Парламент принял за основу законопроект о развитии институциональной способности НБУ

Верховная Рада приняла за основу законопроект №2742 о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно укрепления институциональной базы Национального банка Украины (НБУ), повышения эффективности и построения его инфраструктуры.

При первом голосовании во вторник, 19 мая 2015 года, за этот законопроект проголосовало только 220 депутатов, после чего спикер парламента Владимир Гройсман поставил на голосование вопрос о возврате к рассмотрению законопроекта и его поддержали 238 депутатов.

При повторном голосовании за законопроект проголосовали уже 230 депутатов.

Как сообщалось, Финансовый комитет Рады рекомендовал парламенту принять за основу законопроект №2742.

Комитет не поддержал предложение депутата Максима Полякова рекомендовать президенту Украины отозвать данный законопроект и вынести его после того как он будет отработан депутатами. При этом члены комитета приняли решение о том, что документ будет доработан при вынесении его на рассмотрение во втором чтении.

Как отметил журналистам присутствующий на заседании комитета первый заместитель председателя НБУ Александр Писарук, непринятие парламентом данного законопроекта в конце апреля, является единственным невыполненным требованием Международного валютного фонда (МВФ).

Он также отметил, что миссия МВФ 12 мая начала работу в Украине.

В конце апреля зарегистрированы президентские законопроекты с поправками в различные законы и Бюджетный кодекс (№2742 и №2743). Тогда отмечалось, что принятие правок в закон о НБУ является одним из структурных маяков одобренной в марте этого года программы сотрудничества Украины с МВФ по EFF. Предполагалось, что это одно из условий получения второго транша будет выполнено до конца апреля.

Согласно программе, поправки в законодательство должны быть сконцентрированы на четырех основных элементах: правлении и совете НБУ, автономности Нацбанка, его общих резервах и распределении прибыли. В частности, намечено трансформировать правление в исполнительный комитет, состоящий из главы и заместителей главы. На реформированное правление будет возложена ответственность за формулирование и реализацию денежно-кредитной и валютно-курсовой политики, а также за регулирование банковской системы.

В части Совета НБУ предполагается усилить его надзорные полномочия путем возложения на него полной ответственности за систему внутреннего контроля и управления рисками, создания им комитета по аудиту.

В сфере автономности Нацбанк предусмотрено усилить личную автономию членов Совета НБУ и заместителей главы, поддерживая финансовую автономию центробанка.

Относительно общих резервов НБУ и распределения прибыли, то правила распределения прибыли между НБУ и правительством должны быть направлены на постепенное наращивание общих резервов для достижения ими уровня 4%, 7% и 10% монетарных обязательств в конце 2014, 2015 и 2016 годах соответственно. Помимо этого, намечено внести изменения в Бюджетный кодекс для предотвращения включения авансового перечисления прибыли в госбюджет.