Украинским водителям разрешили не платить за аварии

ВСУ выдал одно исключение, которое позволяет автолюбителям уклониться от регресса.

Водителям-виновникам аварий на украинских дорогах дали шанс отвертеться от выплат при нарушении правил обязательного страхования. Точнее одного правила — о неуведомлении о ДТП: соответствующее решение принял Верховный суд по делу №6-2011цс16.

Напомним, что согласно действующему законодательству, владелец полиса «автогражданки» обязан в трехдневный срок сообщить страховой компании, что он попал в происшествие на дороге и пострадали другие стороны (автомобиль, водитель или пешеход). Если не происходило такого информирования, то страховщик, который оплачивал ремонт пострадавшей машины или лечение человека, до недавнего времени всегда имел право потребовать все потраченные деньги с виновника ДТП — не известившего за трое суток об аварии (с одним исключением — если у человека не было возможности сообщить СК обо всем, скажем, если он сильно пострадал и находился в больнице без сознания). Это называется — предъявить регрессное требование.

Однако новое заключение ВСУ предоставляет виновнику происшествия новую лазейку, чтобы улизнуть от ответственности.

«В судебном постановлении говорится, что, если страховая компания получила всю информацию о ДТП от пострадавшей стороны, а не от виновника в течение трех дней после аварии, как предполагается действующим законодательством. Но если ущерб возмещался на основании постановления суда, и виновник был привлечен к административной ответственности — например, заплатил штраф, то СК уже не имеет права пользоваться только правилом о неинформировании. И на этом основании выставлять регресс, и требовать с виновной стороны выплатить весь ущерб. Для этого нужно искать и другие основания», — объяснил UBR.ua ситуацию старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.

Неуведомление — достаточно распространенная причина для регресса в нашей стране. Водители, купившие автогражданку, редко вчитываются в свои договоры со страховщиками. А когда попадают в аварии мыслят эгоистично, и редко думают о пострадавшей стороне: именно ее права (выплату) гарантирует полис автогражданки. Об аварии чаще всего сообщают в ту компанию, где купили полис каско и собираются чинить свою машину, а второй стороне просто дают номер своего ОСАГО и данные об СК. Потому-то со страховщиками впоследствии и возникают конфликты — когда те требуют от проштрафившегося виновника возместить ущерб.

«Потерпевший обращается в страховую компанию виновника за возмещением, получает его, после чего у страховой компании появляется право регресса к виновнику (который соответственно не сообщил в страховую в течении трех дней)», — описал UBR.ua типичную ситуацию юрист юрфирмы «Можаев и партнеры» Сергей Косаренко.

Новое заключение ВСУ оказалось неожиданностью для большинства страховщиков. И первым оружием в судах, которое юристы собираются использовать, станет возникшее противоречие в действующем законодательстве.

«С одной стороны, в соответствии с требованиями подпункта 38.1.1 пункта 38.1 статьи 38 Закона №1961-IV для реализации права регресса страховщиком достаточного отсутствии письменного уведомления о наступлении страхового случая водителем, причиной ДТП. А с другой — Верховный Суд Украины отметил дополнительные требованиях к страховщику для реализации права регресса. То есть, для права регресса страховщик должен доказать, что без письменного уведомления со стороны водителя, причиной ДТП, было невозможно установить факт аварии, причины и обстоятельства ее наступления или размер причиненного вреда», — отметил UBR.ua начальник отдела правового сопровождения страховой деятельности юридического департамента Украинской группы PZU Рустам Хисориев.

Так что водителю еще придется попотеть в суде, чтобы доказать свое право на новое исключение из правила. Юристы отмечают особую активность украинских страховщиков в судах, и уверяют, что они будут до конца вести каждую тяжбу.

«Страховые компании всегда обращаются к регрессам, при любой возможности, будь это ДТП с пьяным страхователем, страхователь без прав, уехал с места ДТП и т.п. У страховщиков целые отделы сотрудников, которые занимаются чисто регрессными исками. У СК всегда единственная цель — занижать стоимость ущерба, выплачивать как можно меньше денег или же вообще их пытаться не платить», — заверил Сергей Косаренко.

ЕЛЕНА ЛЫСЕНКО, UBR

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *