Кредитование украинцев: возврат в исходное положение

В сравнении с прошлым годом на рынке розничного кредитования наблюдается заметное оживление. В первую очередь это касается сегмента кредитных карт и автокредитов, в значительно меньшей степени – ипотеки. По оценкам экспертов, дальнейшее восстановление рынка будет происходить постепенно, по мере того как банки заменят в структуре пассивов дорогую ресурсную базу, привлеченную в прошлом году в среднем под 22-24% годовых.
Несмотря на обнадеживающие сигналы, которые подает рынок, о перспективах восстановления кредитования на докризисном уровне речь пока не идет. В новых условиях пока только намечаются точки роста. ‘В 2010 году на рынке розничного кредитования явно виден позитивный тренд в сегменте кредитных карт и займов на покупку новых автомобилей,– характеризует ситуацию директор центра розничного бизнеса, член правления Укрсоцбанка  Мауро Маскио.– При условии продолжения падения процентных ставок по депозитам к концу года мы ожидаем снижение ставок по кредитам на 1-2%’.
Подобному развитию ситуации способствует конъюнктура рынка, в частности постепенное восстановление уровня потребления товаров и услуг. ‘Если в разгар кризиса люди ограничили затраты на дорогие покупки, начиная с недвижимости, автомобилей и заканчивая бытовой техникой, то теперь возрождение рынка происходит в обратном порядке,– отмечает член правления по розничному бизнесу банка ‘Форум ‘ Кшиштоф Кужьбик.– Возобновление покупок холодильников и компьютеров подтягивает потребительское кредитование. Вторым этапом становится оттепель на рынке новых автомобилей и автокредитов’.
Займы на приобретение бытовой техники или кредиты наличными при всей своей выгоде остаются для банков наиболее рисковыми продуктами. Это обусловливает их высокую стоимость и ограниченное предложение. Также, по мнению члена правления, директора по розничному бизнесу и сети ИНДЭКС-БАНКа  Галины Жуковой, для внедрения массовых кэш-кредитов необходимо инвестировать значительные средства в систему оценки заемщиков и принятия решения о выдаче кредитов, что может позволить себе далеко не каждый банк: ‘Кэш-кредиты при продуманной рисковой политике являются очень доходными для банка. Мы осуществили значительные инвестиции в создание централизованной системы обработки заявок и принятия решений, и сейчас рассматриваем заявки от клиентов и принимаем решение день в день’. Ипотека же пока не может выйти на прежние объемы по причине отсутствия длинных и недорогих ресурсов. Причем, по оценке госпожи Жуковой, развитие массовых программ сдерживает не только высокая стоимость привлекаемых на внутреннем рынке депозитов в гривне, но и ограниченный спрос и неопределенность на рынке недвижимости, а также проблемы банков, далеко не все из которых сумели удовлетворить потребность в ликвидности и решить вопросы с проблемной задолженностью.
Расширение и удешевление
В сложившейся ситуации для большинства кредитных учреждений оптимальным решением становится предложение займов на покупку авто. Именно этот сегмент демонстрирует наиболее динамичный рост, о чем свидетельствует расширение предложения действующих программ. Так, по информации заместителя председателя правления, директора по розничному бизнесу и дистрибуции VAB Банка  Цветана Петринина, в течение 2010 года количество банков, предлагающих займы на авто, увеличилось с 5-7 до более чем 25. Долю продаж, совершенных с привлечением кредитных ресурсов, эксперт оценивает в 10% (для некоторых автопроизводителей – 25%) и к концу года прогнозирует ее увеличение до 15% в общем объеме продаж.
‘В отличие от кредитов наличными, такие продукты предполагают ликвидный залог. Причем его стоимость можно прогнозировать на весь срок кредита, в то время как недвижимость может стремительно расти в цене, а потом также внезапно дешеветь,– комментирует ведущий эксперт отдела кредитных продуктов ОТП Банка  Артем Безродный.– К тому же разрыв между средними сроками размещения депозитов и периодом погашения автокредитов не настолько критичен, как в случае с ипотекой’.
В свою очередь Мауро Маскио видит предпосылки активизации автокредитования в уменьшении объемов продаж на вторичном рынке авто по причине увеличения пошлин, а также в распространении эксклюзивных условий кредитования в рамках партнерских программ с импортерами новых автомобилей.
Не последнюю роль в расширении автокредитования играет постепенное удешевление таких займов, которое, по оценкам экспертов, продлится в среднесрочной перспективе. Так, начальник управления разработки и внедрения продуктов розничного бизнеса банка ‘Киевская Русь ‘ Виктория Попович нынешней осенью прогнозирует снижение средних по рынку эффективных ставок по автокредитам до 19-22% годовых: ‘Размер ставок будет зависеть от рисковости кредитной операции, а именно от размера первоначального взноса за автомобиль и срока кредитования. Минимальный аванс, который требуют банки при покупке автомобиля в кредит, может уменьшиться с 25% до 20%, но кредитовать заемщика со взносом 0-10% банки в краткосрочной перспективе не будут готовы’.
Директор департамента маркетинга розничного бизнеса VAB Банка Антон Шаперенков подтверждает, что при внесении аванса в 30% от стоимости автомобиля клиент более склонен к погашению кредита, чем при нулевых взносах, которые предлагались в докризисный период. Впрочем, сейчас большинство предложений предполагает первоначальный взнос заемщика в размере не менее 50%.
Союз по расчету
Партнерство во имя взаимной выгоды, на которое охотно идут банки, автодилеры и страховщики, становится точкой роста для рынка розничных займов. ‘Сегодня порядка 90% продаж в автокредитовании осуществляются по партнерским программам с автосалонами’,– отмечает господин Шаперенков.
По мнению Кшиштофа Кужьбика подобные программы, имеющие ряд ограничений по маркам, стоимости и стране-производителю авто, в большей степени характерны для периода перехода рынка от кризисного состояния к стабильному. ‘Конкуренция среди банков по привлечению автосалонов-партнеров увеличивается, так как сотрудничество с ними обеспечивает постоянный поток клиентов,– подчеркивает начальник управления ипотечного кредитования ВТБ Банка  Александр Борщевич.– В первую очередь банки принимают во внимание разветвленность сети и объемы продаж автодилера’. По информации директора департамента розничного бизнеса Кредобанка Ориси Юзвишин, автодилеры заинтересованы в заключении таких договоров на уровне главных офисов кредитных учреждений, так как это позволяет реализовать программы во всех регионах, где присутствует сеть продаж данного банка.
Эффективная кооперация на ниве автопродаж упрощает путь к поставленным целям для каждой из сторон. ‘Так, банки могут уменьшить затраты на привлечение клиентов. Ведь автосалоны не только поставляют им заемщиков, но и проводят первичный отбор претендентов на получение кредита, а также оказывают консультационные услуги,– говорит начальник отдела розничных ипотечных продуктов Укргазбанка  Виталий Годун.– Для автодилера кредитование дает возможность увеличить объемы продаж и, соответственно, доходы. Это позволяет как банкам, так и салонам идти на определенные уступки, что, в конечном счете, становится выгодным для клиента’.
Привлекательные условия кредитования для продавцов авто становятся мощным инструментом маркетинговой политики, регулирующим сбыт тех или иных моделей. ‘Такие программы часто используются дилерами для распродажи запасов или, наоборот, активного продвижения новинок,– говорит Артем Безродный.– В этих случаях можно увидеть ставки в 0% годовых, сроки кредитования до семи лет, минимальные авансовые взносы от 20%. Но такие предложения могут действовать лишь в течение ограниченного периода и только для некоторых моделей’. Для автопродавцов подобный ‘кредитный стимул’ имеет свою цену. По информации госпожи Юзвишин, автодилеры нередко готовы осуществлять субсидирование партнерских программ – компенсировать банку снижение процентной ставки для заемщика или организовывать кредитование благодаря родственным финансовым структурам, таким, например, как ‘Рено-Финанс’ и др. В конце текущего года вполне можно прогнозировать сезонный, предпраздничный всплеск инициированных автодилерами специальных предложений, что, в конечном счете, послужит катализатором для более интенсивного развития партнерских кредитных программ.
Выгодные акционные продукты прежде всего направлены на привлечение определенной целевой группы клиентов. По мнению члена правления, директора департамента по развитию розничного бизнеса Universal Bank  Виталия Шастуна, наиболее успешно зарекомендовали себя партнерские программы, адресованные представителям среднего класса, что объясняется достаточно высоким уровнем платежеспособности данной группы клиентов. ‘Такие предложения ориентированы на сегмент ‘средний класс +’ – руководящий персонал компаний, менеджеров среднего звена, управляющих собственным бизнесом и др., сообщает Галина Жукова.– Однако существуют и бюджетные решения, доступные рядовым офисным сотрудникам со стабильным официальным доходом. В большинстве своем клиенты таких программ уже имеют большую часть суммы на покупку авто. Стараясь сократить срок пользования кредитом до минимума, займы берут только на небольшую недостающую часть’.
По мнению Александра Борщевича целевая группа потребителей зависит от марок автомобилей, предлагаемых автодилером-партнером, и стратегической ориентации банка на тот или иной сегмент клиентов – кредиты на дешевые автомобили рассчитаны на массового заемщика с доходами ниже среднего, а эксклюзивные марки связаны с кредитными продуктами для VIP-клиентов в рамках комплекса услуг private banking.
Ипотечный минимум
Предложение займов на приобретение жилья выглядит явно скромнее, чем спектр программ автокредитования. С вторичным рынком недвижимости готовы работать не более двух десятков банков, с ‘первичкой’ – около десяти учреждений. Но и в этом сегменте наблюдается ‘оттепель’. ‘Если в разгар кризиса большинство банков лишь декларировали возможность ипотеки, то на сегодняшний день уже можно говорить о возобновлении реального кредитования недвижимости,– подчеркивает Виталий Годун.– Уже выдаются кредиты на приобретение жилья на вторичном рынке, а также предлагаются займы под залог недвижимости на потребительские цели’. Ипотека на первичном рынке представлена ‘адресными’ партнерскими программами с застройщиками, которые, как правило, являются клиентами кредитующего банка. Некоторые банки готовы выдать заем на любую выбранную клиентом квартиру в новостройке, но только под альтернативный залог – другой объект недвижимости.
Хотя в сравнении с прошлым годом количество банков, предоставляющих ипотечные кредиты, ощутимо возросло, по мнению Виктории Попович, эта тенденция не является следствием активизации рынка, а в первую очередь отражает улучшение ликвидности банков и свидетельствует о наличии свободных ресурсов для долгосрочного вложения средств. Изменения затронули не только состав основных игроков, но и условия предложенных программ. Так, например, некоторые учреждения увеличили сроки кредитования до 15-20 лет. ‘Многие банки с начала года снизили ставки по ипотечным кредитам на 3-5% – до 22-24% годовых в гривне,– говорит госпожа Попович.– Но на данный момент у большинства учреждений потенциал для дальнейшего удешевления займов ограничен текущей стоимостью ресурсной базы, которая привлекалась в 2009 году под 22-24% годовых. Следующий этап снижения кредитных ставок станет возможным не раньше конца 2010–начала 2011 годов после замены дорогих ресурсов на более дешевые ввиду истечения сроков действия депозитных договоров’.
Отмеченные позитивные изменения в сегменте кредитования жилья пока еще не вызвали существенного оживления потребительского интереса. Так, по мнению Цветана Петринина, на фоне отсутствия роста цен на недвижимость новые предложения банков не выглядят привлекательными для возвращения спекулянтов, а для большинства рядовых покупателей, которые за счет ипотечного кредита хотят улучшить жилищные условия, установленный порог остается слишком высоким. ‘Спрос на ипотечные кредиты по-прежнему ограничен,– подтверждает Галина Жукова.– Это обусловлено неопределенными тенденциями рынка недвижимости и все еще завышенными ценами на жилье. Пока ситуация не стабилизируется, массового предложения ипотечных продуктов ожидать не стоит’. Но оптимистичные прогнозы относительно дальнейших перспектив рынка ипотеки можно услышать уже сегодня. В частности, по мнению Александра Борщевича, к концу осени текущего года должен сформироваться достаточно стабильный по ценам рынок вторичной недвижимости, что повлечет за собой возвращение конкуренции в сегмент ипотечного кредитования.
Дрейфующие ставки
Среди существующих ипотечных программ стоит выделить продукты с плавающей ставкой, которые на данный момент выгодно отличаются от стандартных предложений. На фоне средней по рынку эффективной фиксированной ставки в 22-24% годовых предложения под 17% годовых в национальной валюте на первый взгляд выглядят весьма привлекательно. ‘В нынешних условиях плавающая ставка представляет для заемщиков больший интерес, поскольку она опустилась значительно ниже, чем фиксированная,– комментирует Виталий Шастун.– Она автоматически снижается вместе со стоимостью ресурсов для банков, что позволяет заемщику существенно экономить на ежемесячных платежах’. По оценке госпожи Жуковой, применение плавающей ставки в настоящее время оправдано условиями трудно прогнозируемого рынка, долгосрочностью ипотечных кредитов и краткосрочностью депозитов в гривне. ‘Плавающая ставка – это обязательное нормативное условие кредитования нашим банком,– отмечает Мауро Маскио.– Все кредитные программы банка базируются на этом принципе. Другой вопрос, что потребители не до конца понимают его суть. Поэтому перед банками скорее стоит задача разъяснения, чем анализа актуальности этого системного решения’.
Несмотря на то что в мировой практике повсеместно используются долгосрочные займы с гибкими ставками (привязанными, например, к LIBOR), на украинском финансовом рынке существует неоднозначное отношение к внедрению розничных кредитных продуктов с плавающей ставкой в гривне. ‘Наши коллеги – представители акционера РКО ВР – считают, что украинские банки очень рискуют, осуществляя кредитование на десятки лет вперед под постоянную процентную ставку,– комментирует Орися Юзвишин.– В Польше, например, стоимость практически всех ипотечных кредитов привязана к WIBOR, LIBOR, EURIBOR. В Украине для кредитов в национальной валюте подобный ориентир отсутствует. Поэтому некоторые банки предлагают заемщикам привязать стоимость займов к доходности депозитов. Такой метод формирования ставок выгоден банкам, но не интересен клиенту’. Кшиштоф Кужьбик также считает, что до появления в Украине общепризнанного механизма расчета плавающей ставки рано говорить о внедрении гибкого подхода в ценообразовании на розничные кредиты. По мнению Виталия Годуна, плавающая процентная ставка перекладывает процентный риск на заемщика, поэтому ее использование будет приемлемо для клиентов лишь в условиях стабильного экономического развития в долгосрочной перспективе. ‘Отмеченное на рынке предложение плавающей процентной ставки не послужило стимулом для увеличения спроса,– комментирует ситуацию господин Шаперенков.– Несмотря на разницу с фиксированной ставкой, уровень в 17% годовых все еще удерживает высокую стоимость кредитного продукта. Поэтому массовый заемщик предпочитает дожидаться лучших времен’.
Опубликовано на сайте: 06.10.10
Автор: Мария Бабенко

В сравнении с прошлым годом на рынке розничного кредитования наблюдается заметное оживление. В первую очередь это касается сегмента кредитных карт и автокредитов, в значительно меньшей степени – ипотеки.

По оценкам экспертов, дальнейшее восстановление рынка будет происходить постепенно, по мере того как банки заменят в структуре пассивов дорогую ресурсную базу, привлеченную в прошлом году в среднем под 22-24% годовых.

Несмотря на обнадеживающие сигналы, которые подает рынок, о перспективах восстановления кредитования на докризисном уровне речь пока не идет. В новых условиях пока только намечаются точки роста. ‘В 2010 году на рынке розничного кредитования явно виден позитивный тренд в сегменте кредитных карт и займов на покупку новых автомобилей,– характеризует ситуацию директор центра розничного бизнеса, член правления Укрсоцбанка  Мауро Маскио.– При условии продолжения падения процентных ставок по депозитам к концу года мы ожидаем снижение ставок по кредитам на 1-2%’.

Подобному развитию ситуации способствует конъюнктура рынка, в частности постепенное восстановление уровня потребления товаров и услуг. ‘Если в разгар кризиса люди ограничили затраты на дорогие покупки, начиная с недвижимости, автомобилей и заканчивая бытовой техникой, то теперь возрождение рынка происходит в обратном порядке,– отмечает член правления по розничному бизнесу банка ‘Форум ‘ Кшиштоф Кужьбик.– Возобновление покупок холодильников и компьютеров подтягивает потребительское кредитование. Вторым этапом становится оттепель на рынке новых автомобилей и автокредитов’.

Займы на приобретение бытовой техники или кредиты наличными при всей своей выгоде остаются для банков наиболее рисковыми продуктами. Это обусловливает их высокую стоимость и ограниченное предложение. Также, по мнению члена правления, директора по розничному бизнесу и сети ИНДЭКС-БАНКа  Галины Жуковой, для внедрения массовых кэш-кредитов необходимо инвестировать значительные средства в систему оценки заемщиков и принятия решения о выдаче кредитов, что может позволить себе далеко не каждый банк: ‘Кэш-кредиты при продуманной рисковой политике являются очень доходными для банка. Мы осуществили значительные инвестиции в создание централизованной системы обработки заявок и принятия решений, и сейчас рассматриваем заявки от клиентов и принимаем решение день в день’. Ипотека же пока не может выйти на прежние объемы по причине отсутствия длинных и недорогих ресурсов. Причем, по оценке госпожи Жуковой, развитие массовых программ сдерживает не только высокая стоимость привлекаемых на внутреннем рынке депозитов в гривне, но и ограниченный спрос и неопределенность на рынке недвижимости, а также проблемы банков, далеко не все из которых сумели удовлетворить потребность в ликвидности и решить вопросы с проблемной задолженностью.

Расширение и удешевление

В сложившейся ситуации для большинства кредитных учреждений оптимальным решением становится предложение займов на покупку авто. Именно этот сегмент демонстрирует наиболее динамичный рост, о чем свидетельствует расширение предложения действующих программ. Так, по информации заместителя председателя правления, директора по розничному бизнесу и дистрибуции VAB Банка  Цветана Петринина, в течение 2010 года количество банков, предлагающих займы на авто, увеличилось с 5-7 до более чем 25. Долю продаж, совершенных с привлечением кредитных ресурсов, эксперт оценивает в 10% (для некоторых автопроизводителей – 25%) и к концу года прогнозирует ее увеличение до 15% в общем объеме продаж.

‘В отличие от кредитов наличными, такие продукты предполагают ликвидный залог. Причем его стоимость можно прогнозировать на весь срок кредита, в то время как недвижимость может стремительно расти в цене, а потом также внезапно дешеветь,– комментирует ведущий эксперт отдела кредитных продуктов ОТП Банка  Артем Безродный.– К тому же разрыв между средними сроками размещения депозитов и периодом погашения автокредитов не настолько критичен, как в случае с ипотекой’.

В свою очередь Мауро Маскио видит предпосылки активизации автокредитования в уменьшении объемов продаж на вторичном рынке авто по причине увеличения пошлин, а также в распространении эксклюзивных условий кредитования в рамках партнерских программ с импортерами новых автомобилей.

Не последнюю роль в расширении автокредитования играет постепенное удешевление таких займов, которое, по оценкам экспертов, продлится в среднесрочной перспективе. Так, начальник управления разработки и внедрения продуктов розничного бизнеса банка ‘Киевская Русь ‘ Виктория Попович нынешней осенью прогнозирует снижение средних по рынку эффективных ставок по автокредитам до 19-22% годовых: ‘Размер ставок будет зависеть от рисковости кредитной операции, а именно от размера первоначального взноса за автомобиль и срока кредитования. Минимальный аванс, который требуют банки при покупке автомобиля в кредит, может уменьшиться с 25% до 20%, но кредитовать заемщика со взносом 0-10% банки в краткосрочной перспективе не будут готовы’.

Директор департамента маркетинга розничного бизнеса VAB Банка Антон Шаперенков подтверждает, что при внесении аванса в 30% от стоимости автомобиля клиент более склонен к погашению кредита, чем при нулевых взносах, которые предлагались в докризисный период. Впрочем, сейчас большинство предложений предполагает первоначальный взнос заемщика в размере не менее 50%.

Союз по расчету

Партнерство во имя взаимной выгоды, на которое охотно идут банки, автодилеры и страховщики, становится точкой роста для рынка розничных займов. ‘Сегодня порядка 90% продаж в автокредитовании осуществляются по партнерским программам с автосалонами’,– отмечает господин Шаперенков.

По мнению Кшиштофа Кужьбика подобные программы, имеющие ряд ограничений по маркам, стоимости и стране-производителю авто, в большей степени характерны для периода перехода рынка от кризисного состояния к стабильному. ‘Конкуренция среди банков по привлечению автосалонов-партнеров увеличивается, так как сотрудничество с ними обеспечивает постоянный поток клиентов,– подчеркивает начальник управления ипотечного кредитования ВТБ Банка  Александр Борщевич.– В первую очередь банки принимают во внимание разветвленность сети и объемы продаж автодилера’. По информации директора департамента розничного бизнеса Кредобанка Ориси Юзвишин, автодилеры заинтересованы в заключении таких договоров на уровне главных офисов кредитных учреждений, так как это позволяет реализовать программы во всех регионах, где присутствует сеть продаж данного банка.

Эффективная кооперация на ниве автопродаж упрощает путь к поставленным целям для каждой из сторон. ‘Так, банки могут уменьшить затраты на привлечение клиентов. Ведь автосалоны не только поставляют им заемщиков, но и проводят первичный отбор претендентов на получение кредита, а также оказывают консультационные услуги,– говорит начальник отдела розничных ипотечных продуктов Укргазбанка  Виталий Годун.– Для автодилера кредитование дает возможность увеличить объемы продаж и, соответственно, доходы. Это позволяет как банкам, так и салонам идти на определенные уступки, что, в конечном счете, становится выгодным для клиента’.

Привлекательные условия кредитования для продавцов авто становятся мощным инструментом маркетинговой политики, регулирующим сбыт тех или иных моделей. ‘Такие программы часто используются дилерами для распродажи запасов или, наоборот, активного продвижения новинок,– говорит Артем Безродный.– В этих случаях можно увидеть ставки в 0% годовых, сроки кредитования до семи лет, минимальные авансовые взносы от 20%. Но такие предложения могут действовать лишь в течение ограниченного периода и только для некоторых моделей’. Для автопродавцов подобный ‘кредитный стимул’ имеет свою цену. По информации госпожи Юзвишин, автодилеры нередко готовы осуществлять субсидирование партнерских программ – компенсировать банку снижение процентной ставки для заемщика или организовывать кредитование благодаря родственным финансовым структурам, таким, например, как ‘Рено-Финанс’ и др. В конце текущего года вполне можно прогнозировать сезонный, предпраздничный всплеск инициированных автодилерами специальных предложений, что, в конечном счете, послужит катализатором для более интенсивного развития партнерских кредитных программ.

Выгодные акционные продукты прежде всего направлены на привлечение определенной целевой группы клиентов. По мнению члена правления, директора департамента по развитию розничного бизнеса Universal Bank  Виталия Шастуна, наиболее успешно зарекомендовали себя партнерские программы, адресованные представителям среднего класса, что объясняется достаточно высоким уровнем платежеспособности данной группы клиентов. ‘Такие предложения ориентированы на сегмент ‘средний класс +’ – руководящий персонал компаний, менеджеров среднего звена, управляющих собственным бизнесом и др., сообщает Галина Жукова.– Однако существуют и бюджетные решения, доступные рядовым офисным сотрудникам со стабильным официальным доходом. В большинстве своем клиенты таких программ уже имеют большую часть суммы на покупку авто. Стараясь сократить срок пользования кредитом до минимума, займы берут только на небольшую недостающую часть’.

По мнению Александра Борщевича целевая группа потребителей зависит от марок автомобилей, предлагаемых автодилером-партнером, и стратегической ориентации банка на тот или иной сегмент клиентов – кредиты на дешевые автомобили рассчитаны на массового заемщика с доходами ниже среднего, а эксклюзивные марки связаны с кредитными продуктами для VIP-клиентов в рамках комплекса услуг private banking.

Ипотечный минимум

Предложение займов на приобретение жилья выглядит явно скромнее, чем спектр программ автокредитования. С вторичным рынком недвижимости готовы работать не более двух десятков банков, с ‘первичкой’ – около десяти учреждений. Но и в этом сегменте наблюдается ‘оттепель’. ‘Если в разгар кризиса большинство банков лишь декларировали возможность ипотеки, то на сегодняшний день уже можно говорить о возобновлении реального кредитования недвижимости,– подчеркивает Виталий Годун.– Уже выдаются кредиты на приобретение жилья на вторичном рынке, а также предлагаются займы под залог недвижимости на потребительские цели’. Ипотека на первичном рынке представлена ‘адресными’ партнерскими программами с застройщиками, которые, как правило, являются клиентами кредитующего банка. Некоторые банки готовы выдать заем на любую выбранную клиентом квартиру в новостройке, но только под альтернативный залог – другой объект недвижимости.

Хотя в сравнении с прошлым годом количество банков, предоставляющих ипотечные кредиты, ощутимо возросло, по мнению Виктории Попович, эта тенденция не является следствием активизации рынка, а в первую очередь отражает улучшение ликвидности банков и свидетельствует о наличии свободных ресурсов для долгосрочного вложения средств. Изменения затронули не только состав основных игроков, но и условия предложенных программ. Так, например, некоторые учреждения увеличили сроки кредитования до 15-20 лет. ‘Многие банки с начала года снизили ставки по ипотечным кредитам на 3-5% – до 22-24% годовых в гривне,– говорит госпожа Попович.– Но на данный момент у большинства учреждений потенциал для дальнейшего удешевления займов ограничен текущей стоимостью ресурсной базы, которая привлекалась в 2009 году под 22-24% годовых. Следующий этап снижения кредитных ставок станет возможным не раньше конца 2010–начала 2011 годов после замены дорогих ресурсов на более дешевые ввиду истечения сроков действия депозитных договоров’.

Отмеченные позитивные изменения в сегменте кредитования жилья пока еще не вызвали существенного оживления потребительского интереса. Так, по мнению Цветана Петринина, на фоне отсутствия роста цен на недвижимость новые предложения банков не выглядят привлекательными для возвращения спекулянтов, а для большинства рядовых покупателей, которые за счет ипотечного кредита хотят улучшить жилищные условия, установленный порог остается слишком высоким. ‘Спрос на ипотечные кредиты по-прежнему ограничен,– подтверждает Галина Жукова.– Это обусловлено неопределенными тенденциями рынка недвижимости и все еще завышенными ценами на жилье. Пока ситуация не стабилизируется, массового предложения ипотечных продуктов ожидать не стоит’. Но оптимистичные прогнозы относительно дальнейших перспектив рынка ипотеки можно услышать уже сегодня. В частности, по мнению Александра Борщевича, к концу осени текущего года должен сформироваться достаточно стабильный по ценам рынок вторичной недвижимости, что повлечет за собой возвращение конкуренции в сегмент ипотечного кредитования.

Дрейфующие ставки

Среди существующих ипотечных программ стоит выделить продукты с плавающей ставкой, которые на данный момент выгодно отличаются от стандартных предложений. На фоне средней по рынку эффективной фиксированной ставки в 22-24% годовых предложения под 17% годовых в национальной валюте на первый взгляд выглядят весьма привлекательно. ‘В нынешних условиях плавающая ставка представляет для заемщиков больший интерес, поскольку она опустилась значительно ниже, чем фиксированная,– комментирует Виталий Шастун.– Она автоматически снижается вместе со стоимостью ресурсов для банков, что позволяет заемщику существенно экономить на ежемесячных платежах’. По оценке госпожи Жуковой, применение плавающей ставки в настоящее время оправдано условиями трудно прогнозируемого рынка, долгосрочностью ипотечных кредитов и краткосрочностью депозитов в гривне. ‘Плавающая ставка – это обязательное нормативное условие кредитования нашим банком,– отмечает Мауро Маскио.– Все кредитные программы банка базируются на этом принципе. Другой вопрос, что потребители не до конца понимают его суть. Поэтому перед банками скорее стоит задача разъяснения, чем анализа актуальности этого системного решения’.

Несмотря на то что в мировой практике повсеместно используются долгосрочные займы с гибкими ставками (привязанными, например, к LIBOR), на украинском финансовом рынке существует неоднозначное отношение к внедрению розничных кредитных продуктов с плавающей ставкой в гривне. ‘Наши коллеги – представители акционера РКО ВР – считают, что украинские банки очень рискуют, осуществляя кредитование на десятки лет вперед под постоянную процентную ставку,– комментирует Орися Юзвишин.– В Польше, например, стоимость практически всех ипотечных кредитов привязана к WIBOR, LIBOR, EURIBOR. В Украине для кредитов в национальной валюте подобный ориентир отсутствует. Поэтому некоторые банки предлагают заемщикам привязать стоимость займов к доходности депозитов. Такой метод формирования ставок выгоден банкам, но не интересен клиенту’. Кшиштоф Кужьбик также считает, что до появления в Украине общепризнанного механизма расчета плавающей ставки рано говорить о внедрении гибкого подхода в ценообразовании на розничные кредиты. По мнению Виталия Годуна, плавающая процентная ставка перекладывает процентный риск на заемщика, поэтому ее использование будет приемлемо для клиентов лишь в условиях стабильного экономического развития в долгосрочной перспективе. ‘Отмеченное на рынке предложение плавающей процентной ставки не послужило стимулом для увеличения спроса,– комментирует ситуацию господин Шаперенков.– Несмотря на разницу с фиксированной ставкой, уровень в 17% годовых все еще удерживает высокую стоимость кредитного продукта. Поэтому массовый заемщик предпочитает дожидаться лучших времен’.

Мария Бабенко

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *