Съедобная политика: что стоит за блокадой Крыма

Акцию по блокированию провоза товаров ее организаторы рассматривают как первый этап деоккупации полуострова.

Вчера днем на границе с Крымом активисты заблокировали движение грузовых машин, которые везут украинские продукты на полуостров. Поставка товаров не осуществляется на всех пунктах пропуска в Херсонской области – «Чаплинка», «Чонгар» и «Каланчак».

Основной организатор акции – Меджлис крымскотатарского народа, к которому присоединился «Правый сектор». По словам представителей Меджлиса, акция получила всеукраинскую поддержку. Правительство пока избегает официальных заявлений по этому поводу, хотя на этапе подготовки уполномоченный президента Украины по делам крымскотатарского народа Мустафа Джемилев заявлял, что первые лица государства поддерживают идею проведения такой акции.

Командир добровольческого украинского корпуса «Правый сектор» Андрей Стемпицкий рассказал Forbes, что блокируются все грузовые автомобили – как на въезде в Крым, так и в Украину. Активисты пропускают только пассажирские автобусы и легковые автомобили. «Главная цель – показать, что Крым – это Украина, и заблокировать любые поставки товаров», – подчеркнул Стемпицкий.

«Полуостров свободы»

Напомним, ровно год назад, 27 сентября 2014 года, вступил в силу закон «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на оккупированной территории Украины». Согласно этому документу, на территории Крыма вводился упрощенный режим налогообложения и особый порядок расчетов (с разрешением мультивалютных операций). Кроме того, вводились таможенные процедуры с оформлением соответствующих деклараций.

Многие бизнесмены тогда усматривали за принятием этого закона скрытое признание украинскими властями аннексии Крыма и попытку «гармонизировать» украинское законодательство с законами РФ. Их оппоненты толковали этот закон как вынужденную меру с целью обеспечения хотя бы минимального контроля над перемещением грузов между материком и полуостровом.

Спустя год функционирования в таком режиме этот вопрос вновь оказался в центре внимания. По словам Ростислава Кравца, адвоката, старшего партнера адвокатской компании «Кравец и Партнеры», украинские производители на законодательном уровне могут беспрепятственно ввозить товары на территорию Крыма. Так что блокировка автодорог носит скорее политический подтекст. «Крымские татары просто хотят привлечь внимание властей к вопросу аннексии», – отмечает Ростислав Кравец.

Согласно информации заместителя начальника УМВД в Херсонской области Ильи Кивы, к полудню 21 сентября на административной границе между Херсонской областью и Крымом скопилось порядка 300 грузовиков. «Машины частично разворачиваются и покидают свое местонахождение в Каланчаке и Чаплынке. В Чангаре мы уже вкопались основательно, привезли туда мобильные блок-посты, выставили оборону», – заявлял он ранее в телефонном разговоре с журналистом телеканала «112».

Гражданские на марше

При этом организаторы и участники акции позиционируют ее как «гражданскую блокаду», что, по идее, должно исключать вероятность силовых противостояний. «У Меджлиса только мирная позиция, поэтому акция является мирной. Но мы не можем контролировать российские военные формирования. К сожалению, вчера была информация, что большое количество российских машин ехало на оккупированную территорию и двигалось к административной границе», – констатирует Евгения Андреюк, заместитель координатора общественной инициативы «Крым SOS».

По ее словам, сторонники акции нарекают, что такую блокаду нужно было проводить раньше – возможно, сразу после аннексии Крыма. «Мы хорошо видим, акция является вынужденной. Меджлисом были приняты очень многие меры, и после столь продолжительного срока изменений позиции по Крыму нет: отсутствует стратегия возвращения Крыма», – говорит Евгения Андреюк.

Как ранее писал Forbes, через год после начала активной фазы противоправного «присоединения» полуострова к России украинскими властями в международные суды не было подано ни одного имущественного иска Украины к РФ, как и иска по факту аннексии украинской территории.

И, по уверениям украинских активистов, причин у нынешней блокады несколько: прежде всего акция направлена на деоккупацию Крыма. Организаторы, среди прочего, требуют скорейшей разработки и принятия законов, которые отменяют так называемую «свободную экономическую зону» в Крыму.

«Блокада Крыма – первый этап по его деоккупации. Мы имеем свое видение этих этапов, это путь к возвращению Крыма в состав Украины. Украинское государство следующим этапом может ввести эмбарго на нефть или прекратить работу банковской системы Swift. Мы хотим привлечь внимание иностранного сообщества и самой Украины к вопросу Крыма. Важно, чтобы он не отходил на второй план», – объяснил Forbes Рефат Чубаров, лидер Меджлиса крымскотатарского народа.

Евгения Андреюк отмечает: требования у организаторов акции есть и к Украине, и к России. От первой хотят добиться четкой и единой политической позиции по вопросу Крыма, а от второй – прекращения преследований крымских татар и активистов, а также освобождения украинских политических заключенных, в частности, Надежды Савченко и Олега Сенцова.

Прибыльное противостояние

Комментируя сложившуюся ситуацию корреспонденту Forbes, Евгения Андреюк указала, что ассортимент ввозимых в Крым из Украины товаров весьма широк. При этом многие поставщики не оплачивают пошлины и зарабатывают на нелегальных поставках.

Опрошенные Forbes представители бизнеса в большинстве своем отказывались публично комментировать блокаду и все события, с ней связанные, поскольку не желают, чтобы названия их компаний фигурировали в контексте политических проблем. «Так называемая «блокада» – больше PR-ход для внутреннего потребителя. По факту она приведет только к увеличению контрабанды. Аналогичная ситуация в «ДНР» и «ЛНР». Крым не обеспечивает себя продовольствием, значит, поставки товара туда – это прибыль для украинских предпринимателей, причем далеко не крупных», – пояснил на правах анонимности владелец одной из компаний.

По его словам, блокада еще больше отдаляет Украину от полуострова, «в то время, когда обеим сторонам необходимо идти по новому интеграционному пути». Если со стороны Крыма это делать трудно из-за тотального идеологического воздействия через масс-медиа, то со стороны Украины следует искать пути по донесению позитивного опыта, который страна получает благодаря активным элементам того же гражданского общества. Торговлю с Крымом, по словам предпринимателя, также следует продолжать, создав адекватные законодательные рамки этого процесса.

По данным ГФС Украины, за І квартал 2015 года на территорию Крыма из Украины ввезено товаров на $235,7 млн, а вывезено из Крыма в Украину на $8 млн. В товарной структуре экспорта в Крым преобладают молоко, молочные продукты и яйца птицы – их вывезено $18,6 млн; мясо и продукты из него – $16,7 млн; корма – $9,2 млн; сахар и кондитерские изделия – $6,4 млн; овощи – $5,5 млн.

Согласно данным Крымстата, оборот розничной торговли в Крыму в январе-августе 2015 года составил 116,4 млрд рублей ($1,77 млрд), а оборот общественного питания за этот же период – 3,66 млрд рублей ($55,76 млн).

За январь-июнь текущего года на полуостров из Украины было поставлено товаров на $19,69 млн (35,4% всего крымского импорта).

«Есть разные данные. Таможенная статистика Крыма и Севастополя демонстрирует, что зависимость Крыма от Украины всего лишь 1,5%. Любые косвенные подсчеты показывают, что это не так. По продовольственной группе товаров сегодня оценки от 20% до 50%, по промышленной – от 5% до 25%», – комментирует экономист Андрей Блинов.

Эксперты уверены, что поскольку акция носит скорее политический характер, на экономике Украины она особо не скажется, а в Крыму могут вырасти цены на продукты питания, и сократится их ассортимент. «Думаю, что акция для Украины ничем особенным не грозит. Крым и до оккупации не был настолько экономически значимым [в торговом балансе]. А сейчас уж точно. Некоторые поставщики больше не смогут зарабатывать на нелегальных поставках. Это больше политическая акция. Во всяком случае, для нас. Цель – показать, что никто не собирается соглашаться с аннексией», – подчеркивает Дмитрий Боярчук, исполнительный директор центра социально-экономических исследований «CASE Украина».

По словам политолога, исполнительного директора Центра общественных отношений Евгения Магды, акцией по блокаде Крыма Украина включилась в технологии гибридной войны. В данном случае силовые методы второстепенны, а больший упор делается на экономические и информационные рычаги. «Это хорошо. Действовать иногда нужно гибко и жестко. Нужно бороться за свои интересы», – уверен Магда.

Напомним, в марте 2014 года, после аннексии Россией, Автономная Республика Крым была объявлена временно оккупированной территорией. Между материковой Украиной и Крымским полуостровом установлена административная граница.

Ольга Левкович, ФОРБС

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *