Что государство обещает компенсировать работодателям и переселенцам

Ирина С. в июне 2015 года переехала из Луганска в Днепропетровск. Сразу же оформила переселенческие выплаты, сняла недорогое жилье через знакомых, но вот с поиском работы возникли проблемы.

По специальности Ирина товаровед, в родном городе проработала 12 лет в большом продуктовом магазине. Но война и низкий уровень жизни заставили ее все это бросить.

На новом месте она стала на учет в центре занятости, но «компенсации по безработице» ей сказали не ждать, так как были проблемы с финансированием.

Около четырех месяцев Ирина безуспешно пыталась найти работу, пока ей не позвонили из центра занятости и не сообщили о том, что появилась вакансия товароведа. Оказалось, что работодатель специально искал переселенца, чтобы получать компенсацию.

5 марта 2015 года Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины по усилению социальной защиты внутренне перемещенных лиц». Спустя полгода Кабинет Министров принял Постановление № 696 об осуществлении мер по содействию занятости внутренне перемещенных лиц. В нем говорится, что работодателям, которые трудоустраивают переселенцев, полагается компенсация расходов на зарплату, обучение или повышение квалификации. Переселенцы, в свою очередь, могу рассчитывать на возмещение транспортных расходов до нового места работы и прохождение медицинского осмотра.

В 2016 году в Украине только по официальной статистике – более полумиллиона безработных. Но переселенцы не торопятся регистрироваться в центрах занятости и становиться на учет. Согласно правительственному отчету, с начала оккупации Крыма и проведения АТО в Государственную службу занятости обратились за помощью в трудоустройстве всего 62,7 тысячи внутренне перемещенных лиц. Это составляет 3,7 % всех официально зарегистрированных переселенцев. Из этого следует, что большинству из них приходится самостоятельно решать проблемы с трудоустройством, не рассчитывая на помощь от государства. Вместе с этим уже почти полгода в Украине действует программа, которая стимулирует работодателей нанимать переселенцев, и ‘ОстроВ’ разобрался, как она работает на практике.

Что государство обещает компенсировать работодателям и переселенцам

Прежде всего, речь идет о том, что работодателю компенсируются расходы на оплату труда переселенцам сроком не более 6 месяцев. Это возможно при условии трудоустройства их по направлению базового центра занятости с заключением срочного трудового договора и сохранением гарантий занятости в течение периода, превышающего продолжительность выплаты в 2 раза.

Компенсация работодателю выплачивается каждый месяц в размере фактической зарплаты переселенца. Она не должна превышать среднего размера заработной платы, которая сложилась в соответствующем регионе за прошлый месяц.

Для получения такой компенсации работодателю необходимо трудоустроить переселенца по направлению центра занятости и в течение двух месяцев подать туда заявление и копию трудового договора. Финальное решение принимает центр занятости в течение десяти рабочих дней. Далее каждый месяц работодатель должен предоставлять им ведомости для перечисления средств на расчетный счет.

Если сотрудник, за которого начисляется компенсация, будет уволен до истечения срока договора, то работодатель будет обязан вернуть всю сумму в полном объеме. Именно такие нормы прописаны в законодательстве.

Стоить отметить, что сотрудники центра занятости имеют право проводить проверки (не реже, чем раз в три месяца) на достоверность сведений и выполнение условий договора в течение срока его действия.

Работодатель может также рассчитывать на компенсацию расходов, связанных с обучением переселенцев, которых он нанимает на срок не менее 12 месяцев по направлению центра занятости.

Сумма компенсации устанавливается в пределах стоимости обучения, но не может превышать десятикратный размер прожиточного минимума. Для ее получения работодателю необходимо обратиться центр занятости.

Внутренне перемещенным лицам государство обещает возмещать транспортные расходы до нового места работы. Правда, это происходит только после трудоустройства по направлению центра занятости. Переселенцам полагается компенсация в размере стоимости проезда железнодорожным (кроме вагонов купе и СВ), морским, речным и автомобильным транспортом (кроме такси). Для ее получения работнику нужно в течение десяти дней после заключения трудового договора с работодателем обратиться в центр занятости с заявлением, копией трудового договора и оригиналами проездных документов.

Следует учесть, что действие этой программы не распространяется на бюджетные учреждения (школы, поликлиники, больницы, суды и т д).

По информации Государственной службы занятости, за период с 29 сентября 2015 по 31 января 2016 289 человек из числа внутренне перемещенных лиц были трудоустроены с компенсацией работодателю затрат на оплату труда. 12 безработных переселенцев получили компенсацию расходов для прохождения медицинского осмотра.

На реализацию мероприятий по содействию занятости внутренне перемещенных лиц в 2016 году предусматриваются расходы за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы в сумме 43 миллиона 274 тысяч 900 грн, а именно на:

– 41 миллион 755 тысяч 100 грн. на компенсацию расходов работодателю на оплату труда за трудоустройство безработных переселенцев;

– 1 миллион 164 тысяч грн. на компенсацию расходов работодателю на переподготовку и повышение квалификации трудоустроенных лиц из числа безработных ВПО;

– 162 тысячи 500 грн. на компенсацию безработным переселенцам фактических транспортных расходов на переезд до нового места трудоустройства;

– 193 тысячи 300 грн. на компенсацию расходов для прохождения предварительного медицинского и наркологического осмотра.

Что происходит на самом деле

Работодатель, который нанял Ирину С. из Луганска, был готов платить ей 6000 гривен в месяц, однако в центре занятости согласились компенсировать чуть больше половины, поэтому остальную часть она получает «в конверте».

По ее словам, работодателя в целом устраивали такие условия, и он даже собирался нанимать других переселенцев в компанию. Однако, все оказалось не так просто. Трудоустроив Ирину в начале октября 2015 года, начальник получил первую компенсацию только в конце декабря. Ноябрьские деньги, соответственно, пришли в конце января. А за декабрь до сих пор выплат не было.

«С такой сложной системой работодатель передумал нанимать новых переселенцев. Он говорит, что из-за дыр в государственном бюджете появились проблемы с финансированием этой программы. Помимо этого, руководству приходится каждый месяц заполнять много отчетной документации, которую необходимо предоставлять центру занятости. Я думаю, что он пожалел о том, что взял меня на работу. Но ничего поделать уже не может, так как он заключил договор на 1 год и не имеет права меня уволить», – говорит она.

По словам председателя правления общественной организации «Правозащитный совет Украины» Натальи Чуйко, данная программа не пользуется популярностью среди работодателей.

«Представьте себе, что работодатель должен трудоустроить переселенца, с которым он ранее не работал и по правилам программы его нельзя будет целый год уволить. Это риск для работодателя, ведь неизвестно, насколько сотрудник добросовестно будет работать. Это невыгодно и неудобно», – считает правозащитник.

Она говорит, что работодателей также отпугивает возможность того, что на предприятиях будут проводиться различные проверки, ведь компенсации выплачиваются из бюджетных средств.

«Сейчас предприятиям дали некую свободу — их освободили от проверок. Но как только заходят бюджетные деньги, то это право отменяется и специальные органы могут спокойно проводить проверки и изучать всю финансовую деятельность организации. Конечно, многих работодателей это отпугивает, особенно, где штат превышает 10-12 человек», – сказала Н.Чуйко.

Сергей — владелец небольшой автомастерской в Запорожье. В ноябре 2015 года, когда услышал от знакомых об этой программе, решил нанять на работу переселенца. Дела в последнее время шли не очень хорошо, поэтому сотрудник, зарплату которому будет платить государство, ему был нужен. Центр занятости за несколько дней нашел подходящую кандидатуру. По словам Сергея, его сотрудники помогли оформить все необходимые документы. Зарплата была установлена на уровне 3500 гривен, и ее полностью пообещали компенсировали, то есть дополнительно доплачивать ничего не нужно было.

Спустя месяц Сергей позвонил в центр занятости, чтобы узнать, когда он сможет получить компенсацию, однако там лишь сказал о необходимости заполнить новые документы и ожидать денежных поступлений. Спустя еще месяц ни копейки от государства так и не было выплачено. Спустя еще месяц пришел первый, и на сегодняшний день последний, транш. И это учитывая, что Сергей выплатил уже 3 зарплаты.

«Моя мастерская по большому счету убыточна. Я рассчитывал, что мне будут платить исправно каждый месяц, поэтому и взял работника. А в итоге я оказался в убытке. И уволить я его не могу, так как подписал соответствующий договор», – сказал он.

Вместе с этим, региональный координатор Центра занятости свободных людей в Харькове Анна Лебедева утверждает, что с появлением этой программы многие работодатели стали искать для трудоустройства именно переселенцев.

«Многие звонят и просят, что мы им подобрали на работу людей из числа внутренне перемещенных лиц. Такой ажиотаж возник после того, как программа заработала, и работодатели стали получать компенсации», – отмечает она.

Эта программа является тем редким случаем, когда правительство разработало четкий алгоритм помощи и даже выделило на это деньги. Другое дело, что механизм является несовершенным и финансирование происходит с перебоями. С одной стороны, бюрократические вопросы и некоторые обязательства могу отпугнуть работодателей нанимать переселенцев. С другой — это шанс для внутренне перемещенных лиц найти работу и быть востребованными на украинском рынке труда.

Другого мнения придерживается ведущий эксперт рынка труда, директор по развитию сайта поиска работы Work.ua Сергей Марченко. Он считает, что Постановление Кабмина № 696 относится к разряду тех документов, которые должны облегчать жизнь одним людям, но вместо этого обогащают других.

«Выгода компаний, нанимающих переселенцев очевидна: они получают возможность полгода платить своему работнику-переселенцу зарплату за счет наших налогов. Отличная сделка, только переселенец не получит ни копейки сверх той зарплаты, которую он честно заработает. Если общество считает, что переселенцам нужно помочь, то давайте мы поможем им напрямую – раздадим адресно те деньги, которые должен был получить работодатель, переселенцам. Тогда это будет помощь пострадавшим людям, а не благополучному предприятию», – считает эксперт.

Он отмечает, что при адресной помощи исключен факт коррупции, а деньги от государства пойдут конкретным людям. Ведь, к сожалению, злоупотребления неизбежны, если средства для распределения поступают государственным структурам. В данном случае речь идет о центрах занятости. Также существуют опасения, что могут найтись желающие приписать себе на предприятие пару десятков «мертвых душ» для получения компенсаций из бюджета, а чиновники закроют на это глаза.

Автор: Владислав Булатчик, «ОстроВ»

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *