СБУ: В Москве рассчитывали на силовую помощь из Венгрии для отделения Закарпатья

Силовая фаза отделения Закарпатья от Украины была запланирована на октябрь 2014 года. Против куратора это плана – так называемого «премьер-министра Республики Подкарпатская Русь» Петра Гецко – в июне 2016 года начато досудебное расследование.

Об этом стало известно из определения Ужгородского горрайонного суда Закарпатской области от 23 июня 2016 года, размещенного в Едином реестре судебных решений.

Суд удовлетворил ходатайство СБУ о проведении специального досудебного расследования.

Напомним, Петра Гецко, именуемого себя премьер-министром «Республики Подкарпатская Русь», СБУ объявило в розыск два года назад. Последние несколько лет он не жил в Закарпатье, но в течение 2014 года, с началом агрессии России на юго-востоке Украины, этот русин стал одним из важных ньюсмейкеров для пропагандистских сюжетов российских СМИ о «бунтах» в Украине и недовольстве Киевом на Закарпатье.

Материалы суда с фрагментами уголовного дела позволяют узнать, как в Москве планировали раскачать закарпатский регион.

В апреле 2014 года СБУ выдвинуло Петру Гецко обвинение в «посягательстве на территориальную целостность и неприкосновенность Украины». Как следует из судебных материалов, поводов на тот момент уже было достаточно.

Так, самопровозглашенный «премьер-министр» виртуального государства «Республика Подкарпатская Русь» и координатор так называемых «Сетевого русинского движения» и «Русинский Фронта» Петр Гецко 29 января 2014 года разместил на своей странице в «Livejournal» статью с обращением от имени русинов Закарпатья к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой «осуществить миротворческую операцию, восстановить и признать государственность «Республики Подкарпатская Русь».

Цитаты:

«Правительство Подкарпатской Руси, русинская общественность просит Президента РФ в духе братских договоренностей с Украиной (которой, по причине разрушения ее галицкими нацистами, почти нет) провести миротворческую операцию, на короткий период – до возобновления досоветский статуса «Республики Подкарпатская Русь …».

«…. Мы, русины, как и все жители Закарпатья, имеем все международные правовые основания обратиться к Вам, господин Президент, для признания восстановленной государственности Республики Подкарпатская Русь, проведения на это время миротворческой операции и нейтрализации галицкого нацизма в Закарпатье … ».

Впоследствии стали появляться и другие подобные призывы того же автора. В том числе, 6 февраля 2014 года он разместил на странице «Livejournal» новую статью, где содержались призывы «… оказать посильную финансовую поддержку самом западному оплот русскости — Русинам, Которые оказались отрезанными, в окружении врагов и русинофобов, для наращивания Русинский потенциала на местах по всему Закарпатью, для достойного отпора бандеровскому фашизму».

СБУ проанализировало также общение Гецко с российскими СМИ, в том числе телевизионными.

Россиянам Гецко твердил о непризнании им целостности Украины в существующих ныне границах, создании специальной территории Закарпатья, не входящей в любые территориально-административные образования, непризнании унитарности Украины, а также участия Российской Федерации в признании русинов и реализации Закарпатского областного референдума 1991 года о самоопределении Закарпатской области.

Цитата:

«В октябре при любых раскладах будет, кроме Донецка и Луганска, Республика Подкарпатская Русь». «Русины готовы к любому развитию событий … мы готовы и на военный вариант, но тогда уже разговор об автономии в составе Украины исключён». «Украинский проект народам, которые проживают на Закарпатье был навязан, а в последние годы навязывается силой»;

Но это не все.

Как установила Служба безопасности Украины, находясь в Москве, в июле 2014 года Гецко вступил в тайные переговоры с неустановленными следствием лицами, которые разработали план действий с использованием так называемых «радикальных подразделений русинского движения» и сил Венгерской общины, подконтрольных венгерской партии «За лучшую Венгрию», осуществить на территории Закарпатской области подрывную деятельность, направленную на дестабилизацию ситуации в регионе и подготовку почвы для силового захвата власти в Закарпатье.

Так, в документе «План по обеспечению федерального статуса Закарпатья», реализация которого была рассчитана на октябрь 2014 года, предполагалось силовое решение вопроса предоставления Закарпатью федеративного статуса – захват основных административных зданий, коммуникаций в городах Мукачево, Ужгород, Хуст; объявление о создании Временного правительства русинско-венгерской автономии в составе единой Украины в Мукачево; перекрытие четырех автомобильных и двух железнодорожных перевалов в пгт. Ясиня, с. Нижних Воротах, с. Волосянке и с. Уклин, захват аэропорта в Ужгороде; обращение к киевской власти с предложением подписать федеративное соглашение между Киевом и Мукачево о признании Закарпатья федеративным субъектом; принятие Временным Правительством Декретов о переподчинении ему органов внутренних дел, прокуратуры, СБУ, судов, о передаче полномочий местных органов Временного правительства.

В документе «План конкретных мероприятий по продвижению федерального статуса Закарпатской области Украины», реализация которого планировалась на июль-октябрь 2014 года, предусматривалось, в частности, — активизировать деятельность организации «Русинский Родина» — левого крыла русинской общины, увеличив ее численность до 1000 чел. ; создать 10 центров в большинстве районов Закарпатья (в Ужгороде, Мукачево, Хусте — по 100 чел., в районах — по 50-70 чел.) на базе ячеек сформировать 4 мобильные группы для проведения акций «острого характера»; провести закрытое собрание руководителей «русинской Семьи», ячеек и мобильных групп; провести до конца 2014 года на территории Закарпатья 5-6 секретных тренировок и сборов для членов мобильных групп и активистов «русинской Семьи» (по 20-25 чел.) проведение ежемесячно по 5-6 острых акций протеста против политики киевских и местных властей (поджоги, расклейка листовок, нанесение вреда военному имуществу и технике, публичные акции насилия против представителей «Правого сектора») — начиная с 15 сентября.

Согласно документу «Обоснование удержания от реального сопротивления связанного с сопротивлением внешних и внутренних факторов», после захвата власти в Закарпатье «для нейтрализации воздействия внешних факторов» потребуется военный контингент для «завоевания симпатий или в крайнем случае нейтрального отношения подавляющего количества населения».

В упомянутом документе также говорится о первых шагах «правительства» после прихода к власти.

В документе «контртеррористическая операция в Закарпатье …» содержится информация о силовом захвате территории Закарпатской области с указанием стратегических целей, в частности городов Ужгорода, Мукачево, Хуст, Рахов, Межгорье, Великий Березный, которые необходимо захватывать в первую очередь, стратегических объектов газокомпрессорных и электрических станций, аэропорта г. Ужгород. Планируется захват областной государственной администрации, городских и районных советов крупных городов области. Так же, документ содержит сведения о вооружении, необходимом для силового захвата Закарпатья, в частности об автоматах Калашникова, гранатометах РПГ-7, 7В, пулеметах Калашникова, гранатах, снайперских винтовках Драгунова и другом вооружении, сведения об установке постов на границе области, количество лиц для дежурства на постах, планы объявить Закарпатье пограничной зоной с особым статусом, ввести комендантский час.

Еще в одном документе, который начинается со слов «Для участия в операции Русинский Фронта», так же содержатся сведения о реализации операции по вооруженному захвату Закарпатской области, в частности о доставке личного состава воинских подразделений на территорию области через аэропорт Ужгород или путем десантирования вооружения на спецпарашутах, а также с использованием железной дороги со стороны Венгрии.

25 апреля 2014 года в отношении Гецко было составлено письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, однако не вручено из-за отсутствия данных о его местонахождении.

В ходе досудебного расследования стало ясно, что Гецко скрывается в России – 20 февраля 2014 года он выехал через пункт пропуска «Конотоп» в пассажирском поезде сообщением «Ужгород-Москва», после чего в Украину не возвращался.

25 апреля 2014 года сепаратиста объявили в розыск. А спустя пару недель – в межгосударственный розыск. Два года назад постановление о розыске было направлено в Россию, однако компетентными правоохранительными органами Российской Федерации его к исполнению не приняли.

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *