Арестом денег в Украине займутся оценщики и "сыщики"

Конфисковать незаконно нажитое имущество станет проще.

Депутаты на следующей неделе могут изменить правила ареста активов и имущества, добытых незаконным путем: во вторник-среду комитеты рассмотрят три уже принятых в первом чтении закона: об аресте и спецконфискации имущества, и создании Национального агенства по выявлению, розыску и управлению активами. После этого законы планируют внести в зал для принятия в целом. Эксперты говорят, что нормы хороши, но нужна служба мониторинга доходов чиновников.

Первый законопроект позволяет по решению следственного судьи арестовывать имущество, записанное на третьих лиц, например, на мать или жену лица, подозреваемого, к примеру, в коррупции или хищении госсредств.

‘Акцент смещается с процессуального статуса человека на суть имущества или активов. Но тот факт, что они добыты преступным путем, должен будет доказать прокурор, — поясняет замгенпрокурора Виталий Касько. — Опасения, что можно будет отбирать имущество у кого угодно, неоправданны: например, нельзя арестовать имущество, если владелец не знал и не мог знать о его преступном характере. Прокурор же должен подать документы о стоимости имущества, зарплате подозреваемого и его родственников, на которых, к примеру, записано имущество, и доказать, что оно превращено из активов, добытых незаконно’. При этом владелец имущества сможет оспорить такой арест сколько угодно раз, отмечает Касько. Второй закон распространяет специальную конфискацию, которая применяется как вид наказания и для возмещения ущерба, на все преступления — ведь сейчас конфискация не предусмотрена даже по статьям о торговле наркотиками, людьми и терроризме.

Еще одним законом планируется создать Нацагентство по управлению активами, сотрудники которого, по запросу прокуратуры, будут искать активы подозреваемых.

Туда, как рассказал ‘Сегодня’ замминистра юстиции Антон Янчук, войдет около ста человек: ‘Тут не нужен большой штат сотрудников. Работники будут заниматься аналитической работой’. Для поиска активов агентству дадут доступ ко всем базам данных органов власти, кроме того, они будут связываться с такими же агентствами за границей. ‘Арестовать имущество можно будет через день, а не через две недели, как это есть сейчас’, — подчеркивает Янчук. Зарплаты сотрудников пока не прописаны, но, по словам представителя Центра по противодействию коррупции Дарины Каленюк, поправки к закону от депутатов предусматривают уровень зарплат чуть ниже, чем у работников НАБ.

Также агентство сможет продавать арестованное имущество (оценщиков и управителей, которые будут заниматься продажами, отберут на конкурсе). ‘Есть имущество, которое ежедневно теряет стоимость: электронная техника, транспортное средство, — поясняет Янчук. — В интересах лица-собственника его продать, а деньги внести на счет’. Эти деньги отправят на депозитный счет в госбанк, но в случае оправдательного приговора владелец получит только основную сумму, а не проценты.

В Раде уже написали к законам около 200 поправок, но надеются, что за доработанные законы голоса будут.

Дело в том, что необходимость создания агентства — один из критериев выполнения плана действий по либерализации визового режима, говорят в комитете по иностранным делам. А первый замглавы комитета по вопросам правосудия Леонид Емец уверен, что без закона нельзя: ‘Иначе мы позволим преступникам и дальше перепродавать украденное имущество’.

МНЕНИЕ. По мнению юристов, параллельно закону нужна служба мониторинга доходов и расходов чиновников. ‘На практике очень сложно доказать, что имущество покупалось на средства, добытые незаконным путем. Есть очень много схем, позволяющих отмыть деньги — оффшоры, покупка убыточных ресторанов для родственников…’, — отмечает юрист Василий Мирошниченко. При этом, по его словам, норма полезна: ‘Если предусмотрят процедуру доказывания умысла на уклонение от следствия с помощью передачи средств третьим лицам’.

Деньги пойдут на защиту свидетелей

Деньги, полученные от конфискации имущества и активов, планируют направлять в спецфонд госбюджета по управлению активами. В первую очередь он будет создан для возврата средств, незаконно вывезенных за границу. При этом 25% дохода спецфонда пойдут на развитие самого агентства. ‘Это не зарплаты, а организация защиты свидетелей, закупка технических средств и так далее’, — отмечают в Минюсте. Также деньги спецфонда пойдут на борьбу с коррупцией и усовершенствование работы правоохранительных органов, заверяют разработчики. Управлять деньгами будет комиссия, в которую войдут представители ЕС, США и украинского Кабмина.

Впрочем, процент, идущий на агентство, могут снизить: ‘Главное, чтобы остался спецфонд: иностранные государства не очень охотно будут возвращать средства, если они будут направляться в госбюджет. Есть определенное недоверие’, — говорит замгенпрокурора Виталий Касько.

Агентство также создаст реестр арестованного и конфискованного имущества, а управлять будет только имуществом и активами стоимостью от 10 тысяч долларов. ‘Агентство не будет заниматься управлением арестованными велосипедами’, — заверяют в Центре по противодействию коррупции.

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *