Украинским чиновникам через год повысят зарплаты

Как реформа скажется на заработках госслужащих всех уровней

Пока госслужащие Украины могут рассчитывать только на 10%-ое повышение минимальных окладов

Со вступлением в силу 1 мая 2016 года норм нового закона ‘О госслужбе’ многие работники госучреждений рассчитывали на повышение оплаты своего труда. Однако на деле оказалось, что в полной мере ожидания эти могут исполниться только через два года.

‘Со 2 мая сразу лучше не станет, и для чиновников ничего не изменится. Повышение зарплаты требует определенных финансов, планирования расходов. Поэтому скоро это не произойдет. Это только начало пути больших изменений’, — рассказал исполнительный директор творческого центра ‘ТЦК’ Владимир Куприй.

Кому поднимут оклады

В то же время, по словам замглавы правления Центра политико-правовых реформ, главного эксперта группы ‘Реформа публичной администрации’ РПР Виктора Тимощука, по плану правительства зарплаты пока вырастут только на 10%.

Напомним, как ранее сообщил глава Минсоцполитики Павел Розенко, с 1 мая повышенные соцстандарты получат 10 миллионов граждан — 3,5 млн работников бюджетной сферы и 6,5 миллиона пенсионеров.

Надо понимать, что закон о госслужбе не ограничивает Кабмин по части зарплат уже сейчас.

‘Если правительство решит, что это главный приоритет, то уже при пересмотре бюджета на 2016 год (а это случится обязательно) могут поднять зарплаты чиновникам’, — говорит Виктор Тимощук.

По мнению экспертов, поднятие окладов должно сопровождаться реформой ведомств. И уже для выбранных по конкурсу на новые должности руководителям надо показать и новые оклады. Хотя бы за счет доплат, которые вообще не ограничены в размере.

Нижним чинам тоже придется чуть поднять плату. Потому что зарплата чиновника райгосадминистрации в 1,5 тыс. грн никуда не годится.

Другое дело, что стимулировать к труду имеет смысл только тех, кто готов работать по-новому.

Как будут платить

‘Мы хотим перейти к стабильной оплате труда госслужащих, когда основную часть заработка будет составлять должностной оклад, а не премии и разного рода доплаты, которые зависят от субъективного мнения руководства’, — говорит Владимир Куприй.

По словам Виктора Тимощука, сейчас во многих случаях 70% дохода чиновника зависит от его руководителя.

‘Поэтому госслужащие весьма лояльны к требованиям начальства, часто незаконным требованиям’, — говорит эксперт.

Чтобы стимулировать чиновников служить закону, а не своему руководителю законом предусмотрен двухлетний переходный период.

‘Закон ломает прежнюю схему и вводит европейские принципы оплаты труда чиновников, когда премии и бонусы составляют только 30%. Эти выплаты будут осуществляться по результатам ежегодной оценки труда чиновника. Для этого существует отдельная процедура оценки’, — поясняет Владимир Куприй.

В переходных положениях закона определены коэффициенты поднятия окладов чиновников в течение двух лет. Первое поднятие будет в 2017 г. Кабмин уже утвердил схемы должностных окладов.

В итоге самый минимальный оклад чиновника через два года будет составлять две минимальные зарплаты по стране, установленные на тот момент.

Альтернативные способы

Пока, по словам председателя правления Центра политико-правовых реформ Игоря Колиушко, в правительстве не могут спрогнозировать в долгосрочной перспективе, на какую сумму смогут повысить оклады чиновникам.

‘В этом году решить проблему можно, но что будет потом и как будет развиваться экономика, не знает никто’, — заметил он.

Например, сейчас в местных госадминистрациях трудится около 70 тыс. человек. После проведения реформы по децентрализации может остаться, по расчетам экспертов, примерно 20 тыс. работников префектур.

Левым партизанам в Колумбии, повстанцам в Ливии и боевикам в Нигерии удалось то, чего не смогли добиться крупнейшие мировые производители нефти

В ходе децентрализации сотрудники госадминистраций будут переходить на службу в органы местного самоуправления.

‘Пока в Украине на одного работника местного самоуправления приходится три госслужаших. В то время как в соседней Польше госчиновник против двух работников местного самоуправления’, — отметил Виктор Тимощук.

Именно такое соотношение должно быть со временем и в Украине после передачи части полномочий госорганов на места. Например, Минюст уже сократил 4,3 тыс. чел, но на местном уровне еще осталось еще около 15 тысяч.

‘Их всех тоже можно сокращать, если правильно реорганизовать работу министерства’, — уверен Тимощук.

Менеджер группы ‘Реформа публичной администрации’ РПР Николай Выговский поясняет что при сокращении чиновников определенное время фонд оплаты труда будет сохранятся на прежнем уровне и перераспределяться в пользу оставшихся чиновников.

Что с децентрализацией

Но концепция реформы местного самоуправления определяет только направление реформы, а когда это будет реализовано зависит больше от политики.

‘Пока нет понимания, как быстро пойдет децентрализация. Будут ли изменения в Конституцию и превращение госадминистраций в префектуры. От этого зависит и расчет бюджетов

Поэтому правительство продолжает обсуждать вопрос о предоставлении финпомощи со стороны ЕС для оплаты труда ключевых руководителей реформированных ведомств.

‘В прошлом году шла речь о 90 млн евро. Но правительство не смогло согласовать стратегию реформирования и потребности на ее внедрение’, — поясняет Игорь Колиушко.

В то еж время Владимир Куприй напоминает, что это секторальная финпомощь. То есть она выделяется на все реформирование госсектора и не все 90 млн евро пойдут на зарплаты. А только часть этих денег и на оплату труда отдельных лиц в реформированных ведомствах.

‘Здесь надо показать стратегию реформы госуправления, показатели достижения результатов и тогда можно получить деньги’, — заверил он.

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *