Театры станут госпредприятиями

Нынешняя форма хозяйственной деятельности театральных учреждений является по сути незаконной.

Во время скандала, связанного со снятием с должности руководителя Одесского национального театра оперы и балета Сергея Проскурни, самым забойным аргументом его оппонентов было то, что реорганизация одесской оперы в государственное предприятие — это попытка рейдерского захвата. И что в дальнейшем здание Одесского оперного театра может быть приватизировано.

ПРОТИВНИКИ реорганизации, очевидно, не были осведомлены о том, что смена юридического статуса ожидает в ближайшее время все национальные театры. По крайней мере, для этого уже существуют все необходимые правовые основания. Так, распоряжением Кабинета министров здания национальных театров были переданы из коммунальной в государственную собственность, а также попали в сферу управления Министерства культуры и туризма Украины. Произошло это после проверки Счетной палаты, которая уличила Минкульт в неэффективном использовании бюджетных средств на финансовую поддержку театров, недооценке собственных доходов театров, а также в том, что здания трех национальных театров до сих пор находятся в коммунальной собственности. «Раньше у театра было два собственника: один владел юридическим лицом, а другой, а именно муниципалитет, — зданием театра. И проблема в том, что собственник здания мог устанавливать разные цены на коммунальные услуги, закладывать здание в залог и т.д. Кроме того, все коммунальные предприятия обязаны были 50% от полученных доходов отчислять городу. Получалось, город на это денег не тратил, но заработки имел. Сейчас государственные театры стали окончательно государственными», — рассказывает Борис Курицын, председатель худсовета Киевского управления культуры.

Теперь национальные театры ожидает реорганизация из бюджетного учреждения в государственное предприятие. «После проверки Счетной палаты мы получили рекомендации, заключающиеся в том, что организационно-правовой формой национальных театров, которые занимаются определенными видами хозяйственной деятельности, должно быть именно государственное предприятие. Это необходимо для того, чтобы привести их виды деятельности и форму хозяйствования в соответствие с законом. Это относилось и к одесской опере, — поясняет Олесь Журавчак, начальник управления искусств и образования Министерства культуры и туризма Украины. — При этом театр остается стопроцентной государственной собственностью. Мы поясняли коллективу Одесского оперного театра все юридические тонкости смены статуса с бюджетного учреждения на государственное предприятие. Ведь у нас в статусе госпредприятия сегодня нормально работают театры имени Ивана Франко и Леси Украинки».

Олесь Журавчак добавляет, что в конце августа в министерстве состоится коллегия, на которой будет принято решение перевести все национальные театры в статус госучреждений. Получив новый статус, театр не изменится и не перестанет быть учреждением культуры, перепрофилировать его в казино нельзя. Зато у руководителей театров появится возможность легитимизировать многие финансовые операции, которые сегодня необходимо маскировать.

«Театр в статусе бюджетного учреждения не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, между тем каждый театр сейчас занимается коммерцией. Вот, например, театр не имеет права сдавать свое помещение в аренду, поэтому официально это проводят как отмену спектаклей. А если у театра появляется прибыль, он обязан всю ее отдать государству. Потому что он — бюджетное учреждение. А вот госпредприятие может внутри своей структуры создавать целый ряд фондов и тратить деньги на свои нужды.

Например, фонд потребления, который позволяет начислять артистам надбавки, премии и т.д., амортизационный фонд, фонд развития и многие другие», — говорит Сергей Проскурня, бывший директор Одесского оперного театра, советник министра культуры и туризма Украины. К творческому процессу вся эта реорганизация имеет только опосредованное отношение, но чем гибче работает административно-хозяйственная часть, тем лучше творческому персоналу, уверен режиссер.

Очевидно, переход в статус госучреждения заставит театры вести «белую» бухгалтерию и уменьшит возможность злоупотреблений. Вероятно, именно это обстоятельство пугает некоторых деятелей культуры, которые уже довольно успешно научились маскировать коммерческую деятельность своих театров.

НИНА КРАСНОВА


Театры станут госпредприятиями

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *