Закон о валютных кредитах. Ложь, лицемерие и двойные стандарты Кабмина

Верховная Рада приняла в третьем чтении законопроект №1558-1, которым предоставила право заемщикам реструктуризировать оставшуюся, на момент вступления в силу закона, часть валютных кредитов.

Против этого закона сразу же развернулась массированная PR-кампания, инициированная, скорее всего, банковским лобби. Основной упор в своей критике противники закона сосредоточили на нескольких лживых утверждениях, не имеющих ничего общего с реальностью, но создающих нешуточный общественный резонанс.

Первым стал лживый тезис о том, что ‘валютные кредиты пересчитают по курсу 5,05 грн за 1 доллар США’. Эта ложь легко и просто опровергается текстом законопроекта: ‘Статья 3. Порядок реструктуризации обязательств по потребительским кредитам. Реструктуризация существующих обязательств заемщика по потребительскому кредиту, а именно невыплаченной суммы кредита и начисленных, но не уплаченных процентов (далее – остаток задолженности по потребительскому кредиту), осуществляется путем изменения валюты выполнения обязательств по потребительскому кредиту на национальную валюту Украины по официальному курсу национального банка Украины на дату подписания кредитного договора‘.

Между ‘пересчетом кредита’ и ‘пересчетом остатка задолженности по кредиту’ — очень большая разница. Размер этой разницы также стал основанием для очередной лжи.

Второй лживый тезис заключается в том, что ‘потери банков составят 100 млрд грн’. В реальности же ситуация следующая: по данным источников Forbes, долги физических лиц по потребительским кредитам в иностранной валюте на 1 января 2015 составили 59,9 млрд гривен, из которых 21,62 млрд грн. (или 36,1% от общего количества) находились в банках, признанных неплатежеспособными.

Средства на депозитах, которые заморожены в неплатежеспособных банках, должен возмещать Фонд гарантирования вкладов физических лиц.

Соответственно, принятие законопроекта 1558-1 на эти 21,62 млрд не отразится никак. То есть на долю возможных потерь от реструктуризации попадают в первую очередь только 37,38 млрд грн или… 2,29 млрд долларов США (пересчет по курсу НБУ на 01/01/2015 = 16,30 / 1 доллар США)!

Если эти средства будут возвращены по курсу 5,05 грн /1 доллар, то разница составит 37,38 — 11,56 = 25,82 млрд грн (или 1,23 млрд долларов по курсу НБУ на 03/07/2015 равному 21,01 грн/1 доллар США). Это максимально теоретически возможные… нет, не убытки банков, а упущенная выгода (прибыль) банков.

Именно так — упущенная прибыль, потому что почти 100% всех потребительских кредитов, подлежащих реструктуризации, это ипотечные кредиты, набранные в 2003-2007 годах под 15-18% годовых в валюте и по состоянию на 2014 год за счет таких высоких процентов все полученные средства от банков уже погашены.

Сейчас банки получают исключительно прибыль по этим кредитам.

То есть, когда Наталья Яресько заявляет, что потенциальные потери банковского сектора составят 95 млрд грн – она врет, как дышит. Не 95 млрд, а 25,82 млрд, и не потери, а недополученная прибыль.

Третий лживый тезис состоит в том, что ‘налогоплательщики — простые украинцы заплатят за тех, кто брал валютные кредиты’.

Этим тезисом пользуются по принципу: ‘громче всех кричит держи вора — сам вор’, то есть — банкиры, апологеты банковского бизнеса и прикормленные ими СМИ и эксперты. Ну и те, кто просто не понимает о чем кричит, просто поддавшись панике.

Данное утверждение (об ответственности простых налогоплательщиков по чужим кредитам) справедливо… в отношении банков, получивших рефинансирование от НБУ. И именно ради того, чтобы отвлечь внимание от грабежа украинцев, Нацбанком и коммерческими банками и придумана эта ложь.

От чего же отвлекают внимание? От сотен миллиардов гривен, которые были подарены комбанкам и выведены в виде валюты за границу. Так, в прошлом году НБУ выдал более 220 млрд грн в виде кредитов рефинансирования и средств на рекапитализцию. В этом году уже выдано еще около 50 млрд грн из них невозвратные больше 110 млрд грн.

И… эти средства банкам разрешили не возвращать еще 5 лет. В своем постановлении №363 ‘О мерах по изменению условий пользования кредитами для поддержания ликвидности банков и операциями репо’ от 9 июня, обнародованную на сайте НБУ, Нацбанк установил 10 июня 2020 конечным сроком возврата кредитов для поддержки ликвидности под программы финансового оздоровления и кредитов для сохранения ликвидности банков.

То есть НБУ отсрочил погашение задолженности банкам на 5 лет с сохранением процентной ставки, действовавшей по этим кредитам на 9 июне 2015 года. За прошлый год банки и корпорации вывели из Украины почти 18 млрд долларов в различные оффшоры.

Эти средства были получены благодаря рефинансированию от НБУ. Именно поэтому курс гривны упал втрое за год. Эти деньги никто не собирается возвращать.

Каким будет курс гривны в 2020 году, кто-то представляет? В прошлом году 110 млрд грн это было около 10 млрд долларов США. Сейчас — чуть более 5 млрд. За 5 лет это может быть и 1 млрд, или и того меньше.

То есть банкам дали 10 млрд долларов США из кармана украинцев, из которых банки вернут всего лишь несколько процентов и на условиях, действовавших на 9 июня 2015 года, и это у ‘экспертов’ считается нормой.

Никакой массовой кампании в СМИ с привлечением внимания к этому факту нет. Зато о недополученной банками прибыли в 1,23 млрд долларов — трубят почти все СМИ и социальные сети. Причем подают это чуть ли не как основание для полного коллапса банковской системы.

Примечательно, что на переговорах с кредиторами министр финансов Украины требует списать 40% внешнего долга, номинированного в евробондах. При этом, в случает отказа в требованиях она угрожает объявить дефолт.

И такие действия министра, почему-то, почти никто не называет основанием для коллапса банковской системы. Зато снижение нормы прибыли для банков — подается чуть ли не как угроза национальной безопасности.

Налицо — ложь, лицемерие и двойные стандарты.

P.S. Еще одним бредом отметился глава Минэкономики А.Абрамявичус, написавший в своем Твиттере, что ‘С такими законами — Back to USSR’. В силу своей необразованности, министр явно не знает о том, что в СССР не существовало валютного кредитования.

А ‘реструктуризацию’ своей задолженности проводило исключительно государство и только в свою пользу. Так, облигации государственных займов, распространяемые по подписке среди населения, эмиссия и проведение тиражей выигрышей которых облигаций были прекращены в 1958 г., а погашение облигаций началось в 1974 г. но так и не закончилось, можно считать самым крупным экспериментом по реструктуризации государственной задолженности перед населением.

Но откуда об этом знать украинскому министру, завсегдатаю социальных сетей?

Справка: По данным НБУ, объем депозитов юридических лиц в национальной валюте в мае составил 162 млрд грн, депозиты физических лиц в гривне составляли 214,5 млрд грн.

Объем депозитов в валюте физических лиц составил $17,8, юридических лиц — $6,4.

Для сравнения: невозвратные валютные кредиты составляют… 6,9% от объема валютных вкладов физических лиц или 4,4% от всего объема депозитов физических лиц.

Юрий Гаврилечко, эксперт ‘Фонда общественной безопасности’ для РИА Новости Украина

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *