Госфинуслуг предложила штрафовать всех, кто мешает ей работать

Участники рынка не удивляются подобным предложениям, а говорят, что это и есть обещанная жесткая политика Госфинуслуг. Но сомневаются, что документ дойдет до рассмотрения
в Верховной Раде.
Обнародованный проект изменений в профильный закон «О финуслугах и регулировании рынка финуслуг» предлагает установить ответственность за создание препятствий для выполнения должностными лицами Госфинуслуг возложенных на них обязанностей в размере до 500 необлагаемых минимумов доходов граждан или 8,5 тыс. грн. Кроме того, за отказ предоставить потребителю финансовых услуг необходимую доступную, достоверную и своевременную информацию об условиях предоставления финансовых услуг с компании взимается штраф в размере до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан (3,4 тыс. грн.), с физического лица — предпринимателя или должностного юридического лица — от 20 до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан (340-850 грн.). Таким образом, Госфинуслуг намерена бороться с нарушениями прав потребителей, которые, по ее мнению, и служат причиной возросшего количества жалоб граждан в Госфинуслуг.
Наибольшие споры на рынке вызвал штраф за препятствия в работе Госфинуслуг. Согласно пояснительной записке, помимо прочего речь идет о препятствиях при проведении инспекций. Напомним, недавно Госфинуслуг заявила о начале массовых проверок страховых компаний. Кроме того, Василий Волга, глава Госфинуслуг, заявил «і», что страховщики, не предоставившие выводы дополнительной аудиторской экспертизы (а требование было выдвинуто примерно сотне страховщиков), могут ждать у себя проверку в ближайшее время. Вводя подобную норму в профильный закон, Госфинуслуг надеется если не ограничить противодействие со стороны подопечных финучреждений, то хотя бы улучшить наполняемость бюджета. «Нужно наказывать за препятствование работе Госфинуслуг, но кто будет определять — препятствует ли компания работе Госфинуслуг или отстаивает свои права? Это должен делать независимый орган, суд, например. А Госфинуслуг сама принимать решение в отношении себя не может, это субъективизм»,— возмущена Людмила Белошицкая, гендиректор ассоциации «Страховой бизнес». Действительно, документ, предложенный комиссией, не предусматривает ни механизма применения санкции, ни пояснения, какие именно действия участников рынка мешают Госфинуслуг работать.
Претензии есть и к введению штрафов за непредоставление потребителю информации о финансовых услугах, что, по мнению Госфинуслуг, является причиной жалоб граждан. Участники рынка пеняют на самих клиентов. Дескать, стороны подписывают договор. И если клиент не прочитал его на этапе подписания, то заявлять, что ему, например, не предоставили информацию, когда уже случилось страховое событие,— недобросовестно. «Кризис показал, что клиенты часто сами не вникают в нюансы своих договоров и подписывают их. К тому же у нас приняты стандарты предоставления информации клиенту. Потому предложенный законопроект содержит весьма туманные оценочные категории и не вполне соответствует закону «О защите прав потребителя»,— поясняет Иван Вышневский, предправления ОКС «Программа защиты вкладов».
Представители ассоциаций едины во мнении, что документ необходимо доработать, и уже в ближайшее время направят свои замечания в Госфинуслуг. Любопытна еще одна деталь — как правило, на стороне финучреждений выступает Госкомпредпринимательства, задача которого — защита интересов бизнеса. Поэтому если Госфинуслуг не прислушается к предложениям рынка — и страховщики, и КС обратятся за поддержкой к главе ведомства Михаилу Бродскому. Кстати, вполне могут на нее рассчитывать. Например, Госкомпредпринимательства не согласовал предложение Госфинуслуг о необходимости повышения стоимости лицензий для страховщиков и не одобрил идею о создании на границе единого агента по страхованию выезжающих туристов ГП «Ассистанс-сервис».
От себя отметим, что как показал последний пример введения Госфинуслуг временной администрации в КС «Первое кредитное общество» (когда администратор приступал к своим обязанностям едва ли не с боями), госведомству, похоже, недостаточно полномочий для выполнения возложенных на него функций. Но вряд ли эту проблему можно решить путем введения штрафов.

Участники рынка не удивляются подобным предложениям, а говорят, что это и есть обещанная жесткая политика Госфинуслуг. Но сомневаются, что документ дойдет до рассмотренияв Верховной Раде.

Обнародованный проект изменений в профильный закон «О финуслугах и регулировании рынка финуслуг» предлагает установить ответственность за создание препятствий для выполнения должностными лицами Госфинуслуг возложенных на них обязанностей в размере до 500 необлагаемых минимумов доходов граждан или 8,5 тыс. грн. Кроме того, за отказ предоставить потребителю финансовых услуг необходимую доступную, достоверную и своевременную информацию об условиях предоставления финансовых услуг с компании взимается штраф в размере до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан (3,4 тыс. грн.), с физического лица — предпринимателя или должностного юридического лица — от 20 до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан (340-850 грн.). Таким образом, Госфинуслуг намерена бороться с нарушениями прав потребителей, которые, по ее мнению, и служат причиной возросшего количества жалоб граждан в Госфинуслуг.

Наибольшие споры на рынке вызвал штраф за препятствия в работе Госфинуслуг. Согласно пояснительной записке, помимо прочего речь идет о препятствиях при проведении инспекций. Напомним, недавно Госфинуслуг заявила о начале массовых проверок страховых компаний. Кроме того, Василий Волга, глава Госфинуслуг, заявил «і», что страховщики, не предоставившие выводы дополнительной аудиторской экспертизы (а требование было выдвинуто примерно сотне страховщиков), могут ждать у себя проверку в ближайшее время. Вводя подобную норму в профильный закон, Госфинуслуг надеется если не ограничить противодействие со стороны подопечных финучреждений, то хотя бы улучшить наполняемость бюджета. «Нужно наказывать за препятствование работе Госфинуслуг, но кто будет определять — препятствует ли компания работе Госфинуслуг или отстаивает свои права? Это должен делать независимый орган, суд, например. А Госфинуслуг сама принимать решение в отношении себя не может, это субъективизм»,— возмущена Людмила Белошицкая, гендиректор ассоциации «Страховой бизнес». Действительно, документ, предложенный комиссией, не предусматривает ни механизма применения санкции, ни пояснения, какие именно действия участников рынка мешают Госфинуслуг работать.

Претензии есть и к введению штрафов за непредоставление потребителю информации о финансовых услугах, что, по мнению Госфинуслуг, является причиной жалоб граждан. Участники рынка пеняют на самих клиентов. Дескать, стороны подписывают договор. И если клиент не прочитал его на этапе подписания, то заявлять, что ему, например, не предоставили информацию, когда уже случилось страховое событие,— недобросовестно. «Кризис показал, что клиенты часто сами не вникают в нюансы своих договоров и подписывают их. К тому же у нас приняты стандарты предоставления информации клиенту. Потому предложенный законопроект содержит весьма туманные оценочные категории и не вполне соответствует закону «О защите прав потребителя»,— поясняет Иван Вышневский, предправления ОКС «Программа защиты вкладов».

Представители ассоциаций едины во мнении, что документ необходимо доработать, и уже в ближайшее время направят свои замечания в Госфинуслуг. Любопытна еще одна деталь — как правило, на стороне финучреждений выступает Госкомпредпринимательства, задача которого — защита интересов бизнеса. Поэтому если Госфинуслуг не прислушается к предложениям рынка — и страховщики, и КС обратятся за поддержкой к главе ведомства Михаилу Бродскому. Кстати, вполне могут на нее рассчитывать. Например, Госкомпредпринимательства не согласовал предложение Госфинуслуг о необходимости повышения стоимости лицензий для страховщиков и не одобрил идею о создании на границе единого агента по страхованию выезжающих туристов ГП «Ассистанс-сервис».

От себя отметим, что как показал последний пример введения Госфинуслуг временной администрации в КС «Первое кредитное общество» (когда администратор приступал к своим обязанностям едва ли не с боями), госведомству, похоже, недостаточно полномочий для выполнения возложенных на него функций. Но вряд ли эту проблему можно решить путем введения штрафов.

Хотите быть в курсе важнейших событий? Подписывайтесь на АНТИРЕЙД в соцсетях.
Выбирайте, что вам удобнее:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твиттер twitter.com/antiraid

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *