Ритейлеры как могут защищаются от кредиторов

Кризис платежеспособности привел к тому, что предприятия стали активнее использовать процедуру банкротства для ухода от погашения задолженности или получения от банков более выгодных условий реструктуризации кредитов.

В отличие от прошлых лет, в 2009 году путем банкротства пошли многие крупные компании, а самой проблемной оказалась сфера розничной торговли, развивавшаяся на заемные средства. Но банки не собираются прощать долги и активно привлекают суды для предотвращения фиктивных банкротств и вывода активов.

Обанкротившаяся розница

С началом кризиса банки столкнулись с ростом невозвратов по кредитам, объем которых, по данным Нацбанка, на 1 октября достиг 7,1% кредитного портфеля, или 54,8 млрд грн. Альтернативные подсчеты дают показатели намного выше: рейтинговое агентство Fitch оценило уровень проблемных кредитов в 34%, а сами банкиры – в 40%. При этом юристы констатируют увеличение случаев банкротств предприятий для уклонения от выплаты долгов. Государственный департамент по вопросам банкротства подсчитал, что на 1 октября процедуру банкротства проходили 14395 предприятий. Только в сентябре было закрыто 663 дела о банкротстве: 558 из них завершились ликвидацией предприятий, и лишь 15 компаний снова стали платежеспособными и погасили все долги. Новых дел о банкротстве в сентябре было возбуждено 726.

В текущем году среди компаний, в отношении которых возбуждены дела о банкротстве, фигурируют крупные публичные предприятия. Больше всего ликвидаций юристы наблюдают в сфере розничной торговли. Одним из крупнейших дел стало банкротство харьковского ООО МКС, владевшего сетью по продаже компьютерной и офисной техники МКС. Компания обратилась в Хозяйственный суд Харьковской области, который 28 мая начал процедуру банкротства ООО. Суд помог компании отсрочить возвращение ВТБ Банку кредита в 16,8 млн грн. Учредители МКС решили создать новую компанию для перевода на ее баланс всех активов, но требования банка все же были удовлетворены – в октябре МКС расплатилась по долгу торговыми центрами ‘Москва’ и ‘Космос’ в Харькове.

Появление проблем в рознице было ожидаемым. ‘Отличие предприятий розничной торговли – в том, что до начала кризиса они вели очень агрессивную политику развития, которую нельзя было проводить без кредитов. По итогам 2008 года соотношение их долгового капитала к собственному составляло 300%, тогда как в других отраслях экономики – менее 80%,– рассказал директор аналитического департамента ИК Dragon Capital Андрей Беспятов.– С началом кризиса потребительский спрос значительно уменьшился, а так как большая доля долгов ритейлеров была в иностранной валюте, рост курса доллара значительно повлиял на их работу. Поэтому для многих торговых сетей и розничных предприятий банкротство стало одним из способов реструктуризации долгов’.

Нелегкий выбор

Официальная процедура банкротства позволяет компаниям установить мораторий на удовлетворение требований кредиторов, а также добиться утверждения плана финансового оздоровления и увеличения сроков реструктуризации долга. Такой способ избрали ООО ‘Руш’ и ООО ‘Омега’, управляющие 149 магазинами под брендами ‘Ева’, ‘Варус’ и ‘Варус-Экспресс’. Эти компании первыми среди ритейлеров объявили себя банкротами – Хозяйственный суд Днепропетровской области 12 марта открыл производство по делу и ввел процедуры санации сроком на один год. По данным Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, долг двух компаний перед банками и держателями облигаций на конец 2008 года составлял 273,3 млн грн. В компаниях ‘Омега’ и ‘Руш’ говорить о своих дальнейших планах отказались, как и некоторые другие участники рынка. Либо телефоны ритейлеров не отвечали – как в Expert Capital, владеющей ‘О`кей Украина’, либо отсутствовало уполномоченное лицо – как в МКС, либо просто не комментировали ситуацию – как это сделал совладелец ‘Домотехники’ Сергей Закревский.

Источник Ъ в ЗАО ‘Евротэк’, в марте получившем корпоративные права на ООО ‘Торговая компания ‘Интермаркет”, объявил, что собственник ‘Интермаркета’ начал его ликвидацию. Долг сети составлял 1,7 млрд грн, из них 880 млн грн – перед банками. Переговоры о реструктуризации ведутся с ВТБ Банком, Проминвестбанком, ПУМБ, Укрсоцбанком и Укрэксимбанком.

Для большинства банкротств розничных сетей характерно то, что банкам удается вернуть кредиты, выданные под ликвидный залог. Не могут рассчитывать на возврат средств от ритейлеров их поставщики. Сеть магазинов ‘О`кей Украина’ расплатилась или договорилась о реструктуризации долга перед банками на сумму до 400 млн грн, большая их часть была выдана УкрСиббанком и банком ‘Финансы и Кредит’. В банке ‘Финансы и Кредит’ подтвердили, что долг ‘О’кей Украина’ ликвидирован путем продажи залогового оборудования, которое выкупила торговая сеть Auchan. Но долг перед поставщиками на 130 млн грн выплачен не был.

Уход с рынка игроков, не выдержавших кризиса, позволил их конкурентам нарастить свою долю. Сеть супермаркетов электроники ‘Домотехника’, задолжав своим партнерам 477 млн грн, 5 мая в Хозяйственном суде Киева начала процедуру банкротства. Из этого долга 371 млн грн пришелся на кредиты, в частности Индустриалбанка, УкрСиббанка, ВиЭйБи Банка, Укрсоцбанка и Экспресс-Банка. Уже в июне ‘Домотехника’ прекратила существование, переуступив права аренды магазинов.

Собственники сетей соглашаются на банкротство активов, даже несмотря на то, что это наверняка помешает их бизнесу в будущем. ‘Мы вели несколько дел о банкротстве и, как правило, высокие репутационные риски не останавливают компании. После санации доверие к ним со стороны партнеров и клиентов резко падает,– говорит юрист одной из компаний.– Но это оправданно, так как долги некоторых банкротов составляют сотни миллионов долларов, и им легче найти новых клиентов, чем отдавать такие кредиты’. Аргументом становится и то, что при банкротстве проценты по кредитам не начисляются. В практике банков встречается как фиктивное банкротство, так и доведение до банкротства.

Давление растет

Впрочем, бывает и так, что банки своими действиями неумышленно провоцируют клиентов не возвращать долги, например, при получении отказа на реструктуризацию долга. ‘Некоторые банки не идут на контакт с заемщиками. Или ставят условие: клиент должен сейчас погасить какую-то сумму, и только потом банк будет говорить о реструктуризации долга. Хотя это обещание не всегда выполняется’,– отмечает старший юрист юридической фирмы ‘Лавринович и партнеры’ Ирина Мурашко. Банки оказывают давление на заемщиков и в ходе реструктуризации. ‘Иногда банк не оставляет заемщику иного выхода. Он заявляет о своей готовности вести переговоры с заемщиком о реструктуризации долга, но перед этим обеспечивает себе выгодную позицию, прикрывшись заявлением в суд или даже решением суда’,– говорит глава представительства IFC в Украине Елена Волошина. ‘У банков много недоработок, потому что повышение процентных ставок ведет к большим невозвратам. Для многих инвесторов все закончилось быстро и грустно’,– признает глава набсовета банка ‘Киевская Русь’ Валентин Поваляев.

По словам начальника юридического управления БМ Банка Инны Петровой, во всех банках есть должники, которые путем объявления банкротства пытаются уйти от возвращения кредитов. ‘Среди должников превалируют контрагенты по необеспеченным кредитам, большинство банкротов предварительно переводят свои активы на третьих лиц’,– рассказывает госпожа Петрова. Не помогает и обнародование информации о проблемных заемщиках. ‘Ряд крупных промышленных предприятий воспринимает процедуру банкротства как форму избавления от долгов,– заявляют в пресс-службе банка ‘Надра’.– Задолженность крупных компаний, банкротство которых с определенной долей вероятности можно отнести к фиктивным, составляет 1,285 млрд грн’.

Чтобы вернуть свои средства, банкиры подают иски о признании договоров отчуждения активов недействительными и обращаются в правоохранительные органы с заявлениями о совершении должностными лицами компаний–потенциальных банкротов действий, содержащих состав преступления. ‘Для защиты интересов кредиторов ст. 218 Уголовного кодекса предусматривает ответственность за фиктивное банкротство, в том числе ограничение свободы сроком до трех лет с лишением права занимать определенные должности или вести определенную деятельность сроком до трех лет’,– подчеркивает директор по правовым вопросам и работе с проблемными активами Альфа-Банка Сергей Половко. Юристы советуют отслеживать дальнейшую деятельность обанкротившихся предприятий. ‘Бывает, что банки узнают о банкротстве постфактум и ничего не могут изменить,– рассказывает Ирина Мурашко.– Если должника уже признали банкротом, можно обратиться с апелляцией и кассацией. Главное – собрать доказательную базу, что обанкротившийся должник все-таки ведет предпринимательскую деятельность’.
 
ЕЛЕНА Ъ-ГУБАРЬ, Вероника Ъ-Гаврилюк


Ритейлеры как могут защищаются от кредиторов

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *