Куда заведет Украину курс гривни: три сценария

Цена нацвалюты напрямую зависит от принятия нужных законов и сотрудничества с МВФ.

До Нового года осталось 8 дней, а украинцы до сих пор не понимают, как будут жить в 2016-м — бюджета нет, и когда его примут — пока неясно. Тем временем курс доллара продолжает потихонечку ползти вверх. ‘Сегодня’ с помощью экономических экспертов проанализировала возможные варианты развития событий в первом квартале следующего года (дальше аналитики прогнозировать не берутся. — Авт.), взяв за основу курс доллара — от которого в нашей экономике зависит практически все.

ТРИ ДОРОГИ. Сценариев у нас получилось три: оптимистический — доллар по 24 грн, который заложен Кабмином в проект госбюджета; реалистический — курс доллара поднимется до 30 грн; и пессимистический — гривня обвалится вдвое, до 50 грн. Последняя ситуация — маловероятна, успокаивают эксперты. Но если склоки во власти и драки в парламенте вместо принятия нужных законов и проведения реформ прекратят наше сотрудничество с МВФ, ситуация действительно может стать катастрофической.

‘Главное — не сами деньги от МВФ, они небольшие (следующий транш должен составить $3 млрд. — Авт.), а сам факт сотрудничества с Фондом — ведь он показывает, что Украину, несмотря на временные трудности (война, спад в экономике и т. д.), мир продолжает считать надежным деловым партнером, который выполняет свои долговые обязательства’, — говорит экономист Виктор Лисицкий.

Впрочем, президент Украналитцентра Александр Охрименко полагает, что в нынешней ситуации, когда инвестиции в Украину все равно не идут, наличие или отсутствие транша МВФ серьезно на курс гривни к доллару не повлияет. ‘Намного больше курс зависит от Налогового кодекса и госбюджета и от того, что нормально не работает (почти не кредитует. — Авт.) банковская система, — говорит Охрименко. — А от сотрудничества с МВФ Украина отказаться не сможет: это автоматически означает резкое ухудшение отношений с США, и мы останемся один на один с агрессором — Россией. Европа нам вряд ли чем-то серьезно поможет — у нее и внутри еврозоны проблем хватает’.

ПО 24: РОСТ ВВП И ТРАНШ

Вероятность сценария ‘доллар по 24 гривни’ эксперты оценивают как не очень реальную, но в принципе вполне вероятную — она получила 25%. По мнению экономистов, такой сценарий реален, если Рада до конца года примет изменения в Налоговый кодекс, которые позволят утвердить выполнимый госбюджет, затем примет бюджет. После этого мы вполне можем рассчитывать, что уже в феврале МВФ таки даст нам около $3 млрд очередного транша.

‘В этом случае страну ожидает 100 дней стабильности: будет небольшая инфляция, порядка 0,3—0,5% в месяц, которая ускорится в марте до 1%, так как должна подорожать электроэнергия (в марте будет плановая волна подорожания. — Авт.)’, — говорит аналитик агентства MPP Consulting Павел Мельник.

Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко прогнозирует, что жизнь простых украинцев даже чуть улучшится из-за того, что прогнозный рост ВВП составит 2%, к тому же продолжит дешеветь нефть, а значит, и бензин. Учитывая, что топливная составляющая входит в цену любого товара, можно ожидать небольшого снижения их стоимости на 2—3%. В итоге с бюджетом на 2016-й курс гривни останется стабильным (24,4—25 грн/$), и минимум 3—3,5 месяца украинцам не придется опасаться за свои кошельки.

Устенко уверен, что курс в Украине сильно колебаться не будет: ‘Даже есть вероятность, что в январе—начале февраля доллар упадет ниже 24 грн из-за праздников и снижения спроса на валюту как со стороны населения, так и со стороны импортеров’. Мельник дает даже 70% вероятности, что доллар в первом квартале не подорожает выше 25 грн. И лишь Александр Охрименко уверен, что вероятность снижения курса доллара до 24 — всего 25%.

ДОЛЛАР ПО 30: ЖИЗНЬ ВСЁ ХУЖЕ

Наиболее вероятным эксперты видят промежуточный сценарий: доллар доходит в первом квартале до 30 гривен и стабилизируется. По расчетам Охрименко, шансы такого исхода — 50%, а Устенко говорит о такой же вероятности плавного роста курса за квартал с 25 до 30 грн/доллар, и о вероятности 30% — роста выше 30 грн. К таким выводам, считает Устенко, подталкивают данные о падении и мировой экономики, и промпроизводства в Украине, а о реформах в стране больше говорят, чем делают.

‘Небольшое удешевление гривни стимулирует экспорт нашей основной продукции — металла и руды, так как она становится более конкурентоспособной. Но в условиях падения спроса на металл это ненамного увеличит как доходы госбюджета, так и приток валюты в страну, — говорит Устенко. — Это значит, что продолжит снижаться импорт, кроме критического (энергоносители), а лекарства, автомобили, бытовая техника подорожают, и завозить их станут еще меньше’.

Пока непонятно, как на нашу экономику, а значит, и на курс гривни повлияет вступление в силу экономической части соглашения об Ассоциации с ЕС и экономические санкции со стороны России, считают эксперты. ‘Хорошо, если бизнес сможет наладить поставки, прежде всего отечественных продуктов в Россию, через Белоруссию, а также завоюет другие рынки — причем это может быть не ЕС, а Азия и Ближний Восток, — говорит Лисицкий. — Если нет — могут упасть цены на внутреннем рынке. Но, с учетом снижения платежеспособности населения, спрос сильно не вырастет’.

Палий прогнозирует, что доллар с вероятностью в 25% дойдет в первом квартале до 30 грн, но большего роста не допустит теневой бизнес: ‘В феврале этого года доллар взлетел до 40 грн, но быстро упал, так как на него не было спроса. Ситуация наверняка повторится’.

ПО 50: ТЕНЬ И КРИЗИС

Сценарий ‘доллар по 50 гривен’ эксперты называют катастрофическим для экономики страны, а потому — самым маловероятным. По прогнозу Охрименко, его вероятность — 25%, Мельник оценивает ее в 5%, а Устенко уверен, что такое, к счастью, попросту нереально.

По мнению Охрименко, такой сценарий возможен только в случае полного кризиса власти: депутаты не принимают госбюджет, а коалиция в Раде начинает процесс затяжного нового форматирования. Бизнес не понимает, на какой налоговой базе ему работать, а значит — на всякий случай повышает цену на свои товары, пытаясь сформировать ‘подушку’.

Население из-за роста цен начинает в панике снимать гривневые депозиты и скупать доллары, которые, в итоге, дорожают вдвое. ‘Очевидно, что цена газа, используемого для отопления, также вырастет вдвое. И если январь и февраль окажутся морозными, запасов не хватит. Тогда придется тратить резервы НБУ на импорт газа — ведь без бюджета на следующий год о транше МВФ придется забыть’, — говорит Мельник.

Тарифы в этом случае власти не поднимут, так как платить по ним все равно никто не сможет (кроме планового подорожания электроэнергии. — Авт.), но резко подорожают продукты и промтовары, и у людей просто не останется денег на оплату ‘коммуналки’. В итоге могут начаться веерные отключения электроэнергии из-за энергокризиса, и снижение температуры в квартирах до 12—15 градусов.

Устенко добавляет: при таком сценарии 75% экономики уйдет в тень, расчеты пойдут мимо банков, в том числе — и по бартеру. Вполне вероятно, что из-за падения потребления зарплаты могут начать сильно задерживать, а людей на предприятиях начнут сокращать.

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *