Преступления без наказания: 15 схем воровства из госкомпаний, или как украсть 100 млрд

Министерство инфраструктуры провело ревизию вверенного ему хозяйства и выявило полтора десятка схем, как выводят средства из госкомпаний. Замминистра Владимир Шульмейстер описал каждый способ и предложил рецепт их ликвидации.

На службе народа. Как выводятся миллиарды из госкомпаний

Придя в министерство, мы создали спецгруппу аналитиков, перед которой поставили задачу: проанализировать бизнес-процессы в госкомпаниях и выявить, где, как и кто ворует у государства. Первые результаты работы нашей команды: обнаружены 15 схем вывода средств из госкомпаний

Большинство украинских госпредприятий (ГП) больше похожи на преступные группировки, чем на бизнес. То есть цели у руководства ГП такие же как и у менеджмента в бизнесе – заработать больше денег, но из-за неправильно выстроенной системы мотивации усилия направляются не в ту сторону. Государство решило ограничить вознаграждение менеджменту и как результат – река потекла в иное русло.

Забудьте про сложные финансовые схемы из голливудских фильмов, для украинских ГП главное иметь политическую и силовую крышу. Вот и вся хитрость. Остальное уже дело техники. Поэтому все бумаги оформлены красиво, но суть совершенно противоречит законодательству и часто здравому смыслу.

Мнемоническое правило! Если вы смотрите на отчетность ГП и видите, что не смотря на оборот (он существенно отличается от года к году) предприятие каждый год показывает финансовый результат ‘околоноля’, то знайте – точно воруют!

Часть случаев уже можно назвать историей, некоторые довольно свежие. По всем были проведены необходимые проверки, а материалы направлены в прокуратуру. Результат всем хорошо известен. Начнем с самых простых схем.

Схема 1 Храните деньги в сберегательной кассе

УЩЕРБ В МАСШТАБАХ СТРАНЫ
Сотни миллионов гривен

Уровень сложности: лёгкий

Первое, что мы сделали, придя в министерство – провели аудит денежных остатков предприятий в банках. Оказалось, что основными держателями средств в банках третьей-четвертой десятки являются именно ГП. Бывало, что почти половина пассива банка формировалась одним-двумя государственными предприятиями. Некоторые банки были ‘карманными’ – связанными с директором ГП, некоторые получали государственный ресурс с помощью откатов. Какое-либо управление рисками у ГП отсутствовало, поэтому, к сожалению, не все деньги удалось спасти. Часть сгорела в неплатежеспособных банках, как например, в Национальном Кредите – 34 млн грн Борисполя и 65 млн грн – Укрпочты, в Дельта Банке -7 млн грн и ЗлатоБанке – 58 млн грн. Причем в случае с Укрпочтой, текущий счет открыли в сентябре 2014 года.

Основная же тема (операционный ущерб) – это заниженные ставки по хранящимся в банках средствам, за что руководители ГП получали от банков ежемесячные выплаты. Например, 100 млн грн Ильичевского морского торгового порта полтора года находились в частных банках, под эффективную ставку 3% годовых.

КАК РЕШИТЬ: на время нестабильности необходимо перевести большинство средств госпредприятий в государственные банки, после чего увеличить ответственность финансовых директоров за управление остатками денежных средств. После стабилизации банковской системы приоритетом ставить эффективное использование. Также необходима прозрачность остатков – сколько, где и под какие проценты.

Схема 2 ‘Распродажа’

УЩЕРБ В МАСШТАБАХ СТРАНЫ
Миллиарды гривен

ГП продает продукцию/оказывает услуги по заниженным ценам. Разницу получает директор в чемодане или офшоре. Чуть более сложная вариация – фирма прокладка, которая связана с директором и выкупает 50-100% продукции ГП, а затем продает в разы дороже. Например, завод ‘Транссвязь’, входящий в структуру Укрзализныци, 80% своей продукции продавал через прокладку, мотивируя это плохой платежной дисциплиной Укрзализныци. После смены директора цены выросли, а прокладка исчезла.

КАК РЕШИТЬ: назначение профессиональных директоров. Механизм назначения через конкурсы уже есть, но текущие зарплаты не позволяют привлекать менеджеров высокого класса, поэтому на конкурсы приходит меньше качественных участников, чем хотелось бы. Улучшение механизма компенсаций разрабатывается МЭРТ и должно произойти до конца года. Этот механизм нужно придать широкой огласке уже на стадии разработки. Параллельно нужно повышать прозрачность доходов предприятий. Информация о ценах реализации должна быть доступна он-лайн. Соответствующие юридические механизмы сейчас разрабатываются в МИУ и рабочей группой по открытым данным при Министерстве регионального развития.

Схема 3 ‘Кануло’. Предоплата ни за что

УЩЕРБ В МАСШТАБАХ СТРАНЫ
Десятки миллионов гривен

Перечисляют предоплату за услуги/товары. Ничего не получают, фирма оказывается банкротом, главное не забыть поделиться с прокурорами. Примеры мы часто наблюдаем в виде недостроев. Парковка аэропорта Борисполь яркий пример. Подрядчик получил предоплату в 93 млн грн, но работы не сделал. ГП обратилось в суд.

КАК РЕШИТЬ: профессиональные директора и прозрачность строительных проектов.

Схема 4 ‘Нынче всё дорого’

УЩЕРБ В МАСШТАБАХ СТРАН
Миллиарды гривен

Получать откаты за закупки, сделанные по завышенным ценам – классика коррупции, и рассказывать об этом довольно скучно, к тому же, с помощью электронных закупок, такие простые схемы скоро вымрут как класс. Есть другая хитрость: ГП любят закупать лишнее и ненужное.

На Запорожском электровозоремонтном заводе обнаружены запасы отдельных запчастей, которых заводу хватит на 10 лет, при работе в четыре смены. Этот ‘стратегический запас’ был сделан последним директором в первый год вступления в должность. Теперь он там не работает. Новый директор пытается вернуть запчасти поставщикам и забрать деньги. Не удивительно, что именно по этим запчастям закупочная цена была наиболее завышена.

Классикой жанра ‘закупки’ – прописывание условий конкурса под конкретного победителя. В декабре 2014 года, благодаря жалобе от Датского посла, мы остановили один тендер Администрации морских портов Украины. Тогда в документации по закупке краски было прописано условие, что краска должна быть обязательно в емкостях по 405 литров. И безусловно, такая краска от победителя стоила государству в два раза дороже, чем такая же краска, но из банок другого объема.

КАК РЕШИТЬ: все закупки перевести в электронный вид (уже выполняется через систему ProZorro), с раскрытием всех условий подписанного контракта. Также необходимо раскрытие причин для тех или иных закупок. Это решается путём внедрения ERP систем на предприятии, а также дополнительной прозрачностью. Сейчас МИУ, совместно с инициативой CoST, разрабатывает методологию раскрытия информации на всех этапах строительных проектов: от планирования до эксплуатации. Результаты по первым трём пилотным проектам будут уже в этом году.

Схема 5 ‘Техноигла’

УЩЕРБ В МАСШТАБАХ СТРАНЫ
Десятки миллионов гривен

Уровень: средний

Тут мы нашли следы криминала практически в каждой отрасли. Видимо такой ‘успешный’ опыт передается между отраслями особо быстро. Работает так: у компании – поставщика заказывается софт. Наше ГП за это платит немалые деньги и практически всегда с предоплатой. Софт создается и поставляется на ГП в виде закрытого кода. После этого ГП продолжает платить ежемесячно роялти (софт же остался в собственности поставщика!), и дополнительно за каждое изменение. С такой иглы очень сложно соскочить – ведь ‘неизвестно, как это работает!’ и ‘у нас же все станет!’. А теперь самое захватывающее – зачастую создатели такого софта от неведомого поставщика работают в IT- отделе ГП-заказчика! Хороший пример – компания УнИТ, о которой писала liga.net.

За разработку системы ‘Электронный билет’ УЗ заплатила компании ‘УнИТ’ 20 млн грн.

Помимо этого, частная компания получает ежегодно миллионы гривен роялти.

КАК РЕШИТЬ: профессиональные директора с ясной мотивацией. Кроме того, государство должно полностью контролировать подобные IT-системы. Это предотвратит попадание в зависимость от внешних разработчиков и позволит интегрировать межведомственные системы, как например пограничникам, таможенникам и транспортникам (а позже и МВД) системы на пунктах пропуска.

Схема 6 ‘Налетай Подешевело!’

УЩЕРБ В МАСШТАБАХ СТРАНЫ
Сотни миллионов гривен

Сдача в аренду дешево, чуть более сложный процесс чем ‘распродажа’, но зато долговечней. Шаг первый – начальник ГП спрашивает разрешение у министерства сдать собственность в аренду, мотивируя это низкой загрузкой, убыточностью и износом. Часто низкую загрузку и сильный износ обеспечивал сам начальник ГП. Шаг второй – в министерстве за ‘благодарность’ разрешают аренду на имущественной комиссии. Шаг третий – документы направляются в ФГИУ, оттуда в региональное отделение, которое выбирает оценщика (который также ‘мотивированно’ оценит все очень дешево) и проводит ‘конкурс’, на который придет одна компания-спонсор, либо с одной-двумя подставными компаниями.

Так появилась, например, аренда имущества в Одесском порту по 8 грн за м2 в месяц. Открытость не помогает, зачастую условия конкурса выписываются под победителя.

КАК РЕШИТЬ: оптимизировать процедуру аренды (этим занимается ФГИУ), внести правки в закон о концессии, открыть информацию о всех текущих договорах. Мы обратились к ведущим компаниям-риэлторам для привлечения интересантов под крупные объекты для аренды/продажи.

Схема 7 ‘Как провожают пароходы’

УЩЕРБ В МАСШТАБАХ СТРАНЫ
Сотни миллионов гривен

За эту схему вам расскажет вся Одесса: классика аренды судов. В заключенном договоре на аренду парохода (бербоут чартере) указывается, что затраты на ремонт, которые несет арендатор, засчитываются в стоимость аренды. После чего пароход уходит в далекие страны, а в Украину шлют акты о миллионных ремонтах и письма, что аренду не будут платить следующие 10 лет.

Большинство арендаторов идет еще дальше: выставляет счета за ‘ремонт’ в таком объеме, что через суд забирает пароход себе. Также могут быть инициированы другие иски по любому поводу (например, фиктивная задолженность за топливо) и судно арестовывают. Лишенное доходов ГП не имеет возможности нанять международных юристов: десятки наших судов сейчас ходят где-то в Индии или Средиземном море. Из свежих примеров – судно одного из наших пароходств ‘застряло’ в Турции.

КАК РЕШИТЬ: по оценке юристов ‘достать’ ушедшие суда еще можно. Для этого необходимо нанять команду международных юристов, которые будут работать за часть имущества, отсуженного в пользу Украины. Чтобы эта проблема не повторялась в будущем, необходимы всё те же профессиональные директора.

Схема 8 ‘Верните гуся!’

УЩЕРБ В МАСШТАБАХ СТРАНЫ

Если на ГП есть большой и давно просроченный долг, то с большой долей вероятности можно предположить, что государство давно получило какой-то товар или услугу по завышенной цене. Обычно поставщики даже не думают получить полный расчет. Но! Иногда директор ГП инициирует новые переговоры в ключе: ‘но вы же хотите, чтобы с вами рассчитались’. По таким безнадежным и почти забытым долгам кредиторы готовы платить большие дисконты. Увы – не всегда это попадает в казну.

20-30% от суммы просроченной задолженности – десятки миллионов гривен.

КАК РЕШАТЬ: прозрачностью и использованием электронных закупок. Например, вся задолженность Укравтодора уже доступна он-лайн на сайте министерства.

Схема 9 ‘Возьмемся за руки, друзья’

УЩЕРБ В МАСШТАБАХ СТРАНЫ
Сотни миллионов гривен

Классика совместной деятельности: инвестировать в покупку 20%-ой доли в предприятии, но в соглашении про совместную деятельность (СД) прописать свой менеджмент. Удивительно, но ГП такие договора подписывало. После этого не стоит удивляться , что прибыль у таких СД стремилась к нулю. При этом от управления объектом частник не отказывается, попытки продать государственную долю в СД блокирует.

Один из примеров подобной практики – отель в одесском порту. Там частный миноритарий владеет долей в 20%, и из-за того, что имущество юридически не разделено, его подпись необходима на всех контрактах. Это позволяет ему блокировать любой менеджмент кроме своего. В результате конфликта отель уже три года стоит без работы и медленно разрушается.

КАК РЕШАТЬ: изменения в закон о концессии, а также масштабная приватизация уберёт необходимость в подобных договорах совместной деятельности.

Схема 10 ‘Новая жизнь’

УЩЕРБ В МАСШТАБАХ СТРАНЫ
Десятки миллионов гривен

Когда какой-то, вполне еще пригодный, актив списывают на металлолом, но до металлолома дело не доходит. На транспортном средстве перебиваются номерные знаки, после чего оно уже существует где-то с другим владельцем и новой жизнью.

КАК РЕШИТЬ: Контроль за процессом оценки перед утилизацией.

Схема 11 Размытие доли

УЩЕРБ В МАСШТАБАХ СТРАНЫ
Сотни миллионов гривен

Есть договора совместной деятельности, в которых существуют обязательства по инвестициям. Некоторые частные компании завышали объем инвестиций в десятки раз (например, кран стоит $1 млн, а по документам его покупают за $10 млн – разницу потом продавец возвращал наличкой). Таким образом, постепенно размывали долю государства в СД. Наиболее известная подобная схема – первое СД контейнерного терминала в Ильичевском порту. Тогда, в конечном итоге, договор разорвал суд.

КАК РЕШИТЬ: изменения в закон о концессии, а также масштабная приватизация уберёт необходимость в подобных договорах совместной деятельности.

Схема 12 Синтез

УЩЕРБ В МАСШТАБАХ СТРАНЫ
Десятки миллионов гривен

Предприятие берет кредит под залог основных средств. Закупает оборудование в несколько раз дороже, директор получает чемодан денег от счастливых продавцов. Кредит потом не отдают, банк забирает залог, директор получает второй чемодан, еще один чемодан несут в прокуратуру. Схема редкая.

КАК РЕШИТЬ: профессиональные директора с чёткой мотивацией.

Схема 13 Самый честный суд в мире

УЩЕРБ В МАСШТАБАХ СТРАНЫ
Сотни миллионов гривен

Коммерческое предприятие работающее с ГП лоббирует своего директора. За удачным лоббированием следует череда событий: директор выдает предоплату предприятию за несуществующие услуги, затем подает в суд, чтоб признать контракт недействительным. Суд за часть этой предоплаты говорит, что коммерческое предприятие свои обязательства выполнило и претензий к нему быть не может. Директор ГП не оспаривает решение суда.

А дальше самое интересное: отработав схему, коммерческое предприятие подает в суд на ГП, оспаривая какие-то свои платежи или обосновывая необходимость скидки. ГП в суд не является или защищается не сильно охотно. Суды подтверждают скидки и отменяют платежи, и через несколько лет подобного директорства ГП обращается в бюджет за помощью (ведь денег на содержание необходимой инфраструктуры уже не поступает, а обязательства выписаны в нормативных актах).

История ГП Администрации речных портов почти (АРП) полностью повторяет эту схему. АРП содержит стратегическую инфраструктуру на реке, финансируя это сборами за пользование. За несколько лет до революции достоинства менеджмент предприятия проиграл несколько судебных дел, по которым некоторые операторы речных портов освобождались от этих сборов, и с тех пор они эти сборы не платят. ГП, соответственно, сильно сократило свою программу капитального обновления основных средств.

КАК РЕШИТЬ: законодательным регулированием, убирающим исключения.

Схема 14 ‘Зерно в путях’

Киево-Днепровское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта (МППЖТ) оказалось зернотрейдером. Удивительно, да? Сперва было непонятно, почему предприятие, которое занимается перевозками на подъездных путях, торгует зерном. Причем в большом объеме. Профильная деятельность приносит МППЖТ 270 млн грн дохода, а экспорт зерна – 170 млн грн! Оказалось, что это простая схема по оптимизации НДС.

Порядок действий такой: обязательства МППЖТ по НДС от основной деятельности в год составляют около 30 млн грн. Предприятие закупает зерна на 150 млн грн (+учитывает себе 30 млн НДС кредита) и продает его на экспорт за 155 млн грн по нулевой ставке (значит обязательств по НДС не возникает). Всё, государству НДС предприятие больше не должно. Зерно при этом проходит только на бумаге, никакого хранения или перевозок МППЖТ не совершает. Зернотрейдеры говорят, что за подобную оптимизацию поставщики зерна на рынке платят 35-45% от суммы НДС, что в нашем случае должно составлять 10-13 млн грн, предприятие получает только 5 млн грн (продали по 155, купили по 150). Интересно, где же остальные 8 миллионов?

Параллельно выяснилось, что если убрать доход от подобных торговых операций, то предприятие убыточное! Что еще раз показывает приоритеты топ-менеджерского состава.

КАК РЕШИТЬ: профессиональные директора с чёткой мотивацией и уход от непрофильной деятельности.

Схема 15 ‘Засланные козачки’

УЩЕРБ В МАСШТАБАХ СТРАНЫ
Колоссальный. Оценке не подается!

В ГП/министерствах уже годами трудятся толковые и дисциплинированные профессионалы своего дела. За мизерную зарплату, с непонятной на первый взгляд мотивацией (мямлят про интересную работу и модный теперь патриотизм). Анализ показал, что эти ребята – замотивированные крупными холдингами засланцы. Они сидят в ключевых министерствах и департаментах, образуя сеть агентов влияния, посредством которых ФПГ уже годами умудряются проталкивать в своих интересах законы/приказы/ постановления/регулирования/тарифы. Это происходит за счет государства! Эти лоббисты годами получают деньги от ФПГ, подрывая экономику Украины на долгосрочной основе.

Очень важным фактором минимизации схем воровства на ГП является повышение ответственности руководителей ГП за воровство (это относится ко всем описанным схемам). Как только заработает наказательная система государства, а именно прокуратура и суды – бюджет сразу почувствует повышенную ответственность директоров. Это сразу же выразится, в увеличившихся платежах: налоге на прибыль, выплате дивидендов и пр. Одновременно с этим появятся ресурсы и на техническое перевооружение наших предприятий, и на повышение оплаты труда.

Ну и главное решение многих проблем – масштабная приватизация под руководством международных консультантов.

Владимир Шульмейстер, Информационное агентство ЛІГАБізнесІнформ

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *