Русские возвращаются торговать "серым" бензином в Украине

Заложниками конкурентных войн между продавцами топлива рискуют оказаться рядовые водители.

Похоже, низких цен они не дождутся, как бы не падала нефть на мировых биржах

Антимонопольный комитет Украины 22 июня обнародовал результаты февральского расследования ситуации на рынке нефтепродуктов и пригрозил штрафами в случае, если трейдеры не признаются в сговоре и не прекратят сверять цены.

Анонсируя возможные штрафы, государственный уполномоченный АМКУ Валерий Полюхович заявил, что 80% отечественного рынка нефтепродуктов формирует импорт, а большинство внутренних операторов в ценовых вопросах ориентируются на политику лидеров рынка. То есть, цены украинским водителям по–сути диктует всего несколько продавцов.

Их господство на рынке начало нарастать осенью прошлого года, когда Украину накрыла ‘гибридная’ блокада поставок российских нефтепродуктов. Для ведущих трейдеров она оказалась хорошим поводом взвинтить розничные цены вопреки мировому тренду удешевления нефти. И пока компании вот уже третий торговый сезон не спешат разгонять блокадную панику.

Козырь в рукаве

О затяжной блокаде наперед хорошо знали некоторые работавшие в Украине российские розничные сети, которые в прошлом году поспешили сменить собственников. Всего в 2015 г. на отечественном нефтяном рынке было заключено сделок не менее чем на $0,5 млрд. Было перепродано и сменило вывески порядка 6% сетей АЗС.

Такая сумма очень подозрительная для рынка, продажи на котором за два года упали, как минимум, на 30%, в том числе, и из-за потери больших регионов — Крыма и Донбасса. Кроме того, украинские потребители начали массово переходить на сжиженный газ и некачественный дизель неизвестных производителей.

Отрасль оказалась зажатой в тисках импортной зависимости и все больше сползает в теневой оборот.

В начале июня основатель группы компаний ‘Фактор’ Сергей Тищенко оценил теневой оборот дизельного топлива в Украине на уровне 50% от общих продаж.

Возможно, в этом и кроется разгадка неожиданной активности инвесторов. Ведь практически безнаказанная тенизация и гарантия зависимости от импорта на многие годы позволяют зарабатывать на, казалось бы, нищем рынке рекордные прибыли.

Напомним, что первой в прошлом году поспешила сменить собственников бывшая сеть АЗС ‘Лукойл Украина’, которая по итогам 2015 г. года удерживала около 2% розничных продаж топлива. Ее активы, в том числе работавшую до 2015 г на базе Одесского НПЗ компанию ‘Лукойл Авиа’, купила группа австрийских юристов из AMIC Holding. Сделка оценивалась приблизительно в $200 млн. Примерно в такую же сумму эксперты оценили и продажу розничных активов компании ‘Роснефть Украина’ компаниям Glucso Energy и Proton Energy Нисана Моисеева. Под их контроль в итоге ушло 2,8% украинских АЗС.

Еще одна крупная инвестиционная сделка прошлого года — продажа части акций Shell компании ‘Альянс Холдинг’ (2,5% розничного рынка) владельцу ‘Независимой Нефтяной Компании ННК’ Эдуарду Хуйдайнатову. Ранее они принадлежали Мусе, Мавлиту и Лии Бажаевым. Минимальная цена купленного Хуйдайнатовым украинского актива составляет не меньше $180 млн. А с апреля этот бизнесмен считается главным претендентом на приватизацию госпакета акций российской ‘Башнефти’.

Новый партнер Shell Ukraine Худайнатов считается близким к руководству российской компании ‘Роснефть’, которая контролирует давно остановленный Лисичанский НПЗ. Этот актив позволял компании когда-то считаться вторым игроком по переработке нефти в Украине после группы ‘Приват’.

Приход на наш рынок бывшего менеджера из ‘Роснефти’ вполне может означать, что эта компания через смену бенефициарных собственников ‘Альянс Холдинг’ хочет продать Лисичанский НПЗ для чего продвигает в Украину опытного чеченского переговорщика.

Вторая версия — украинский рынок слишком много значит для некоторых российских трейдеров, чтобы так просто от него отказаться.

Кто на разливе

И передел на нашем рынке нефтепродуктов продолжится. По исследованиям специализированных агентств, от 25% до 33% всех украинских заправок по итогам прошлого года контролировала группа ‘Приват’ Игоря Коломойского, 17% группа компаний ОККО ‘Галнафтогаз’ Виталия Антонова, и 11% WOG ‘Континиум’ Степана Ивахива, Сергея Лагура и Петра Дыминского. Во вторую лигу попали ‘БРСМ Нафта’ с 7%, КЛO с более чем 3%, и SOCAR с 2,4%.

Если оперировать налоговой статистикой ежесуточного кассового оформления продаж, картина уже совершенно другая. По 5-7 тонн топлива в сутки реализовали ‘БРСМ Нафта’, ОККО, КЛО и SOCAR. Порядка 2т в сутки оформляли WOG и ‘Авиас’ группы ‘Приват’, по 1-1,5 т, судя по официальной налоговой статистике, продают компании, которые недавно сменили собственников, а именно AMIC, ‘Роснефть Украина’, Shell и донецкая ‘Параллель’.

Визуальная оценка сетей АЗС и их кассовая отчетность — это абсолютно разные экономические категории. Кто-то строит или покупает заправку с хорошей статистикой, чтобы затем ее продать либо заложить в банк, а кто-то, чтобы работать в тени.

Анонсируя штрафы за нарушение конкуренции, АМКУ не уточняет, по каким критериям и кого будет наказывать. Это могут быть лидеры налоговой отчетности, либо группа ‘Приват’, которая ‘давит’ на рынок количеством АЗС. Но самое главное — вряд ли карающий меч антимонопольщиков затронет ‘совсем новые и маленькие’ бывшие российские и российско-оффшорные торговые компании, продолжающие работать на розничном рынке нефтепродуктов Украины.

Если ситуация будет развиваться по такому сценарию, украинские власти рискуют серьезно поссориться с трейдерами, и те могут затаить зло и не соглашаться ни на какие компромиссы с чиновниками (а они все-таки были, к примеру, подписывались меморандумы, фиксировались цены на время посевной и пр.). В конце-концов, при почти остановленной отечественной нефтепереработке государство все же смогло обеспечить импорт авиабензина и реактивного керосина РТ для армии и гражданской авиации.

Благодаря импорту стабилизирован сегмент, который ранее контролировался компаниями ‘Кребо’ (Кременчугский НПЗ) и AMIC Avia (Одесский НПЗ). Кроме того, начато наполнения трехмесячного резерва нефтепродуктов по нормам ЕС, удалось ввести электронные акцизные накладные.

Это позволяет рассчитывать на уменьшения доли теневого сегмента. И главный позитив — усилиями исключительно частных трейдеров Украина смогла нивелировать блокаду поставок с РФ. 0,5 млн. т нефтепродуктов были завезены из самых неожиданных рынков, в частности, Туркменистана и Израиля. Специализированные украинские издания утверждают, что в портах лидировали WOG Rеtail и Proton Energy, однако можно предположить, что доля тени в оптовых поставках дизтоплива была не меньше, чем в рознице.

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *