Покупки в группах, легальный нерегулируемый бизнес или современная пирамида

Система администрирования покупок в группах пока остается законодательно неурегулированной деятельностью. Очистить рынок от мошенников и защитить потребителей может лицензирование администраторов, которое планирует внедрить Госфинуслуг. Лидеры рынка поддерживают инициативы комитета, рассчитывая, что в результате получат конкурентное преимущество.
Государство в очередной раз пытается узаконить администрирование покупок в группах. Госфинуслуг разработала распоряжение об отнесении деятельности администраторов к финансовым услугам, а также условия, согласно которым администраторы будут получать лицензии на осуществление своей деятельности. Инициатива нового руководства Госфинуслуг не нова. В 2005 году бывший руководитель ведомства Виктор Суслов уже пытался узаконить работу администраторов с помощью подобного документа, но Министерство юстиции отказало в его регистрации, мотивировав свое решение тем, что деятельность таких участников рынка является незаконной, поскольку не предусмотрена законодательством. Отчаявшись, в 2006 году господин Суслов даже обратился в Кабмин с жалобой на Минюст. По мнению юристов, отсутствие законодательного поля для администраторов связано с коррумпированностью людей, прикрывающих эту схему.
Сейчас Госфинуслуг во главе с Василием Волгой вновь пытается создать регулирование рынка администраторов покупок в группах. Сложность реализации инициативы эксперты объясняют просто – начало цивилизованной работы по четко прописанным правилам может поставить вне закона большинство участников рынка, так как они будут не способны выполнить нормативные условия. В то же время крупные игроки рынка, такие как ЧАО ‘AICE Украина’ (система ‘Автоплан’), ООО ‘Авто Просто’ (‘АвтоТак’), ДП ‘Филдес Украина’ (Car Credit) и ООО ‘Автоклуб’, заявляют, что благодаря лицензированию привлекут больше клиентов и избавятся от конкурентов. ‘Если Госфинуслуг удастся ввести этот вид деятельности в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, то, конечно, большинство компаний просто исчезнут, а остальным придется сделать схему более прозрачной и доступной рядовым потребителям’,– говорит управляющий партнер ЮФ ‘Ольга Демченко и партнеры’ Ростислав Кравец.
Небольшой и емкий
Сегодня в Украине работают порядка 20 компаний-администраторов. Крупнейшими игроками рынка покупок в группах являются ‘AICE Украина’ и ‘Авто Просто’ (вместе занимают около 60% рынка), ‘Автоклуб’, ‘Филдес Украина’ и ‘Жилищный альянс’. Помимо них, активно привлекают средства населения ООО ‘Благо инвест’, ЧП ‘Капитолий’ и ООО ‘Скарбниця громади’. Только через системы ‘Автоплан’ и ‘АвтоТак’ с 1998 года было продано более 38 тыс. автомобилей.
Полной информацией об объеме привлеченных этими компаниями средств никто не располагает. Так как нет законного регулирования рынка, то и отчетность о своей деятельности они в Госфинуслуг не подают. ‘Сейчас у нас нет никакой информации. Госфинуслуг еще не зарегистрировала ни одной компании по покупкам в группах, поэтому оценить количество договоров не может никто’,– отметил господин Волга. По неофициальным данным, объем средств, аккумулированных администраторами, превышает 10 млрд грн. Только ‘AICE Украина’ за 2007-2010 годы заплатила в виде налога на прибыль 41,9 млн грн, заработав на администрировании около 140 млн грн. Примечательно, что администраторы в основном всячески избегают общения с представителями СМИ.
Системы администраторов впервые появились в Аргентине в 1970-х годах, а после получили распространение в Бразилии. В этих странах ‘аргентинская система’ урегулирована специальным законом. Администраторы покупок в свое время работали во всех европейских странах, однако со временем их деятельность была признана там нелегитимной. Так, Польша к 2007 году полностью запретила деятельность администраторов в целях борьбы с нечестной конкуренцией по инициативе Учреждения охраны конкуренции и потребителей. Там даже некоторое время назад реализовывалась государственная программа по информированию населения о нечестной работе администраторов. Из европейских стран администрирование покупок в группах пока существует в Венгрии, Румынии и Португалии. ‘Благополучные страны отказываются от такого вида деятельности, потому что его крайне сложно лицензировать,– объясняет Василий Волга.– Непросто выписать точные условия, чтобы не было возможности для злоупотреблений или двоякого чтения’.
Лотерейный автомобиль
Компании–администраторы покупок в группах существуют в Украине с середины 1990-х годов и предлагают участникам приобретение автомобилей, недвижимости и товаров народного потребления. Их рекламная информация часто содержит данные о рекордно низких процентах – 2,9-3,6%. Правда, практически никто из них не предупреждает клиента, что это не процент по кредиту (компании не могут кредитовать, а лишь администрировать приобретение товаров), а процент от стоимости авто или квартиры, который клиент должен заплатить в момент заключения договора с администратором ‘за вход в систему’.
Компании–лидеры рынка покупок в группах, администрирующие приобретение автомобилей, утверждают, что это дешевле, чем автокредит в банке. Схема покупки в группах отличается от кредита, причем существенно. При подписании договора с администратором клиент становится участником группы. В зависимости от конкретной компании, в группе может быть от 50 до 250 человек (например, в системе ‘АвтоТак’ 240 человек). Первый взнос клиента обычно составляет 3-6% от стоимости автомобиля и вносится сразу после заключения договора. Его срок, как правило, составляет 7-10 лет. Участники обязаны вносить ежемесячный платеж, который рассчитывается исходя из стоимости автомобиля и срока договора. Около 1% от стоимости авто клиент ежемесячно платит за услуги администратора.
Кроме того, существует так называемая плата за право на получение автомобиля – 3-5%. Ни страховка, ни подтверждение платежеспособности, ни поручительство не требуются. Паспорт, идентификационный код и подписанный договор клиента – это все, что необходимо для входа в систему. В конце каждого месяца между участниками группы распределяется столько авто, сколько можно приобрести на сумму чистых взносов, оплаченных участниками. Как правило, это два-три автомобиля. ‘У нас публичное распределение, на котором может присутствовать каждый участник. Информацию о произошедшем распределении участники получают в квитанциях’,– рассказала заместитель председателя правления ‘Авто Просто’ Снежана Бранец.
Однако средств, уплаченных группой в течение месяца, не хватает на покупку авто для всех участников группы. Поэтому авто разыгрываются в лотерею, принцип которой: чем больший взнос внес участник, тем больше у него шансов получить автомобиль. То есть если клиент вместо одного ежемесячного взноса платит администратору 20 или 30 взносов, то с такой ‘ставкой’ он скорее получит автомобиль. Остальные участники, которые каждый месяц вносят минимальные платежи, могут ждать свои автомобили все десять лет.
Самое интересное – сумма в договоре подлежит изменению в зависимости от изменения цены автомобиля. Например, если в 2007 году участник подписал договор на сумму 30 тыс. грн, а авто подорожало до 45 тыс. грн, то клиент обязан выплатить уже 45 тыс. грн (плюс дополнительно все платежи администратору, исходя уже из новой стоимости). В итоге заветная машина обойдется дороже, чем автокредит: с учетом удорожания объекта покупки и всех платежей это порядка 28-35% годовых.
Уже получая автомобиль (как правило, к этому моменту клиент выплатил более 50% стоимости авто), участник подписывает договор залога и оформляет поручительство, продолжая выплачивать платежи. ‘Схема покупки при детальном рассмотрении довольно запутана и практически лишена контроля со стороны участника. В самих договорах очень грамотно замаскированы различные комиссии, штрафы, проценты и так далее. При заключении договора его не выдают на руки для ознакомления и совета с юристом, а пытаются на пальцах убедить покупателя в прозрачности схемы’,– подчеркнул господин Кравец.
Если клиента что-то не устраивает, он может выйти из группы, однако при этом внесенные платежи и взносы не возвращаются. Кроме того, администраторы покупок предусматривают штрафы за просрочку платежей: за каждую из них клиент заплатит порядка 10% суммы в договоре, а в случае длительной просрочки его обяжут выплатить всю сумму за товар, который он в глаза не видел.
Кого и как регулировать
Иногда автомобиль не появляется у клиента, даже когда вся сумма выплачена. ‘Я подписал договор с ‘Филдес Украина’ в 2006 году, собираясь приобрести ‘Жигули’. Сумма в договоре – 28 тыс. грн, но была привязка к цене автомобиля в салоне. В этом году цена авто уже 43 тыс. грн, и в итоге я оказался должен 48 тыс. грн. Я все заплатил, срок договора закончился еще 24 июня, однако автомобиля пока нет’,– рассказал ‘Финансы’ клиент системы Car Credit на условиях анонимности. По его словам, консультанты компании обещали, что авто у него будет уже через три месяца после подписания договора.
Такие случаи – далеко не редкость. И Госфинуслуг, и Генпрокуратура завалены письмами потребителей, которым компании обещали автомобили и квартиры, а в итоге последние каждый месяц платят взносы, не понимая, когда же появится долгожданный товар. Часто клиенты обращаются в милицию и в суды, но очень редко закон оказывается на стороне потребителя. На сегодняшний день нет ни одного нормативного акта, который бы регулировал подобные покупки, единственным документом, с помощью которого можно попробовать добиться позитивного результата, является закон ‘О защите прав потребителей’, отмечают юристы. Но и с ним оспорить договор практически невозможно, поскольку составлен он юридически очень грамотно.
При этом эксперты отмечают, что в кризис украинский автопром выжил именно благодаря покупкам в группах. Крупнейшие операторы рынка – ‘AICE Украина’ и ‘Авто Просто’ – работают исключительно с корпорацией ‘Укравто’. Через этих администраторов корпорация ежегодно продает более 10% своих автомобилей. Источники ‘Финансы’ в Госфинуслуг утверждают, что именно владелец ‘Укравто’ Тариэл Васадзе лоббирует узаконивание покупок в группах. Ведь в случае легализации деятельности администраторов бизнес крупных игроков (партнеров ‘Укравто’) будет расти, увеличивая продажи корпорации.
По словам господина Волги, Госфинуслуг подготовила изменения в закон ‘О финансовых услугах’, предусмотрев лицензирование покупок в группах одной из финансовых услуг. ‘Мы решили лицензировать такую деятельность, чтобы был фонд гарантирования, чтобы люди могли получить свои взносы в случае выхода из системы’,– рассказал он. В рамках регулирования систем будет введен запрет на приобретение недвижимости в группах, а также установлен уставный фонд для администраторов в размере 1 млн евро. Лидеры рынка администрирования покупок в группах не против лицензирования. ‘В таком случае население будет уверено в том, что есть контролирующий орган. А мы будем понимать, что есть выписанные правила игры’,– заявила госпожа Бранец.
Тем не менее легализация администраторов могла бы помочь рядовым потребителям разобраться, куда и зачем они идут со своими деньгами. ‘Из-за нерегулируемости рынка на нем возникают компании, которые заведомо контролируются преступными организациями. Это делает антирекламу всему рынку кредитования’,– отмечает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Наталия Богута

Система администрирования покупок в группах пока остается законодательно неурегулированной деятельностью. Очистить рынок от мошенников и защитить потребителей может лицензирование администраторов, которое планирует внедрить Госфинуслуг. Лидеры рынка поддерживают инициативы комитета, рассчитывая, что в результате получат конкурентное преимущество.

Государство в очередной раз пытается узаконить администрирование покупок в группах. Госфинуслуг разработала распоряжение об отнесении деятельности администраторов к финансовым услугам, а также условия, согласно которым администраторы будут получать лицензии на осуществление своей деятельности. Инициатива нового руководства Госфинуслуг не нова. В 2005 году бывший руководитель ведомства Виктор Суслов уже пытался узаконить работу администраторов с помощью подобного документа, но Министерство юстиции отказало в его регистрации, мотивировав свое решение тем, что деятельность таких участников рынка является незаконной, поскольку не предусмотрена законодательством. Отчаявшись, в 2006 году господин Суслов даже обратился в Кабмин с жалобой на Минюст. По мнению юристов, отсутствие законодательного поля для администраторов связано с коррумпированностью людей, прикрывающих эту схему. 

Сейчас Госфинуслуг во главе с Василием Волгой вновь пытается создать регулирование рынка администраторов покупок в группах. Сложность реализации инициативы эксперты объясняют просто – начало цивилизованной работы по четко прописанным правилам может поставить вне закона большинство участников рынка, так как они будут не способны выполнить нормативные условия. В то же время крупные игроки рынка, такие как ЧАО ‘AICE Украина’ (система ‘Автоплан’), ООО ‘Авто Просто’ (‘АвтоТак’), ДП ‘Филдес Украина’ (Car Credit) и ООО ‘Автоклуб’, заявляют, что благодаря лицензированию привлекут больше клиентов и избавятся от конкурентов. ‘Если Госфинуслуг удастся ввести этот вид деятельности в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, то, конечно, большинство компаний просто исчезнут, а остальным придется сделать схему более прозрачной и доступной рядовым потребителям’,– говорит управляющий партнер ЮФ ‘Ольга Демченко и партнеры’ Ростислав Кравец. 

Небольшой и емкий 

Сегодня в Украине работают порядка 20 компаний-администраторов. Крупнейшими игроками рынка покупок в группах являются ‘AICE Украина’ и ‘Авто Просто’ (вместе занимают около 60% рынка), ‘Автоклуб’, ‘Филдес Украина’ и ‘Жилищный альянс’. Помимо них, активно привлекают средства населения ООО ‘Благо инвест’, ЧП ‘Капитолий’ и ООО ‘Скарбниця громади’. Только через системы ‘Автоплан’ и ‘АвтоТак’ с 1998 года было продано более 38 тыс. автомобилей. 

Полной информацией об объеме привлеченных этими компаниями средств никто не располагает. Так как нет законного регулирования рынка, то и отчетность о своей деятельности они в Госфинуслуг не подают. ‘Сейчас у нас нет никакой информации. Госфинуслуг еще не зарегистрировала ни одной компании по покупкам в группах, поэтому оценить количество договоров не может никто’,– отметил господин Волга. По неофициальным данным, объем средств, аккумулированных администраторами, превышает 10 млрд грн. Только ‘AICE Украина’ за 2007-2010 годы заплатила в виде налога на прибыль 41,9 млн грн, заработав на администрировании около 140 млн грн. Примечательно, что администраторы в основном всячески избегают общения с представителями СМИ. 

Системы администраторов впервые появились в Аргентине в 1970-х годах, а после получили распространение в Бразилии. В этих странах ‘аргентинская система’ урегулирована специальным законом. Администраторы покупок в свое время работали во всех европейских странах, однако со временем их деятельность была признана там нелегитимной. Так, Польша к 2007 году полностью запретила деятельность администраторов в целях борьбы с нечестной конкуренцией по инициативе Учреждения охраны конкуренции и потребителей. Там даже некоторое время назад реализовывалась государственная программа по информированию населения о нечестной работе администраторов. Из европейских стран администрирование покупок в группах пока существует в Венгрии, Румынии и Португалии. ‘Благополучные страны отказываются от такого вида деятельности, потому что его крайне сложно лицензировать,– объясняет Василий Волга.– Непросто выписать точные условия, чтобы не было возможности для злоупотреблений или двоякого чтения’. 

Лотерейный автомобиль 

Компании–администраторы покупок в группах существуют в Украине с середины 1990-х годов и предлагают участникам приобретение автомобилей, недвижимости и товаров народного потребления. Их рекламная информация часто содержит данные о рекордно низких процентах – 2,9-3,6%. Правда, практически никто из них не предупреждает клиента, что это не процент по кредиту (компании не могут кредитовать, а лишь администрировать приобретение товаров), а процент от стоимости авто или квартиры, который клиент должен заплатить в момент заключения договора с администратором ‘за вход в систему’. 

Компании–лидеры рынка покупок в группах, администрирующие приобретение автомобилей, утверждают, что это дешевле, чем автокредит в банке. Схема покупки в группах отличается от кредита, причем существенно. При подписании договора с администратором клиент становится участником группы. В зависимости от конкретной компании, в группе может быть от 50 до 250 человек (например, в системе ‘АвтоТак’ 240 человек). Первый взнос клиента обычно составляет 3-6% от стоимости автомобиля и вносится сразу после заключения договора. Его срок, как правило, составляет 7-10 лет. Участники обязаны вносить ежемесячный платеж, который рассчитывается исходя из стоимости автомобиля и срока договора. Около 1% от стоимости авто клиент ежемесячно платит за услуги администратора. 

Кроме того, существует так называемая плата за право на получение автомобиля – 3-5%. Ни страховка, ни подтверждение платежеспособности, ни поручительство не требуются. Паспорт, идентификационный код и подписанный договор клиента – это все, что необходимо для входа в систему. В конце каждого месяца между участниками группы распределяется столько авто, сколько можно приобрести на сумму чистых взносов, оплаченных участниками. Как правило, это два-три автомобиля. ‘У нас публичное распределение, на котором может присутствовать каждый участник. Информацию о произошедшем распределении участники получают в квитанциях’,– рассказала заместитель председателя правления ‘Авто Просто’ Снежана Бранец. 

Однако средств, уплаченных группой в течение месяца, не хватает на покупку авто для всех участников группы. Поэтому авто разыгрываются в лотерею, принцип которой: чем больший взнос внес участник, тем больше у него шансов получить автомобиль. То есть если клиент вместо одного ежемесячного взноса платит администратору 20 или 30 взносов, то с такой ‘ставкой’ он скорее получит автомобиль. Остальные участники, которые каждый месяц вносят минимальные платежи, могут ждать свои автомобили все десять лет. 

Самое интересное – сумма в договоре подлежит изменению в зависимости от изменения цены автомобиля. Например, если в 2007 году участник подписал договор на сумму 30 тыс. грн, а авто подорожало до 45 тыс. грн, то клиент обязан выплатить уже 45 тыс. грн (плюс дополнительно все платежи администратору, исходя уже из новой стоимости). В итоге заветная машина обойдется дороже, чем автокредит: с учетом удорожания объекта покупки и всех платежей это порядка 28-35% годовых. 

Уже получая автомобиль (как правило, к этому моменту клиент выплатил более 50% стоимости авто), участник подписывает договор залога и оформляет поручительство, продолжая выплачивать платежи. ‘Схема покупки при детальном рассмотрении довольно запутана и практически лишена контроля со стороны участника. В самих договорах очень грамотно замаскированы различные комиссии, штрафы, проценты и так далее. При заключении договора его не выдают на руки для ознакомления и совета с юристом, а пытаются на пальцах убедить покупателя в прозрачности схемы’,– подчеркнул господин Кравец. 

Если клиента что-то не устраивает, он может выйти из группы, однако при этом внесенные платежи и взносы не возвращаются. Кроме того, администраторы покупок предусматривают штрафы за просрочку платежей: за каждую из них клиент заплатит порядка 10% суммы в договоре, а в случае длительной просрочки его обяжут выплатить всю сумму за товар, который он в глаза не видел. 

Кого и как регулировать 

Иногда автомобиль не появляется у клиента, даже когда вся сумма выплачена. ‘Я подписал договор с ‘Филдес Украина’ в 2006 году, собираясь приобрести ‘Жигули’. Сумма в договоре – 28 тыс. грн, но была привязка к цене автомобиля в салоне. В этом году цена авто уже 43 тыс. грн, и в итоге я оказался должен 48 тыс. грн. Я все заплатил, срок договора закончился еще 24 июня, однако автомобиля пока нет’,– рассказал ‘Финансы’ клиент системы Car Credit на условиях анонимности. По его словам, консультанты компании обещали, что авто у него будет уже через три месяца после подписания договора. 

Такие случаи – далеко не редкость. И Госфинуслуг, и Генпрокуратура завалены письмами потребителей, которым компании обещали автомобили и квартиры, а в итоге последние каждый месяц платят взносы, не понимая, когда же появится долгожданный товар. Часто клиенты обращаются в милицию и в суды, но очень редко закон оказывается на стороне потребителя. На сегодняшний день нет ни одного нормативного акта, который бы регулировал подобные покупки, единственным документом, с помощью которого можно попробовать добиться позитивного результата, является закон ‘О защите прав потребителей’, отмечают юристы. Но и с ним оспорить договор практически невозможно, поскольку составлен он юридически очень грамотно. 

При этом эксперты отмечают, что в кризис украинский автопром выжил именно благодаря покупкам в группах. Крупнейшие операторы рынка – ‘AICE Украина’ и ‘Авто Просто’ – работают исключительно с корпорацией ‘Укравто’. Через этих администраторов корпорация ежегодно продает более 10% своих автомобилей. Источники ‘Финансы’ в Госфинуслуг утверждают, что именно владелец ‘Укравто’ Тариэл Васадзе лоббирует узаконивание покупок в группах. Ведь в случае легализации деятельности администраторов бизнес крупных игроков (партнеров ‘Укравто’) будет расти, увеличивая продажи корпорации. 

По словам господина Волги, Госфинуслуг подготовила изменения в закон ‘О финансовых услугах’, предусмотрев лицензирование покупок в группах одной из финансовых услуг. ‘Мы решили лицензировать такую деятельность, чтобы был фонд гарантирования, чтобы люди могли получить свои взносы в случае выхода из системы’,– рассказал он. В рамках регулирования систем будет введен запрет на приобретение недвижимости в группах, а также установлен уставный фонд для администраторов в размере 1 млн евро. Лидеры рынка администрирования покупок в группах не против лицензирования. ‘В таком случае население будет уверено в том, что есть контролирующий орган. А мы будем понимать, что есть выписанные правила игры’,– заявила госпожа Бранец. 

Тем не менее легализация администраторов могла бы помочь рядовым потребителям разобраться, куда и зачем они идут со своими деньгами. ‘Из-за нерегулируемости рынка на нем возникают компании, которые заведомо контролируются преступными организациями. Это делает антирекламу всему рынку кредитования’,– отмечает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. 

Наталия Богута

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *