Британский сатирик снял "Смерть Сталина", чтобы посмеяться над Трампом и Brexit

Фильм ‘Смерть Сталина’ показанный на кинофестивале в Торонто TIFF, смешное кино. Но автора ленты Армандо Ианнуччи на самом деле волнует не Россия, а нынешняя политика США и последствия Brexit в Европе

В Торонто завершается TIFF — фестиваль, лучше всех остальных балансирующий между авторским и массовым кино. Один из самых эффектных фильмов, показанных на фестивале, — ‘Смерть Сталина’ Армандо Ианнуччи, пишет ‘Медуза’ . Егор Москвитин замечает, что ‘это уморительно смешное кино’. Но Россия, по мнению кинокритика, волнует автора фильма меньше всего. Объектом его сатиры на самом деле выступает нынешний политический истеблишмент США и последствия Brexit в Европе.

Армандо Ианнуччи — британский сатирик, сценарист и режиссер. Его главные шоу в Англии — политические комедии ‘Гуща событий’ и ‘В петле’ и фантастическое мокьюментари Time Trumpet. Его самый большой успех после переезда в Голливуд — ситком HBO ‘Вице-президент’.

Реальные события в ‘Смерти Сталина’ переплетаются с вымыслом и с допущением, необходимым, чтобы ускорить ритм сюжета. Сталин умирает в том числе и потому, что охрана боится зайти в его кабинет, пока парализованный, но еще живой генсек лежит на полу. Следующие за его смертью разборки в Политбюро занимают не месяцы, а считанные дни, чтобы кульминация совпала с похоронами.

Сценаристы раскопали для фильма реальные истории, современному обывателю малознакомые, — например, гибель целой хоккейной команды по вине сына Сталина — Василия. И все же развесистой клюквы здесь хватит, чтобы накормить витаминами целую страну: к примеру, маршал Жуков носит под шинелью сразу два ‘калашникова’, а триггером смерти вождя становится открытка, которую ему отправляет пианистка-диссидентка, блестяще сыгранная Ольгой Куриленко. Впрочем, запомнится фильм мужским ансамблем: Стивом Бушеми (Хрущев), Джейсоном Айзексом (Жуков), Рупертом Френдом (младший Сталин), Джеффри Тэмбором (Маленков) и многими другими.

Если и судить ‘Смерть Сталина’, то только как трагикомический фарс — фильм превосходит все полнометражные работы Ианнуччи и почти приближается к сияющему злословию ‘Вице-президента’. Искрометных шуток и актерской легкости здесь так много, как будто признанные мастера собрались не играть, а отмечать Рождество в прямом эфире — поэтому местами фильм здорово напоминает сатирический спецвыпуск какой-нибудь ‘Игры престолов’, а не интерпретацию реальных событий. Юмор по понятным причинам преимущественно черный, но актеры настолько пренебрегают соблюдением дистанции с героями, что те даже кажутся симпатичными. Огромное количество страшных вещей, чтобы не портить зрителю настроение, оставляют за кадром. За исключением разве что двух смертей, показанных с предельным физиологическим натурализмом и нарочито крупным планом: Ианнуччи явно помнит телерепортажи об убийстве Каддафи.

Удивительное внимание к деталям советского быта естественным образом уживается в кадре с, например, надписью Exit на английском языке в советском кабинете — так авторы подчеркивают, что театральная вакханалия им дороже реализма, а Ианнуччи, возможно, еще раз припоминает соотечественникам Brexit. Если бы не история, на которую российскому зрителю будет очень сложно закрыть глаза, этот фильм был бы идеальным праздничным телеспектаклем — над ним можно было бы смеяться каждый год.

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *