Власть меняет подход к работе с проблемными банками

Массовые банкротства банков вынуждают Украину усовершенствовать систему выведения неплатежеспособных учреждений с рынка.

Кабмин подал законопроект для решения проблем, с которыми за год столкнулись НБУ и ФГВФЛ. Эта реформа затеяна, что быстрее банкротить банки и выплачивать компенсации вкладчикам, при этом шансы спасти плохие учреждения якобы должны повыситься.

Упрощенное банкротство

Правительство предлагает усилить контроль НБУ за проблемными банками. В Раду подан законопроект № 2045а, который, в частности, увеличивает количество причин для банкротства учреждений. Банк хотят признавать неплатежеспособным при невыполнении 2% обязательств в течение пяти дней (сейчас – 10% обязательств за 10 дней), а также если после получения статуса проблемного он начнет переоформлять договора, что приведет к увеличению затрат ФГВФЛ.

Проблемные учреждения не смогут использовать прямые коррсчета, кроме счетов в НБУ. Кураторы смогут требовать устранения нарушений и письменных объяснений по проведенным банком операциям. Он сможет получать от клиентов, вкладчиков и кредиторов банка информацию, необходимую ему для контроля работы банка. И хотя автор документа – Кабмин, в его разработке участвовали и МВФ , и НБУ, и ФГВФЛ .

Денежный возврат

Выплаты из ФГВФЛ смогут получать не только физлица, но и мелкий бизнес – физлица-СПД, но только по банкам, которые обанкротятся после 1 января 2017 года.

Однако уже в 2015-м СПД хотят поднять с седьмой очереди кредиторов неплатежеспособных банков в четвертую. Это слабо поможет им, поскольку у ликвидируемых учреждений очень мало ликвидных активов. «Все равно остается целый пласт вкладчиков-предприятий, которые никак не защищены. Хотя они имеют больше возможностей правильно оценить риски и разместить деньги в стабильном банке», – говорит заместитель главы правления Укринбанка Жанна Макеенко.

Банки будут ежедневно обновлять информацию о вкладчиках, а их руководство понесет уголовную ответственность за внесение неправдивой информации в базу данных или ее умышленное повреждение (санкция – лишение свободы на срок до четырех лет). «У Дельты были очень большие проблемы с базой, там много сомнительных операций», – говорил замдиректора-распорядителя ФГВФЛ Андрей Оленчик. Фонд сможет начинать выплаты на следующий день после утверждения реестра вкладчиков, а не спустя семь дней после начала ликвидации банка.

С учетом того, что у ФГВФЛ заканчиваются деньги для выплат, Фонду позволят выпускать облигации и векселя, получать доход от управления своим имуществом. «Очевидно, что нам не хватит тех 20 млрд грн, которые предусмотрены в госбюджете. Но у нас есть возможность привлекать дополнительные резервы на 21,5 млрд грн. Надеемся, что вся эта сумма нам не будет нужна, так как мелкие банки для нас не составляют проблем. Основной вопрос – в выплатах вкладчикам крупных учреждений уровня Дельта Банка », – констатировал Андрей Оленчик.

Спасение утопающих

Для спасения неплатежеспособных банков позволят их продажу не только единичным инвесторам, но и их объединениям.

На Дельта Банк есть несколько претендентов, но в ФГВФЛ сомневаются, что каждый из них по отдельности имеет достаточно денег. «До сегодняшнего дня только банки могли претендовать на роль спасителя проблемных банков. Предложено расширить круг участников процесса восстановления банков. Однако спасение утопающих банков зависит не столько от этого, сколько от состояния активов, которые остаются в проблемном банке. Ведь из многих кредитных учреждений, которые выведены с рынка, выводили основные активы, и в лучшем случае они становились пустой коробкой без банковского содержания», – отмечает старший аналитик инвестиционной компании Empire State Capital Partners Тантели Ратувухери.

Законопроект предусматривает, что государство или госбанки смогут покупать переходные банки, а затраты госбюджета сократятся за счет обмена обязательств банка (кроме текущих и депозитных счетов) на акции допэмиссии.

«Вопрос участия государства лежит, с одной стороны, в необходимости финансирования процесса, а с другой – в целесообразности расширения перечня госбанков. На мой взгляд, такому государству, как Украина, нет нужды в дальнейшем наращивать количество государственных учреждений», – считает глава правления Коммерческого индустриального банка Вадим Березовик.

Хотите быть в курсе важнейших событий? Подписывайтесь на АНТИРЕЙД в соцсетях.
Выбирайте, что вам удобнее:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твиттер twitter.com/antiraid

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *