Последний банк «Озимого поколения»

В минувшую пятницу, 5 июня, банк «Национальный кредит» был признан неплатежеспособным.

О том, что скоро в банке будет работать временная администрация, журналистам сообщил глава наблюдательного совета учреждения Андрей Онистрат.

Через несколько часов после встречи со СМИ на сайте НБУ появилось объявление о передаче банка под опеку ФГВ. Участники рынка описывают произошедшее как «расправу» над неугодным банкиром, который активно критиковал руководство банковского регулятора.

В самом НБУ озвучили такие причины претензий к учреждению, как «системное нарушение законодательства, которое регулирует предотвращение и противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также в связи с ухудшением качества активов и, как следствие, ликвидности банка».

Андрей Онистрат рассказал журналистам, что при проверке НБУ по финмониторингу были обнаружены два нарушения из около 200 проверенных дел.

В интервью Forbes в декабре 2014 года Андрей Онистрат рассказывал о том, что сегодня рассматривает несколько банков для возможных новых инвестиций. Также, у банка есть сопутствующий бизнес с одноименной сетью в 2200 терминалов пополнения, с оборотом в порядка 700 млн гривен в месяц.

Отметим, что за нарушения по финансовому мониторингу в данный момент можно ввести временную администрацию во многие банки, работающие в Украине. Например, в одном из своих интервью Андрей Онистрат заявлял, что в связи с объявленной НБУ кампанией по так называемой «борьбе с конвертами», все теневые операции из небольших финучреждений просто перейдут в топ-40 участников банковского рынка. Такой переход для молодой украинской финансовой системы является закономерным – ровно как и реакция чиновников на противоречащие их позиции заявления банкиров.

«Онистрат вел очень громкую публичную кампанию против руководства Национального банка на протяжении минимум двух лет – на публичных мероприятиях, в онлайне, интервью и так далее. Он называл имена тех, кто в НБУ придирается к вопросам предоставления рефинансирования, откровенно говорил об ошибках регулятора, – рассказывает Forbes эксперт банковского рынка на правах анонимности. – Деньги любят тишину, а Онистрат делал все, чтобы тишины не было. Это – тренд последних лет, это активизм и гражданская позиция. Но НБУ она пришлась не по душе».

События вокруг банка развивались довольно быстро, если сравнивать происходящее с другими учреждениями, оказавшимися в аналогичной ситуации – «Надра», «Дельта» – или с банками, которые с зимы испытывают трудности с платежами, но продолжают работать.

30 апреля Национальный банк Украины издал постановление, которое по своей сути разрешало «Национальному кредиту» работать только на выдачу средств. Банк был признан проблемным, в него были введены два куратора.

«Онистрат называл имена тех, кто в НБУ придирается к вопросам предоставления рефинансирования, откровенно говорил об ошибках регулятора. Это – тренд, активизм и гражданская позиция. Но НБУ она пришлась не по душе».

«Первопричиной введения временной администрации служит проблема с ликвидностью банка. Также, санкциям может быть подвергнут банк, у которого есть нарушения по финансовому мониторингу. Но случаев, когда банк закрыли из-за такого рода операций, на рынке мы не видели. Я думаю, что банкам, у которых возник кассовый разрыв, НБУ должен был бы помогать – и вопрос капитализации по таким учреждениям, учитывая ситуацию в экономике, может быть отодвинут на второй план», – говорит глава правления «Коммерческого индустриального банка» Вадим Березовик.

По данным НБУ, план финансового оздоровления банка не выполнялся, а собственником не были предприняты достаточные меры для финансовой поддержки учреждения. Хотя времени на согласование самого плана капитализации, по данным Forbes, банку предоставлено не было. Андрей Онистрат рассказал, что встреча с главой НБУ Валерией Гонтаревой не принесла положительных результатов: «Еще год тому при встрече с ней [Валерией Гонтаревой] мы целовались, а сейчас при встрече она кричала на меня».

Чиновники НБУ сказали: вы можете внести деньги в банк, но мы вам ничего не гарантируем. То есть можно было внести капитал, а НБУ все равно ввел бы в банк временную администрацию. Очевидно, что на таких условиях ни один инвестор не будет вносить средства, которые потом будут выведены кураторами.

Эрик Найман, Capital Times

«В банк нужно было вливать капитал, но НБУ почему-то не стал рассматривать варианты докапитализации и пополнения ликвидности, хотя такие предложения от акционеров «Национального кредита» звучали», – говорит управляющий партнер инвестиционной компании Capital Times Эрик Найман.

По его словам, события на финансовом рынке сегодня больше напоминают не либерализацию, а обратный процесс, когда сам рынок превращается в тюрьму, заложниками которой становятся вкладчики и сами банки.

«У «Национального кредита» был вопрос выживаемости – а за сколько дней вынесут банк? Они вели переговоры с НБУ, но чиновники НБУ сказали: вы можете внести деньги в банк, но мы вам ничего не гарантируем. То есть можно было внести капитал, а НБУ все равно ввел бы в банк временную администрацию. Очевидно, что на таких условиях ни один инвестор не будет вносить средства, которые потом будут выведены кураторами», – говорит Найман. Напомним, что в интервью Forbes в декабре 2014 года Андрей Онистрат рассказывал о том, что сегодня рассматривает несколько банков для возможных новых инвестиций. Также, у банка есть сопутствующий бизнес с одноименной сетью в 2200 терминалов пополнения и с оборотом в порядка 700 млн гривен в месяц.

Андрею Онистрату принадлежат около 30% акций банка. Свои суммарные инвестиционные потери от введения в банк временной администрации Онистрат оценивает в порядка $15 млн. Еще $1 млн – это депозит его родителей в банке.

Напомним, что Онистрат выкупил учреждение у семьи экс-главы Национального банка Украины Владимира Матвиенко во время экономического кризиса 2008-2009 годов. Тогда в банке уже работала временная администрация. За 48% акций учреждения банкир заплатил 28 млн гривен. «В момент покупки банка Андреем Онистратом у банка были плохие активы», – говорит банкир Павел Пащенко.

Временную администрацию из банка вывели в декабре 2009 года. Когда дела начали налаживаться, Онистрат увеличил свой пакет акций до 87%, но к началу 2015 года структура собственности учреждения изменилась: согласно данным НБУ, 39,5% акций были распределены между 254 физлицами, 30% акций принадлежало пяти ООО.

Банк «Национальный кредит» стал очередным учреждением в цепочке банков, руководители и владельцы которых были выходцами из Укрсоцбанка того периода, когда его владельцем был экс-глава СБУ Валерий Хорошковский.

Отметим, что банк «Национальный кредит» стал очередным учреждением в цепочке банков, руководители и владельцы которых были выходцами из Укрсоцбанка того периода, когда его владельцем был экс-глава СБУ Валерий Хорошковский. В бытность Хорошковского акционером банка, Андрей Онистрат возглавлял Киевскую областную дирекцию Укрсоцбанка. Добавим, что сам банк «Национальный кредит» еще в 2001 году выступил одним из учредителей благотворительной организации «Фонд поддержки национальной безопасности Украины» СБУ.

Ранее НБУ после длительных раздумий ввел временную администрацию в банк «Дельта» Николай Лагуна, банк «Надра», временным администратором которого была соратница Лагуна по спискам партии «Озимое поколение» Валентина Жуковская. Экс-глава правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин в данное время находится за пределами Украины.

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *