Какие ограничения прав граждан и бизнеса предусмотрены Законом "О правовом режиме военного положения"?

11 июня 2015 года вступил в силу Закон Украины ‘О правовом режиме военного положения’ в новой редакции. Законом предусмотрены существенные ограничения прав и свобод граждан и субъектов предпринимательства в случае если режим военного положения будет введен в Украине или отдельных ее регионах.

Режим военного положения вводится в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию, военным администрациям и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы, отпора вооруженной агрессии и обеспечения национальной безопасности, устранения угрозы опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.

На территориях, на которых введено военное положение, для обеспечения действия Конституции и законов Украины, обеспечения вместе с военным командованием введения и осуществления мер правового режима военного положения, обороны, гражданской защиты, общественного порядка и безопасности, охраны прав, свобод и законных интересов граждан могут образовываться временные государственные органы – военные администрации. Решение о создании военных администраций принимается Президентом Украины по представлению областных государственных администраций или военного командования.

Порядок введения военного положения

Предложения о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях на рассмотрение Президенту Украины подает Совет национальной безопасности и обороны Украины.

В случае принятия решения о необходимости введения военного положения в Украине или в отдельных ее местностях Президент Украины издает указ и немедленно обращается в Верховную Раду Украины относительно его утверждения и представляет одновременно соответствующий проект закона.

Указ Президента Украины о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях, утвержденный Верховной Радой Украины, подлежит немедленному объявлению через средства массовой информации или обнародованию другим способом.

В случае объявления указа Президента Украины о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях Верховная Рада Украины собирается на заседание в двухдневный срок без созыва и рассматривает вопрос об утверждении указа в порядке, установленном Конституцией Украины и Регламентом Верховной Рады Украины.

Указ Президента Украины о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях, утвержденный Верховной Радой Украины, официально обнародуется вместе с законом об утверждении такого указа Президента Украины и вступает в силу одновременно с вступлением в силу такого закона.

В указе Президента Украины о введении военного положения указываются:

обоснование необходимости введения военного положения;

границы территории, на которой вводится военное положение, время ввода и срок, на который оно вводится;

задания военного командования, военных администраций, органов государственной власти и органов местного самоуправления о введении и осуществлении мероприятий правового режима военного положения;

задачи субъектам обеспечения гражданской защиты по приведению единой государственной системы гражданской защиты, ее функциональных и территориальных подсистем в готовность к выполнению задач по назначению в период;

исчерпывающий перечень конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые временно ограничиваются в связи с введением военного положения с указанием срока действия этих ограничений, а также временные ограничения прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений;

иные вопросы, вытекающие из настоящего Закона.

Ограничения прав и свобод физических и юридических лиц, которые могут вводиться в период действия военного положения

На территориях, где введено военное положение, военное командование вместе с органами государственной власти и местного самоуправления могут вводить такие временные меры:

1) вводить трудовую повинность для трудоспособных лиц, не привлеченных к работе в оборонной сфере и сфере обеспечения жизнедеятельности населения и не забронированных за предприятиями, учреждениями и организациями на период действия военного положения с целью выполнения работ, имеющих оборонный характер, а также ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, которые возникли в период действия военного положения, и привлекать их в условиях военного положения к общественно полезным работам, которые выполняются для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, правоохранительных органов и сил гражданской защиты, обеспечения функционирования национальной экономики и системы обеспечения жизнедеятельности населения и не нуждаются, как правило, в специальной профессиональной подготовке работников.

За работниками, привлеченными к выполнению общественно полезных работ, на время выполнения таких работ сохраняется прежнее место работы (должность). Порядок привлечения трудоспособных лиц в условиях военного положения к общественно полезным работам и вопросы их социальной защиты с учетом требований закона определяются Кабинетом Министров Украины

2) использовать мощности и трудовые ресурсы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для нужд обороны, изменять режим их работы, проводить другие изменения производственной деятельности, а также условий труда в соответствии с законодательством о труде;

3) принудительно отчуждать имущество, находящееся в частной или коммунальной собственности, изымать имущество государственных предприятий, государственных хозяйственных объединений для нужд государства в условиях правового режима военного положения в установленном законом порядке и выдавать об этом соответствующие документы установленного образца;

4) вводить комендантский час (запрет пребывания в определенный период суток на улицах и в других общественных местах без специально выданных пропусков и удостоверений), а также устанавливать специальный режим светомаскировки;

5) устанавливать особый режим въезда и выезда, ограничивать свободу передвижения граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также движение транспортных средств;

6) проверять документы у лиц, а в случае необходимости проводить досмотр вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан, за исключением ограничений, установленных Конституцией Украины;

7) запрещать проведение мирных собраний, митингов, шествий и демонстраций, других массовых мероприятий;

8) устанавливать запрет или ограничения на выбор места пребывания или места жительства лиц на территории, на которой действует военное положение;

9) регулировать работу предприятий телекоммуникаций, полиграфических предприятий, издательств, телерадиоорганизаций, телерадиоцентров и других предприятий, учреждений, организаций и учреждений культуры и средств массовой информации, а также использовать местные радиостанции, телевизионные центры и типографии для военных нужд и проведения разъяснительной работы среди войск и населения; запрещать работу приемо-передающих радиостанций личного и коллективного пользования и передачу информации через компьютерные сети;

12) в случае нарушения требований или невыполнения мер правового режима военного положения изымать у предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, отдельных граждан телекоммуникационное оборудование, телевизионную, видео- и аудиоаппаратуру, компьютеры, а также в случае необходимости другие технические средства связи;

13) запрещать торговлю оружием, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами, а также алкогольными напитками и веществами, произведенными на спиртовой основе;

14) устанавливать особый режим в сфере производства и реализации лекарственных средств, которые имеют в своем составе наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, другие сильнодействующие вещества, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины;

15) изымать у предприятий, учреждений и организаций учебную и боевую технику, взрывчатые, радиоактивные вещества и материалы, сильнодействующие химические и ядовитые вещества;

16) запрещать гражданам, состоящим на воинском или специальном учете в Министерстве обороны Украины, Службе безопасности Украины или Службе внешней разведки Украины, менять место жительства (место нахождения) без разрешения военного комиссара или руководителя соответствующего органа Службы безопасности Украины или Службы внешней разведки Украины; ограничивать прохождение альтернативной (невоенной) службы;

17) устанавливать для физических и юридических лиц военно-квартирную повинность по расквартированию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава правоохранительных органов, личного состава службы гражданской защиты, эвакуированного населения и размещения воинских частей, подразделений и учреждений.

В то же время, В условиях военного положения не могут быть ограничены права и свободы человека и гражданина, предусмотренных частью второй статьи 64 Конституции Украины .

В процессе трудовой деятельности лиц, в отношении которых введена трудовая повинность, обеспечивается соблюдение таких стандартов, как минимальная заработная плата, минимальный срок отпуска и время отдыха между сменами, максимальное рабочее время, учет состояния здоровья лица и тому подобное.

Возмещение убытков, причиненных при введении военного положения

Принудительное отчуждение имущества, находящегося в частной или коммунальной собственности, в условиях правового режима военного положения, если не было осуществлено предварительное полное возмещение стоимости такого имущества, влечет за собой следующее полное возмещение его стоимости в порядке, определенном законом.

Если имущество, которое было принудительно отчуждено у юридических и физических лиц, после отмены правового режима военного положения сохранилось, бывший собственник или уполномоченное им лицо вправе требовать в судебном порядке возврата такого имущества на условиях, определенных законом.

Также бывший владелец имущества, принудительно отчужденного в связи с введением и осуществлением мер правового режима военного положения, может требовать взамен предоставления ему другого имущества, если это возможно.

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *