Украинский рынок взаимного кредитования. Новый МММ – риски инвесторов и вкладчиков не защищены

В то время, когда классическое кредитование бизнеса в стране в силу ряда причин практически остановлено, рынок p2p кредитов может дать малому бизнесу более 20 млрд грн в год и создать более миллиона новых рабочих мест. Однако риски не возврата инвесторам и вкладчикам предоставленных средств ничем и никем не защищены.

Украинские предприниматели дождались появления принципиально нового для нас вида кредитования – когда физлица занимают физлицам или бизнесу, но через профессионального посредника. В то время, когда классическое кредитование бизнеса в стране в силу ряда причин практически остановлено, рынок p2p кредитов может дать малому бизнесу более 20 млрд грн в год и создать более миллиона новых рабочих мест, сообщает пресс-служба ‘ПриватБанка’.

Сам Приватбанк не несет ответственности за невозврат вложенных средств, а только получает комиссию за проведение данной операции.

По мере появления ограничений в обычных банках на выдачу кредитов малым компаниям и частным лицам, не имеющим высоких доходов, последние стали искать новые способы сбора средств. Термины краудфандинг и краудлендинг сегодня, наверное, слышал каждый. Эти альтернативные финансовые услуги онлайн позволяют каждому стать инвестором небольших компаний как, например, продуктового магазина, пиццерии или небольшой строительной кампании. К тому же, новые технологические формы финансирования обходятся кредиторам дешевле, чем выдача аналогичных сумм банкам с их традиционной инфраструктурой.

Несмотря на то, что новые сервисы отчасти занимают нишу банковских услуг, в Украине первопроходцами рынка микрофинансов стали как раз крупнейшие банки. Так, например, с 1 апреля p2b-площадку ‘КУБ’ запустил на своем сайте ПриватБанк. Только за первые три недели после запуска первой в Украине платформы «народного» кредитования малого бизнеса, деньги на свое развитие получили 36 предпринимателей на сумму свыше 13 млн грн. И как показывает западный опыт, подобная модель кредитного рынка может быть вполне успешной. Так, например, лидер мирового рынка американская LendingClub за последний год помогла выдать кредитов на $4 млрд. Хорошо идут дела и у британской Zopa (Zone of Possible Agreement) – первопроходец рынка выдал $780 млн. В мировой топ-10 также входят компании из Китая, Швеции, Германии, Франции, Голландии, Австралии, Польши и Эстонии.

Однако в этих странах в отличии от Украины существует надзор за подобными организациями и схемами так называемого p2p-кредитования.

И здесь для Украины вполне подошел бы опыт Великобритании, где власти частично регулируют рынок альтернативного финансирования. Компании, которые просят суммы больше 5 тысяч фунтов стерлингов, должны отвечать определенным критериям. Исходя из этого устанавливается и процентная ставка, а потом компанию выводят на рынок. Инвесторы – физические лица, организации или даже британское правительство – решают, хотят ли они давать деньги этому предприятию. Благодаря этому, британский сервис альтернативного финансирования сегодня – крупнейший в Европе. И все это, отмечают наблюдатели, благодаря более гибкой нормативно-правовой среде и жесткому контролю.

В любом случае, и предприниматели, и регулятор уверены, что у рынка огромные возможности: малый бизнес может быстро и на гибких условиях получить деньги, когда банки тотально отказывают. В свое время схемы микрофинансирования стали настоящим спасательным кругом в восточноевропейских странах. Например, в Румынии в 2013-м было выделено 47 тысяч микрокредитов, из них 9 тысяч получили предприниматели-одиночки, начинающие бизнес. Как вспоминает Иоанн Власа, руководитель фонда микрокредитования “FAER”, для получателей микрокредит стал важным этапом, он позволил выжить, встать ноги, начать зарабатывать, развиваться буквально с нуля. Затем люди растут профессионально, их экономическая ситуация улучшается, и вот однажды они вполне могут обратиться в обычный банк”.

Конечно же, только лишь микрофинансирование к буму в украинской экономике не приведет. Но для предпринимателей, или миллионов людей оставшихся без работы, несколько десятков тысяч гривень финансирования – единственный шанс изменить жизнь и начать собственное дело.

Однако средства предоставляемые инветорами и вкладчиками банков в Украине не защищены и не подпадают под гарантии Фонда гарантирования вкладов физических лиц. На сегодня такая схема кредитования больше напоминает МММ.

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *