Ключевые тенденции рынка факторинга в 2015 году

Каким образом развивается услуга факторинга в 2015 году, почему сумма заключенных договоров факторинга выросла по итогам первого квартала более чем в два раза и что прогнозируют эксперты в дальнейшем

Андрей Коваль, начальник управления факторинга ПУМБ

Показатели 1 квартала 2015 года в большей степени являются отражением результатов активности факторов, дебиторов, клиентов в 2014 году, особенно во втором полугодии. Предыдущий год был достаточно продуктивным для факторов, которые оказывают услугу факторинга.

Однако в начале 2015 года произошел ряд событий, который заставил банки существенно снизить объем факторингового финансирования, поэтому высокий результат 1 квартала по сути является шлейфом того разгона, который взяли участники рынка в 2014.

Например, наш банк финансирует в основном сферу производства, где средняя отсрочка значительно выше, чем в ритейле, поэтому не выдавая нового финансирования в феврале-марте, мы смогли сохранить объем портфеля факторинга в 1 кв.

Как поведет себя рынок во второй половине 2015 года сейчас сложно спрогнозировать. С одной стороны, короткая ликвидность у банков появилась и ее можно перенаправить в факторинг, а с другой стороны, все зависит от того как себя поведет экономика Украины: ликвидность может понадобиться банкам в любой момент, а риск неплатежей со стороны дебиторов может вырасти.

Достигла экономика дна или еще нет – вот главный вопрос, который сейчас интересует всех. Рынок затих и ждет команды к действию – выгашать портфель факторинга или наращивать.

Если говорить о факторах, которые влияют на динамику объемов договоров факторинга, можно выделить три основных:

Деловая активность дебиторов. Тенденции, которые мы наблюдаем сегодня: сокращение издержек и объемов закупок, тотальная экономия, увеличение отсрочки платежа, неравномерная платежная дисциплина.

Деловая активность поставщиков, которая напрямую зависит от валютного курса, роста операционных затрат и рисков платежей от покупателей, возможности получения финансирования, а также его стоимости.

Возможности факторов на рынке факторинга.

Среди основных трендов 2015 года:

ужесточение оценки рисков и кредитного качества клиентов и дебиторов,

рост процентных ставок с учетом роста учетной ставки НБУ и стоимости ресурсов на рынке,

ограничение и сокращение объемов кредитования по мере ухудшения экономической ситуации в стране.

Все эти факторы влияют на объемы договоров и источники финансирования, как в целом, так и каждый отдельно, поэтому без улучшения экономической ситуации тенденция по сокращению объемов факторинговых операций будет продолжаться.

Ирина Рыбий, департамент развития продуктов Idea Bank

Банковское кредитование остается слабым, а требования к заемщикам – очень жесткие. После того, как Национальный банк повысил учетную ставку, займы стали практически недоступными для среднего и малого бизнеса. Учитывая указанные проблемные аспекты, кризисную ситуацию в стране и финансовое состояние банков, финансовые учреждения обращают внимание на краткосрочное кредитование и проведение нетрадиционных банковских операций, а именно – факторинг, что в настоящее время является одним из самых перспективных видов банковских услуг.

Факторинг – рискованный и одновременно высокодоходный бизнес. Динамика объемов факторингового финансирования в 2015 году свидетельствует об острой необходимости предприятий в оборотных средствах.

Из-за нехватки средств или ограниченной возможности клиентов погасить задолженность за полученные товары на сегодня факторинг стал реальной альтернативой банковскому кредитованию и превратился в надежный инструмент финансирования сбыта продукции и поддержки инвестиционной деятельности предприятий.

Учитывая, что проведение факторинговых операций в течение кризисного периода приводит к росту рентабельности деятельности банка, стабилизирует финансовое состояние клиента, покрывая ликвидные и инфляционные риски, финансируя кассовые разрывы, приводит к росту лояльности клиента и позволяет уменьшать резервы высоколиквидных активов для клиента, объемы заключенных договоров в данном направлении продолжат активно расти. Банки будут активно предлагать данные услуги своим клиентам, для которых это относительно новая и малоизвестная возможность привлечь дополнительные средства в бизнес.

Наталья Тиховская, начальник управления факторинга и векселей UniCredit Bank

Следует отметить, что Нацкомфинуслуг в своей отчетности не разделяет статистику по направлениям коллекторский бизнес и классический факторинг, объединяя все это в одно понятие «факторинг».

Если говорить о классическом факторинге, то и здесь не все так просто: на рынке факторинг предоставляют как банки, так и факторинговые компании. В своем большинстве факторинговые компании – это часть определенного холдинга или те, которые «работают» при одной из торговых сетей.

Факторинговые услуги таких компаний нельзя отнести в свободному рынку, поскольку тогда в определенном виде происходит подмена понятий:

во-первых, факторинговая компания обслуживает только одного дебитора – торговую сеть или членов своего холдинга;

во – вторых, в условиях такого факторинга превалирует интерес покупателя – дебитора, а не поставщика. По сути, для поставщика это навязанная ему услуга, другими словами – формат выживания.

Пользуется ли такой факторинг спросом? – пользуется, поскольку для большинства поставщиков получить кредитные услуги включая факторинг в банке – достаточно сложно, причина: не соответствие требованиям, в первую очередь, по финансовым показателям.

Что касается факторинга, предоставляемого банками, то здесь картинка будет совсем иная: банки предоставляют факторинговый сервис, основываясь на оценке платежеспособности участников факторинга (поставщика и покупателя), прозрачности, своевременности и полноты расчетов, управлении портфелем финансирования (в пользу поставщиков) и портфелем как прав требований, так и самих дебиторов.

Такой факторинг направлен не только на фиксирование поставщиков на период отсрочки, предоставленной покупателю, но и еще ряд дополнительных сервисов по управлению торговыми лимитами и рисками поставщика.

В данном случае – факторинговый портфель находится на уровне объёма 2014 года. И этому есть объяснение: вследствие неблагоприятных условий развития бизнеса в Украине в 2014 г. объёмы продаж (выручка) снизилась на 20-50%, многие предприятия уходят с рынка, меняют или корректируют свое бизнес-направление.

Соответственно объёмы факторинга также должны снижаться. Благодаря только тому, что все больше поставщиков решают воспользоваться услугами факторинга, объёмы факторинга удерживаются приблизительно на уровне 2013-2014 годов.

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *