пор не возвращены.
С начала 2015 года остатки по кредитам рефинансирования увеличились на 2 млрд. грн. При том, что отток депозитов составлял почти 18 млрд грн. В пиковый день паники 23 февраля дня отток депозитов из банков составил 2,2 млрд грн. Или это сравниваемые суммы? Очевидно, что нет! За мою каденцию на посту главы НБУ – то есть за последние 8 месяцев – объемы кредитов банковской системе, предоставленных НБУ уменьшились на 1,7 млрд грн. Соответственно, никакого давления на валютный и финансовый рынок, предоставленные банкам объемы рефинансирования не оказывали. Более того, каждая гривня рефинансирования, которое предоставляется сейчас, направляется исключительно под отток депозитов. Национальный банк это жестко контролирует – в каждый банк, получивший рефинансирование направлен куратор от НБУ.
В пиковый день паники 23 февраля дня отток депозитов из банков составил 2,2 млрд грн.
Крупнейшая сумма рефинансирования была предоставлена крупнейшему банку страны, в котором 26% депозитов и текущих счетов физлиц. Отток средств физических лиц с начала 2014 года в этом банке составил 44 млрд грн, а задолженность по рефинансу составляет 23 млрд грн., влючая 7,26 млрд грн, выданных за мою каденцию. Все это наглядно демонстрирует, что дополнительные 21 млрд грн были выплачены банком вкладчикам самостоятельно за счет взносов акционеров.
Теперь об эмиссии. За 2014 г. монетарная база выросла всего на 8,5% до 333,2 млрд. И здесь замечу, что эти 333 миллиарда накопленны за всю историю существования Украины. Поэтому прошу прекратить манипуляции темой эмиссии. Понятно, что рост монетарной базы на 8,5% не мог создать монетарного давления на потребительские цены и стоимость гривни. Эти деньги вместе с нашими ЗВР, по сути, были направлены на содержание банковской системы от кризиса платежей и расчетов в экономике и дали, среди прочего, возможность государству обеспечить социальные выплаты, военные расходы, закупить газ для отопительного сезона.
По монетарной базе в 2015 году. Фискального доминирования в 2015 году, как это случилось в 2014 году, когда НБУ профинансировал правительство и НАК ‘Нафтогаз’ на сумму 175 млрд грн. или почти 40% сводного бюджета страны, больше не будет. Максимальная сумма, которая будет выпущена НБУ в экономику не превысит 91 млрд грн. Этот показатель полностью согласован с параметрами макроэкономического прогноза, над которым мы работали совместно с правительством и экспертами МВФ. Сюда входит и перечисление прибыли НБУ в бюджет в размере 60,5 млрд грн, финансовая поддержка ФГВФЛ и поддержка ликвидности платежеспособных банков. Поэтому население может быть уверенным в возврате своих средств из неплатежеспособных банков в законодательно определенных пределах 200 тыс. грн.
Показатель эмиссии не отражает объема средств, которые попали в экономический оборот и теоретически могут давить на цены и обменный курс.
Отдельно должна прокомментировать несколько цифр по безналичной эмиссии, в этом году составившей 48 млрд грн. Показатель эмиссии не отражает объема средств, которые попали в экономический оборот и теоретически могут давить на цены и обменный курс. Простой пример: 40 млрд из этих средств приходится на сделку своп с Народным банком Китая. Эти средства выступают в качесстве своеобразного залога и хранятся на счетах Народного банка Китая в НБУ и ни гривни не было использовано. Зато НБУ получил соответствующую эквивалентную сумму в 15 млрд китайских юаней, которую может использовать для смягчения потребности в иностранной валюте и укреплений позиций платежного баланса. И это только один пример, когда средства, считаются как эмиссионные, но не находятся в обороте. То же самое и с показателями абсорбции средств НБУ за счет депозитных операций, которые сейчас составляют 23,5 млрд грн.
В целом, показателем, характеризующии предложение денег предоставленных НБУ экономике, является монетарная база. Ее объем за 2 месяца текущего года уменьшился на 1,6 млрд грн.
Теперь о ситуации на валютном рынке. Последнюю волну паники нам удалось быстро преодолеть за счет решительных действий в различных сегментах денежно-кредитного рынка. Последний всплеск курса был вызван прежде всего психологическими факторами, которые подогревались неопределеностью перемирия на Востоке, популистскими заявлениями отдельных политиков и действиями владельцев выведенных с рынка банков.
Последний всплеск курса был вызван прежде всего психологическими факторами.
Что касается фундаментальных факторов для дальнейшей курсовой коррекции, то по нашим расчетам, курса 20-22 грн/долл достаточно для полного устранения дефицита текущего счета платежного баланса. Финансовый счет исправят поступления от наших внешних кредиторов и, как мы надеемся, успешная реструктуризация Минфином суверенных долгов Украины.
Новые средства от МВФ будут распределены между правительством и НБУ. Они позволят нам нарастить международные резервы до уровня $17 млрд на конец 2015 г.
Вернусь к шагам НБУ для преодоления паники. Что конкретно мы сделали? Прежде всего, существенно усилили монетарную политику путем поднятия учетной ставки до 30% и увеличения обязательных резервов банков. Этим мы пытаемся связать свободную ликвидность банков, чтобы минимизировать потенциальное давление на курс и цены. Хотя некоторые эксперты и советовали нам бороться с инфляционными процессами политикой дешевых денег, но это совет из разряда тушения пожара бензином.
Сейчас прежде всего нужно обеспечить макрофинансовую стабилизацию. Только так мы сможем создать условия для восстановления банковского кредитования и экономического роста. А это требует устойчивого снижения инфляции. Так, в этом году она еще будет оставаться высокой. Ведь на цены сейчас давит проведена девальвация и еще будут повышены тарифы в энергетике и ЖКХ.
Но в 2016 году цены перестанут так быстро расти и инфляция составит менее 10%.
НБУ не может влиять на цены отдельных продуктов – бензин, сахар, гречка и тому подобное. Здесь ключевую роль играет экономическая политика правительства на отдельных рынках и действия антимонопольного комитета. НБУ же должен регулировать монетарными средствами общие инфляционные тренды.
Второй шаг для преодоления паники на валютном рынке – усиление административных ограничений. В дополнение к предыдущим мы, в частности:
запретили кредитование банками в гривне под покупку безналичной иностранной валюты и под обеспечение иностранной валюты;
требуем подтверждения того, что покупатель валюты является добросовестным налогоплательщиком;
требуем использования аккредитивной формы расчета для осуществления платежей по импортным контрактам клиентов общей стоимостью более $500 тыс., хотя сделали временные исключения для критического импорта;
запретили авансовые платежи за импорт без соответствующего подтверждения от НБУ.
Перечисленные шаги позволили остановить панику на валютном рынке, обеспечить ритмичность валютных поступлений на рынок, предотвращать непродуктивном утечки капитала за пределы Украины.
В то же время, мы остаемся сторонниками гибкого обменного курса, уровень которого должен соответствовать фундаментальным экономическим тенденциям. В случае превалирования на рынке ситуативных всплесков, обусловленных панической поведением, мы оставляем за собой возможность использования в качестве административных мер, так и рыночных -а это валютные интервенции.
Уважаемые народные депутаты! Уже на следующей неделе МВФ должен принять окончательное решение о выделении Украине средств. Те, кто ожидает, что это успокоит рынок – правы! Но сотрудничество с Фондом – это не только деньги, это – прежде всего обязательства всех ветвей власти провести настоящие реформ. Правительство – должнj реформировать энергетическую, фискальную сферу, дерегулировать бизнес и прочее. Парламент должен принять необходимые для этого законы. А НБУ – контролировать инфляцию и стабилизировать банковский сектор. То есть, каждый знает, что делать. За работу товарищи, как говорил классик. Благодарю за внимание!’.
Кроме того, Гонтарева опровергла слухи о своей отставке. ‘Только что вернулась из Верховной Рады Украины. Вдохновленная. Спасибо за поддержку тем парламентариям, которые действительно заслуживают, чтобы их так называли. Слухи о моей отставке – безосновательны’, – сказала она.
Как сообщалось, президент Украины Петр Порошенко готов инициировать отставку Гонтаревой, но только после получения кредита от МВФ.
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!