Проиграв выборы, Тигипко решил заняться коллекторским бизнесом

Шведский Swedbank спустя всего год после покупки у Сергея Тигипко коллекторской компании ‘Европейское агентство по возврату долгов’ вернул бизнесмену контроль над активом. Коллекторский бизнес для Swedbank непрофильный, и банк сдерживал развитие компании, говорят участники рынка.

Финансовая группа ТАС, принадлежащая Сергею Тигипко, 5 февраля объявила о выкупе у шведского Swedbank 51% коллекторской компании (КК) ООО ‘Европейское агентство по возврату долгов’. Сумма сделки не разглашается. Коллектор был создан в октябре 2007 года после продажи господином Тигипко ТАС-Коммерцбанка и ТАС-Инвестбанка шведской группе Swedbank. Спустя год, в октябре 2008 года, банкир получил разрешение Антимонопольного комитета на продажу шведам контрольного пакета КК. Согласно отчетности Swedbank, покупка 51% компании завершилась 31 декабря 2008 года, сумма составила 9-10 млн шведских крон наличными ($1,16-1,29 млн). К концу I половины 2009 года актив переоценили до 14 млн крон ($1,8 млн), из них стоимость бренда – 2 млн крон ($257 тыс.). КК создавалась с капиталом в размере $4 млн. 

Пресс-секретарь господина Тигипко Ирина Рудко сказала Ъ: ‘Сергей Тигипко решил консолидировать усилия на финансовом рынке и объединить финансовые компании, а Swedbank будет концентрироваться на банковских активах’. Заместитель председателя правления Сведбанка Владимир Дубей уточнил, что вопрос о продаже коллектора решался на уровне набсовета. Сам коллектор остался доволен сделкой. ‘Шведы считают наш финансовый рынок не очень перспективным. В течение 2009 года вся наша деятельность согласовывалась с набсоветом Сведбанка, который сдерживал нашу активность и жестко контролировал все покупки проблемных портфелей. Их подход – слишком скрупулезный и излишне осторожный,– рассказал Ъ генеральный директор ‘Европейского агентства по возврату долгов’ Александр Ильчук.– Нам нужно было использовать в работе все методики Swedbank, а они не совсем адекватны для украинского рынка. Поэтому у нас снизились показатели за прошлый год. Сейчас у меня развязаны руки, и мы начнем работать намного активнее’. 

К тому же у Сведбанка не очень хорошие результаты, отмечает господин Ильчук. Кредитное учреждение еще не обнародовало отчет за прошлый год, но, по данным Ассоциации украинских банков, на 1 декабря его убыток достиг 2,58 млрд грн – самый крупный среди ‘дочек’ иностранных банков. Больше убытки у ликвидируемого Укрпромбанка, национализированных Укргазбанка и банка ‘Киев’. 

Коллекторы считают, что Swedbank мог отказаться от компании из-за неэффективности ее деятельности. ‘Коллекторский бизнес содержать очень дорого. Чтобы он был эффективным, нужно иметь высокую возвратность кредитов. Если это не так, им заниматься невыгодно’,– отмечает генеральный заместитель председателя правления ПриватБанка (владеет КК ‘Верус’) Юрий Пикуш. По мнению коллекторов, эта сделка подтверждает, что группа ТАС видит перспективы развития коллекторского рынка, тогда как Сведбанк – нет. ‘Для банка этот бизнес является непрофильным, и его продажа – нормальная практика, особенно во время кризиса. Скорее всего проект задумывался как совместный, но один из партнеров потерял к нему интерес,– говорит директор КК Coface Ukraine Максим Бруль.– Что касается стоимости сделки, она больше зависит от договоренности партнеров, чем от реальной цены компании’. 

Елена Губарь

{odnaknopka1} 

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *