Как вернуть отобранные государством соцвыплаты
Массовый отъем социальных выплат, которым украинцам грозят Министерства финансов и Социальной политики, может оказаться спровоцировать вал судебных разбирательств с чиновниками. И возможность выиграть подобные дела у граждан есть, уверены юристы.
Детективная история
Напомним: последние изменения в бюджетном кодексе открыли Минфину с 1 января этого года право доступа к банковской тайне. Эту информацию чиновники могут использовать для проверки данных о получателях субсидий, льгот, пенсий. А в феврале правительство издало еще несколько постановлений, которыми регламентировало процесс верификации (подтверждения подлинности данных) социальных выплат.
В частности, Минфин получил доступ к межведомственной информационной системе по контролю за лицами, транспортными средствами и грузами, пересекающими государственную границу.
Предполагается, что финансовое ведомство создаст аналитико-информационную систему электронной верификации и мониторинга, которая поможет выявлять мошенников и ‘мертвые души’ среди получателей социальных выплат.
Общественная организация ‘Восток SOS’ выяснила, что сейчас Минфин проводит проверки в пяти областях: Запорожской, Днепропетровской, Харьковской, Луганской и Донецкой. То есть там, где на сегодняшний день сосредоточено больше всего переселенцев или как говорят чиновники, ‘внутренне перемещенных лиц’.
Сами чиновники поясняют свои географические предпочтения просто. Как ранее заявлял министр социальной политики Павел Розенко, есть подозрения, что выплаты на самом деле получают вовсе не переселенцы, а люди, ‘которые проживают на так называемых территориях ДНР и ЛНР, оформили документы на помощь в другой области, а затем снова вернулись на подконтрольную боевикам территорию’.
Кошельки под прицелом
Минфин проверяет данные о доходах граждан по так называемой ‘скрининговой модели’, учитывая всю доступную информацию. Но о создании отдельной системы учета льготников речь не идет, рассказал начальник управления информационных технологий Минсоцполитики Валерий Бакал.
В частности, мониторится финансовое состояние лиц, претендующих на ‘переселенческую’ помощь.
‘Если, например, у отца семейства, оставшегося в Донецке, есть депозит на сумму более 10 прожиточных минимумов (13,3 тыс. грн.), а мать с детьми уехала за пределы зоны АТО, то выплаты этой семье будут прекращены’, — пояснил UBR.ua реальную практику ведения дел старший партнер адвокатской компании ‘Кравец и партнеры’ Ростислав Кравец.
При этом, по словам, юриста, точного определения, кто же входит в состав семьи, нет. Скажем, непонятно, будут ли учитывать дедушек, бабушек и прочих родственников. А значит это понятие может вольно трактоваться чиновниками. Кроме того, не имеет никакого значения, когда деньги оказались на счету (давно копились или разово перечислены, чтобы не везти через блок посты). Здесь будет действовать четкая формула: есть деньги – нет адресной помощи на семью (максимальный размер выплат 2,4тыс. грн. в месяц).
Кроме того, СБУ по своим каналам продолжит проверять проживают ли претенденты на выплаты по месту регистрации (эта работа уже ведется). Тех, кого не обнаружат по указанному адресу, вносят в ‘черный список’, который затем передается чиновникам, принимающим решения о выплатах.
‘Государству это выгодно: чем меньше будет выплат, тем больше сэкономят. Фактически по письму из СБУ могут снять не только переселенческую помощь, но и пенсию. Причем привлечь к ответственности автора письма будет практически нереально’, — говорит Ростислав Кравец.
Как вернуть деньги
Главный специалист в профильном управлении Минсоцполитики Олег Кравченко успокаивает: сами списки СБУ еще не являются основанием для отмены выплат. Их всего лишь приостанавливают ‘до выяснения обстоятельств’.
‘Гражданин должен явиться в управления соцзащиты либо вызвать к себе сотрудника, если сам не может прийти. После подтверждения местонахождения все выплаты будут возобновлены’, — поясняет Кравченко.
Но, по словам замдиректора общественного объединения ‘Публичный аудит’ Андрея Вигиринского, место пребывания гражданина проверяют сотрудники Миграционной службы. ‘Управление информации Минсоцполитики уже получает от нее данные. И лишь после этого принимается решение о выплатах. Кстати, местные органы соцзащиты даже не смогут внятно объяснить человеку причину приостановки выплат. Потому что доступ к системе получат только сотрудники Минфина’, — отметил он.
Проблему усугубит неразбериха, которая, по словам Ростислава Кравца, неизбежно случится с 1 апреля 2016 г., когда функцию регистрации места жительства передадут на места. ‘Но как можно передать электронные базы данных, если во многих администрациях нет ни компьютеров, ни специалистов’, — недоумевает юрист.
Ростислав Кравец советует гражданам не терять времени на хождение по кабинетам, а сразу обращаться в суд. ‘Пока нет прецедентов оспаривания в административном суде пункта постановления КМУ №505 о деньгах на счете, хотя оно существует с 2014 г.’, — говорит юрист. Но в суде вполне реально, если и не добиться отмены самого документа, то хотя бы признать действия чиновников неправомерными.
Схема действий оставшихся без денег граждан следующая: сначала нужно письменно обратиться в орган, проводивший выплаты, и потребовать указать причину их приостановки, а уже после этого можно обращаться в суд. ‘Надо помнить, что срок подачи административного иска ограничен шестью месяцами (с момента, когда гражданин узнал о нарушении своих прав). В суде необходимо потребовать признать действия госорганов неправомерными и обязать их прекратить эти действия, то есть продолжить соцвыплаты’, — говорит Кравец.
Партнер ЮФ ‘U&G partners’ Евгений Огарков добавил, что письмо СБУ не является нормативным документом и гражданам надо судиться, чтобы признавать такие документы противоречащими законодательству, а сами действия силовиков — незаконными.
‘Правоохранительные органы должны доказывать в суде факт мошенничества граждан. Но по личному опыту могу сказать, что судебная практика по делам о мошенничестве очень противоречива’, — заверил Огарков.
По его словам, обращаться к правоохранителям с заявлением о преступлении должен распорядитель бюджетных средств, который и осуществляет выплаты. Разумеется, если будет выявлено, что выплаты проводились необоснованно. Виновен же человек или нет, может решать лишь суд.
Справка UBR.ua
Руководителя клуба реформ ‘Экономическая альтернатива’ Елена Демина, ссылаясь на данные Минфина, сообщила, что в прошлом году соцпомощь получили 48,4 млн. человек на общую сумму 363,5 млрд. грн. Это притом, что все население Украины составляет 42,9 млн чел.
Константин Симоненко, UBR
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!