Без права собственности: почему лизинг пока не заменит автокредит

Кризис весьма болезненно ударил по рынку автолизинга: в прошлом году объем новых договоров снизился на 75%. В 2009-м сумма заключенных договоров составила 2,47 млрд грн, тогда как в 2008-м — 9,98 млрд грн, а в 2007-м — 16,88 млрд грн. В этом году ситуация улучшается: в II квартале 2010-го по сравнению с IV кварталом 2009-го сумма заключенных договоров выросла на 50% (с 573,2 млн до 727,9 млн грн).
Однако докризисных показателей достигнуть удастся еще не скоро. Тем не менее, лизингодатели не унывают: сейчас, когда банкам запрещено кредитовать в валюте, а кредиты в гривне все еще достаточно дорогие, именно лизинговые компании могут предложить ставки пониже, заключая договоры в долларах или евро.
Общий кризис
Причиной существенного падения рынка автолизинга стал все тот же кризис ликвидности, парализовавший банковскую систему, ведь лизинговые компании всегда тесно сотрудничали с финучреждениями. По данным Ассоциации «Украинское объединение лизингодателей», в 2007 году ресурсная база лизинговых компаний на 78% состояла из заемных ресурсов (банковских кредитов), в 2008-м их доля хотя и уменьшилась, но все равно займы оставались основным источником финансирования (54,4%). Эта зависимость была нарушена только к середине 2010-го, когда собственные средства лизинговых компаний превысили 60%.
Столкнулись лизингодатели и с проблемной задолженностью. В начале 2010-го доля «просрочки» по договорам лизинга достигала 50%, половина из которой — безнадежная задолженность. Лизинговые компании, как и финучреждения, шли навстречу клиентам: любой долг можно было реструктуризировать. Чаще всего компании предоставляли клиентам каникулы или увеличивали срок действия договоров, уменьшая таким образом долговую нагрузку. Правда, найти компромисс удалось далеко не со всеми: 5% неблагона дежных клиентов попали в так называемый черный список, составленный самими лизингодателями. «Сейчас мы активно сотрудничаем с бюро кредитных историй, а также с банками, которые готовы поделиться с нами списками неплательщиков, — рассказывает генеральный директор компании «Евро Лизинг » Роман Иваненко. — Теперь всех наших потенциальных клиентов мы тщательно проверяем, чтобы подобная проблема не повторилась в будущем».
Забирать предмет лизинга за неуплату компаниям довольно проблематично и зачастую просто невыгодно. Несмотря на то, что на протяжении всего срока действия договора автомобиль де-юре принадлежит лизинговой компании и для ее отчуждения нужна лишь исполнительная надпись нотариуса, на практике забрать имущество у неплательщика сложно. «Лизингодатели имеют право изъять авто, но делать это приходится на территории клиента, — рассказывает директор Ассоциации «Украинское объединение лизингодателей» Марина Мурга. — Часто должник всячески препятствует: прячет имущество или меняет место проживания, в таких случаях мы даже прибегаем к помощи правоохранительных органов». К тому же, согласно украинскому законодательству, при заключении договора лизингодатель обязан уплатить НДС, а в случае расторжения договора НДС не возмещается и стоимость авто автоматически вырастает на 20%. Повторно реализовать такое авто вряд ли получится — дорого. Лизинговые компании вынуждены либо компенсировать неустойку за счет клиента (но если клиент — злостный неплательщик, сделать это проблематично), либо из своего кармана.
Чтобы обезопасить себя, лизинговые компании на протяжении 2008–2009 гг. неоднократно пересматривали условия предоставления авто в лизинг. «Ставки по договорам лизинга сейчас находятся на уровне кредитных, — рассказывает генеральный директор компании «VAB Лизинг » Людмила Золотарева. — В среднем это порядка 24–26% годовых в национальной валюте». Стоимость валютных договоров (в долларах или евро) — 14–16%. Для сравнения: в 2007-м ставки по договорам лизинга составляли 18–19% и 8–10% соответственно.
Изменились в 2010-м и требования к лизингополучателям. «Сегодня мы тщательно анализируем клиентов с точки зрения доходов, оцениваем их кредитную историю: для нас важно четко спрогнозировать возможность и готовность лизингополучателя к погашению обязательств», — рассказывает Людмила Золотарева. Для того чтобы минимизировать риски невозврата, лизингодатели существенно повысили первоначальные взносы. Если до кризиса авансовый платеж в среднем составлял 15% от стоимости автомобиля (образцовый клиент мог получить авто даже без первоначального взноса), то теперь лизингополучателю придется выложить как минимум 25–30% от стоимости машины. А некоторые компании требуют от клиентов аванс в размере 50–55% от стоимости предмета лизинга — в таком случае шансы, что клиент все -таки будет исправно погашать взятые на себя обязательства, возрастают.
Светлое будущее
До конца 2010 года условия лизинга вряд ли существенно изменятся в пользу клиента. Перемен стоит ждать в следующем году, когда на рынок выйдут новые игроки. «Сейчас из 21 компании — членов Ассоциации «Украинское объединение лизингодателей» только четыре активно работают с физлицами», — констатирует Роман Иваненко. Но уже до конца 2010-го ситуация изменится: автопроизводители и дистрибьюторы, а также банки будут открывать дочерние лизинговые компании. У первых есть товар, который они готовы реализовывать с хорошими скидками, у вторых — средства, которые можно давать в долг. Особенно это касается западных финучреждений, которые запаслись валютой, полученной от материнских структур, однако возможности кредитовать в долларах или евро у них нет, а лизинговым компаниям заключать в валюте договоры никто не запрещал.
Участники рынка уверены: приход новых игроков на рынок оживит конкуренцию. «Это приведет к появлению более лояльных условий как по оценке финансового состояния клиента, так и по процентным ставкам, — прогнозирует Людмила Золотарева. — Уже в следующем году возможно снижение среднего авансового платежа на 5% и процентных ставок — на 2–3 п. п.». Ожидают лизинговые компании и внесение изменений в законодательные акты, которые регулируют их деятельность, что тоже положительно повлияет на условия лизинга. «В украинском законодательстве существует немало моментов, которые ставят нас в невыгодное положение по сравнению с другими участниками кредитного рынка — в частности, с банками и с финансовыми компаниями», — рассказывает Марина Мурга. Например, лизинговые компании не имеют права относить резервы на валовые расходы, как это делают банки, а также не имеют шансов получить рефинансирование в случае дефицита ликвидности.
В итоге лизинговые компании борются за клиентов всеми доступными средствами. VAB Лизинг, например, предлагает программу «Быстрый лизинг», которая предусматривает финансирование клиентов без предоставления справки о доходах. «Риски по этой программе нивелируются за счет требований к авансу (от 40%)», — признается Людмила Золотарева. Среди прочих «приманок» — лизинговые каникулы (после внесения аванса очередной лизинговый платеж нужно выплачивать только спустя 3–6 месяцев), снижение удорожания транспортного средства до 0% (за счет скидки при покупке авто, которую лизинговая компания получает от автодилера или автопроизводителя) и возможность покупки в лизинг б/у машины. Но приобрести любое неновое авто не удастся: компании сами предлагают перечень машин на выбор. Правда, цены на такие автомобили зачастую выше рыночных.
Кроме того, лизинговые компании расширяют список дополнительных сервисных услуг для клиентов, то есть акцентируют внимание на своей особенности. Если традиционно в размер лизингового платежа включены затраты на регистрацию автомобиля в МРЭО, транспортный сбор, сбор в Пенсионный фонд, ТО и страховку (КАСКО и ОСАГО), то теперь лизингодатели готовы предоставить клиентам круглосуточную техподдержку, дополнительный комплект резины (к тому же компания сама обеспечит ее хранение и напомнит о необходимости сезонной замены) и даже разрешают неограниченный пробег автомобиля. Раньше, например, лизингодатели устанавливали лимиты на пробег, за превышение которых к клиенту применялись штрафные санкции. К тому же сейчас по желанию лизингополучателя в размер платежа можно включить такие услуги, как топливные карты, подменные автомобили (например, в случае ДТП или поломки авто) и ремонты (все, кроме ремонтов вследствие ДТП по вине водителя).
Впрочем, даже расширенный список дополнительных услуг вряд ли массово привлечет физлиц. Клиентов в первую очередь интересует стоимость ресурсов. Пока условия лизинга схожи с условиями кредитования, украинцы отдают предпочтение традиционным банковским услугам. И причина, в общем -то, довольно банальна: не привыкли соотечественники платить за то, что де-юре им не принадлежит.
Виктория Руденко

Кризис весьма болезненно ударил по рынку автолизинга: в прошлом году объем новых договоров снизился на 75%.

В 2009-м сумма заключенных договоров составила 2,47 млрд грн, тогда как в 2008-м — 9,98 млрд грн, а в 2007-м — 16,88 млрд грн. В этом году ситуация улучшается: в II квартале 2010-го по сравнению с IV кварталом 2009-го сумма заключенных договоров выросла на 50% (с 573,2 млн до 727,9 млн грн).

Однако докризисных показателей достигнуть удастся еще не скоро. Тем не менее, лизингодатели не унывают: сейчас, когда банкам запрещено кредитовать в валюте, а кредиты в гривне все еще достаточно дорогие, именно лизинговые компании могут предложить ставки пониже, заключая договоры в долларах или евро.

Общий кризис

Причиной существенного падения рынка автолизинга стал все тот же кризис ликвидности, парализовавший банковскую систему, ведь лизинговые компании всегда тесно сотрудничали с финучреждениями. По данным Ассоциации «Украинское объединение лизингодателей», в 2007 году ресурсная база лизинговых компаний на 78% состояла из заемных ресурсов (банковских кредитов), в 2008-м их доля хотя и уменьшилась, но все равно займы оставались основным источником финансирования (54,4%). Эта зависимость была нарушена только к середине 2010-го, когда собственные средства лизинговых компаний превысили 60%.

Столкнулись лизингодатели и с проблемной задолженностью. В начале 2010-го доля «просрочки» по договорам лизинга достигала 50%, половина из которой — безнадежная задолженность. Лизинговые компании, как и финучреждения, шли навстречу клиентам: любой долг можно было реструктуризировать. Чаще всего компании предоставляли клиентам каникулы или увеличивали срок действия договоров, уменьшая таким образом долговую нагрузку. Правда, найти компромисс удалось далеко не со всеми: 5% неблагона дежных клиентов попали в так называемый черный список, составленный самими лизингодателями. «Сейчас мы активно сотрудничаем с бюро кредитных историй, а также с банками, которые готовы поделиться с нами списками неплательщиков, — рассказывает генеральный директор компании «Евро Лизинг » Роман Иваненко. — Теперь всех наших потенциальных клиентов мы тщательно проверяем, чтобы подобная проблема не повторилась в будущем».

Забирать предмет лизинга за неуплату компаниям довольно проблематично и зачастую просто невыгодно. Несмотря на то, что на протяжении всего срока действия договора автомобиль де-юре принадлежит лизинговой компании и для ее отчуждения нужна лишь исполнительная надпись нотариуса, на практике забрать имущество у неплательщика сложно. «Лизингодатели имеют право изъять авто, но делать это приходится на территории клиента, — рассказывает директор Ассоциации «Украинское объединение лизингодателей» Марина Мурга. — Часто должник всячески препятствует: прячет имущество или меняет место проживания, в таких случаях мы даже прибегаем к помощи правоохранительных органов». К тому же, согласно украинскому законодательству, при заключении договора лизингодатель обязан уплатить НДС, а в случае расторжения договора НДС не возмещается и стоимость авто автоматически вырастает на 20%. Повторно реализовать такое авто вряд ли получится — дорого. Лизинговые компании вынуждены либо компенсировать неустойку за счет клиента (но если клиент — злостный неплательщик, сделать это проблематично), либо из своего кармана.

Чтобы обезопасить себя, лизинговые компании на протяжении 2008–2009 гг. неоднократно пересматривали условия предоставления авто в лизинг. «Ставки по договорам лизинга сейчас находятся на уровне кредитных, — рассказывает генеральный директор компании «VAB Лизинг » Людмила Золотарева. — В среднем это порядка 24–26% годовых в национальной валюте». Стоимость валютных договоров (в долларах или евро) — 14–16%. Для сравнения: в 2007-м ставки по договорам лизинга составляли 18–19% и 8–10% соответственно.

Изменились в 2010-м и требования к лизингополучателям. «Сегодня мы тщательно анализируем клиентов с точки зрения доходов, оцениваем их кредитную историю: для нас важно четко спрогнозировать возможность и готовность лизингополучателя к погашению обязательств», — рассказывает Людмила Золотарева. Для того чтобы минимизировать риски невозврата, лизингодатели существенно повысили первоначальные взносы. Если до кризиса авансовый платеж в среднем составлял 15% от стоимости автомобиля (образцовый клиент мог получить авто даже без первоначального взноса), то теперь лизингополучателю придется выложить как минимум 25–30% от стоимости машины. А некоторые компании требуют от клиентов аванс в размере 50–55% от стоимости предмета лизинга — в таком случае шансы, что клиент все -таки будет исправно погашать взятые на себя обязательства, возрастают.

Светлое будущее

До конца 2010 года условия лизинга вряд ли существенно изменятся в пользу клиента. Перемен стоит ждать в следующем году, когда на рынок выйдут новые игроки. «Сейчас из 21 компании — членов Ассоциации «Украинское объединение лизингодателей» только четыре активно работают с физлицами», — констатирует Роман Иваненко. Но уже до конца 2010-го ситуация изменится: автопроизводители и дистрибьюторы, а также банки будут открывать дочерние лизинговые компании. У первых есть товар, который они готовы реализовывать с хорошими скидками, у вторых — средства, которые можно давать в долг. Особенно это касается западных финучреждений, которые запаслись валютой, полученной от материнских структур, однако возможности кредитовать в долларах или евро у них нет, а лизинговым компаниям заключать в валюте договоры никто не запрещал.

Участники рынка уверены: приход новых игроков на рынок оживит конкуренцию. «Это приведет к появлению более лояльных условий как по оценке финансового состояния клиента, так и по процентным ставкам, — прогнозирует Людмила Золотарева. — Уже в следующем году возможно снижение среднего авансового платежа на 5% и процентных ставок — на 2–3 п. п.». Ожидают лизинговые компании и внесение изменений в законодательные акты, которые регулируют их деятельность, что тоже положительно повлияет на условия лизинга. «В украинском законодательстве существует немало моментов, которые ставят нас в невыгодное положение по сравнению с другими участниками кредитного рынка — в частности, с банками и с финансовыми компаниями», — рассказывает Марина Мурга. Например, лизинговые компании не имеют права относить резервы на валовые расходы, как это делают банки, а также не имеют шансов получить рефинансирование в случае дефицита ликвидности.

В итоге лизинговые компании борются за клиентов всеми доступными средствами. VAB Лизинг, например, предлагает программу «Быстрый лизинг», которая предусматривает финансирование клиентов без предоставления справки о доходах. «Риски по этой программе нивелируются за счет требований к авансу (от 40%)», — признается Людмила Золотарева. Среди прочих «приманок» — лизинговые каникулы (после внесения аванса очередной лизинговый платеж нужно выплачивать только спустя 3–6 месяцев), снижение удорожания транспортного средства до 0% (за счет скидки при покупке авто, которую лизинговая компания получает от автодилера или автопроизводителя) и возможность покупки в лизинг б/у машины. Но приобрести любое неновое авто не удастся: компании сами предлагают перечень машин на выбор. Правда, цены на такие автомобили зачастую выше рыночных.

Кроме того, лизинговые компании расширяют список дополнительных сервисных услуг для клиентов, то есть акцентируют внимание на своей особенности. Если традиционно в размер лизингового платежа включены затраты на регистрацию автомобиля в МРЭО, транспортный сбор, сбор в Пенсионный фонд, ТО и страховку (КАСКО и ОСАГО), то теперь лизингодатели готовы предоставить клиентам круглосуточную техподдержку, дополнительный комплект резины (к тому же компания сама обеспечит ее хранение и напомнит о необходимости сезонной замены) и даже разрешают неограниченный пробег автомобиля. Раньше, например, лизингодатели устанавливали лимиты на пробег, за превышение которых к клиенту применялись штрафные санкции. К тому же сейчас по желанию лизингополучателя в размер платежа можно включить такие услуги, как топливные карты, подменные автомобили (например, в случае ДТП или поломки авто) и ремонты (все, кроме ремонтов вследствие ДТП по вине водителя).

Впрочем, даже расширенный список дополнительных услуг вряд ли массово привлечет физлиц. Клиентов в первую очередь интересует стоимость ресурсов. Пока условия лизинга схожи с условиями кредитования, украинцы отдают предпочтение традиционным банковским услугам. И причина, в общем -то, довольно банальна: не привыкли соотечественники платить за то, что де-юре им не принадлежит.

Виктория Руденко

Хотите быть в курсе важнейших событий? Подписывайтесь на АНТИРЕЙД в соцсетях.
Выбирайте, что вам удобнее:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твиттер twitter.com/antiraid

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *