Валютные подачки от НБУ: коррекция на девальвацию
Сейчас, как и 2 года назад, украинцам позволили покупать в обменниках чуть более $200.
Национальный банк Украины в очередной раз продлил большинство действующих административных ограничений на валютном рынке, хотя и решился на ряд небольших поблажек. Как заявила сегодня глава НБУ Валерия Гонтарева, лимит на выдачу иностранной валюты с текущих счетов граждан вырастет в 2,5 раза. Сейчас с депозита за день можно забрать СКВ на сумму не более 20 тыс. грн., с 5 марта – 50 тыс. грн. Украинцам станут выдавать и больше гривни: действующий суточный максимум в 300 тыс. будет увеличен до 500 тыс. грн. Кроме того, теперь гражданам позволят покупать наличную валюту на сумму до 6 тыс. (ранее действовало ограничение до 3 тыс. грн.). Это значит, что за один раз в банковском обменнике можно будет купить около $229 (по сегодняшнему курсу НБУ – 26,21 грн./$).
‘Очевидно, что смягчение требований НБУ связано исключительно с уровнем девальвации гривни по отношению к основным валютам’, – констатирует главный эксперт отдела операций на валютном и денежном рынках АО ‘ОТП Банк’ Никита Мишаков. Только по итогам 2015 года нацвалюта обесценилась на 48,7%, а за 2014-2015 гг. – на 193%. Впервые Нацбанк ввел ограничение в 3 тысячи гривень на продажу валюты в одни руки 22 сентября 2014 года. Тогда официальный курс составлял 13,48 грн./$, т.е. на 3 тыс. грн. можно было купить все те же $222.
Впрочем, если до конца этого года курс гривни просядет до 32 грн./$, как обещают эксперты, суточный лимит покупки валюты снова упадет примерно до $187.
Больших потрясений на рынке в связи с новыми послаблениями банкиры не ожидают. Хотя существует вероятность, что граждане ринутся активнее забирать деньги с депозитов. ‘Безусловно, в первое время банки будут наблюдать небольшой отток средств, но в перспективе, мы надеемся, доверие к банковской системе восстановится и работа вернется на докризисный уровень. Даже если все кинутся снимать депозиты, то наличности в кассах хватит. Естественно, огромных остатков в кассе не будет, нужно будет заранее заказывать подкрепление’, – полагает начальник отдела депозитных продуктов и текущих счетов UniCredit Bank Ирина Стрепетова. В Нацбанке также считают, что подопечные справятся с наплывом вкладчиков. На Институтской отмечают, что наличие в системе ликвидности подтверждает спрос банков на валютные ОВГЗ, которые недавно размещал Минфин. Только с начала этого года объем размещения этих бумаг превысил $917 млн.
Хотя финансисты не исключают и обратный эффект. ‘Увеличение суточного лимита на снятие валюты может поспособствовать еще более активному росту количества валютных вкладчиков в стране. Тем более, что в последнее время наблюдается значительное увеличение объемов размещаемых украинцами депозитов в инвалюте. Это связано как с ростом доверия к финансовой системе, так и девальвационными опасениями’, – утверждает заместитель председателя правления Банка Кредит Днепр Андрей Мойсеенко.
Ажиотажной скупки наличной валюты в обменках и давления спроса на курс финансисты не ожидают. ‘Фактически, в марте может быть зафиксирован рост официального спроса из-за активизации ‘белых’ покупок через банки. Зато активность на сером и черном валютных рынках, вероятно, снизится’, – допускает Андрей Шевчишин, ведущий эксперт информационно-аналитического центра FOREX CLUB в Украине. Но главная причина в том, что нищающему населению просто не на что покупать доллары. По данным НБУ, в январе-феврале украинцы официально продали банкам на $261 млн. больше, чем купили. ‘Это результат ухудшения уровня жизни граждан. По данным Госстата, индекс реальной заработной платы в январе 2016 резко снизился против декабря 2015 года – до 80,3%. Из-за этого увеличивается вероятность продажи накопленной населением валюты’, – поясняет эксперт по вопросам финансовой политики Института общественно-экономических исследований Антонина Дешко.
Основные ограничения на валютном рынке, касающиеся юрлиц, в НБУ отменять пока не собираются. В силе остается и норма об обязательной продаже 75% валютной выучки экспортеров, и требование о проведении расчетов по экспортно-импортным операциям до 90 дней. ‘В случае отмены большей части действующих ограничений ситуация станет непрогнозируемой для регулятора. Косвенно это подтверждается нежеланием НБУ понижать учетную ставку’, – отмечает Никита Мишаков. Ключевую ставку центробанк по-прежнему решил удерживать у отметки в 22%. На этом фоне обещания регулятора о том, что инфляция в этом году будет 12%, выглядят, мягко говоря, неубедительно.
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!