Как фискальные органы теперь будут проверять налогоплательщиков

Впервые на законодательном уровне закреплено право налоговых органов проводить фактические проверки. В сравнении с действующим законодательством, дополнительно к уже существующим камеральным, плановым и внеплановым выездным проверкам Кодексом введены документальные невыездные и фактические проверки. Введение фактических проверок закрепляет на законодательном уровне практически неограниченные права налоговых органов относительно проведения проверок кого-либо и когда-либо на усмотрение налоговых органов.
Оснований для проверок станет больше
Чтобы предоставить хотя бы видимость правовой регламентации таких проверок, Кодекс предусматривает исчерпывающий перечень из семи обстоятельств, при обязательном наличии которых налоговые органы имеют право проводить фактические проверки. Вопреки этому формулировки оснований проведения фактической проверки наподобие «в случае получения … информации …, свидетельствующей о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства …» (согласно подпункту 80.2.2 пункта 80.2 статьи 80 НК) или «в случае получения … информации об использовании работы нанимаемых лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет…» (согласно подпункту 80.2.7 пункта 80.2 статьи 80) практически нивелируют такую регламентацию до уровня хороших намерений.
Расширены полномочия налоговых органов. В частности НК закрепляет право налоговых органов:
1) получать у налогоплательщиков информацию, справки и копии документов «о финансово-хозяйственной деятельности» без четких оснований для такого запроса;
2) применять административный арест имущества налогоплательщика в случае «непредоставления для проверки документов, их копий».
Увеличен перечень оснований для проведения внеплановых проверок. В Кодексе расширен перечень существующих и предусмотрен ряд новых оснований для проведения внеплановых проверок. Например, согласно проекту НКУ налоговые органы могут проводить внеплановые проверки, в частности, в случае если:
(а) по результатам «получения налоговой информации выявлен факт, свидетельствующий о возможном нарушении налогоплательщиком… законодательства»;
(б) налогоплательщиком предоставлен уточняющий расчет за проверенный период;
(в) получена информация об уклонении от налогообложения выплаченной (начисленной) нанятым лицам заработной платы или других выплат, подлежащих налогообложению.
Сроки и периодичность проверок
Расширены сроки проведения проверок. Налоговый кодекс продлевает как сроки проведения, так и продления плановых и внеплановых проверок, а также предусмотрены сроки для фактических проверок. Кроме того, за налоговыми органами закреплено право приостановки налоговых проверок на срок до 30 рабочих дней (более продолжительный срок приостановки предусмотрен для специальных случаев).
Так, сроки плановых проверок для крупных налогоплательщиков продлены с 20 до 30 рабочих дней, внеплановых проверок — с 10 до 15 рабочих дней. Такие проверки могут быть продлены на 15 (сейчас — 5) и 10 (вместо 5) рабочих дней соответственно.
Периодичность проведения плановых проверок зависит от степени риска неуплаты плательщиком налогов и сборов. В частности Кодекс проводит разделение налогоплательщиков на три группы риска: незначительный, средний и высокий.
Налогоплательщики с незначительной степенью риска включаются в план-график проверок не чаще чем раз в три календарных года, со средней — не чаще чем раз в два календарных года, с высокой — не чаще одного раза в календарный год. Перечень рисков и их разделение по степеням отнесены к компетенции центрального органа Государственной налоговой службы и не регламентируется Налоговым кодексом.
КАК НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ БУДУТ ПРОВЕРЯТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Впервые на законодательном уровне закреплено право налоговых органов проводить фактические проверки.

В сравнении с действующим законодательством, дополнительно к уже существующим камеральным, плановым и внеплановым выездным проверкам Кодексом введены документальные невыездные и фактические проверки. Введение фактических проверок закрепляет на законодательном уровне практически неограниченные права налоговых органов относительно проведения проверок кого-либо и когда-либо на усмотрение налоговых органов.

Оснований для проверок станет больше

Чтобы предоставить хотя бы видимость правовой регламентации таких проверок, Кодекс предусматривает исчерпывающий перечень из семи обстоятельств, при обязательном наличии которых налоговые органы имеют право проводить фактические проверки. Вопреки этому формулировки оснований проведения фактической проверки наподобие «в случае получения … информации …, свидетельствующей о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства …» (согласно подпункту 80.2.2 пункта 80.2 статьи 80 НК) или «в случае получения … информации об использовании работы нанимаемых лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет…» (согласно подпункту 80.2.7 пункта 80.2 статьи 80) практически нивелируют такую регламентацию до уровня хороших намерений.

Расширены полномочия налоговых органов. В частности НК закрепляет право налоговых органов:

1) получать у налогоплательщиков информацию, справки и копии документов «о финансово-хозяйственной деятельности» без четких оснований для такого запроса;

2) применять административный арест имущества налогоплательщика в случае «непредоставления для проверки документов, их копий».

Увеличен перечень оснований для проведения внеплановых проверок. В Кодексе расширен перечень существующих и предусмотрен ряд новых оснований для проведения внеплановых проверок. Например, согласно проекту НКУ налоговые органы могут проводить внеплановые проверки, в частности, в случае если:

(а) по результатам «получения налоговой информации выявлен факт, свидетельствующий о возможном нарушении налогоплательщиком… законодательства»;

(б) налогоплательщиком предоставлен уточняющий расчет за проверенный период;

(в) получена информация об уклонении от налогообложения выплаченной (начисленной) нанятым лицам заработной платы или других выплат, подлежащих налогообложению.

Сроки и периодичность проверок

Расширены сроки проведения проверок. Налоговый кодекс продлевает как сроки проведения, так и продления плановых и внеплановых проверок, а также предусмотрены сроки для фактических проверок. Кроме того, за налоговыми органами закреплено право приостановки налоговых проверок на срок до 30 рабочих дней (более продолжительный срок приостановки предусмотрен для специальных случаев).

Так, сроки плановых проверок для крупных налогоплательщиков продлены с 20 до 30 рабочих дней, внеплановых проверок — с 10 до 15 рабочих дней. Такие проверки могут быть продлены на 15 (сейчас — 5) и 10 (вместо 5) рабочих дней соответственно.Периодичность проведения плановых проверок зависит от степени риска неуплаты плательщиком налогов и сборов. В частности Кодекс проводит разделение налогоплательщиков на три группы риска: незначительный, средний и высокий.

Налогоплательщики с незначительной степенью риска включаются в план-график проверок не чаще чем раз в три календарных года, со средней — не чаще чем раз в два календарных года, с высокой — не чаще одного раза в календарный год. Перечень рисков и их разделение по степеням отнесены к компетенции центрального органа Государственной налоговой службы и не регламентируется Налоговым кодексом.

КАК НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ БУДУТ ПРОВЕРЯТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Виды проверок

Действующее законодательство

Налоговый кодекс

Плановая выездная проверка (действующее законодательство) или

Документальная выездная проверка (НКУ)

Проверка налогоплательщика, которая предусмотрена в плане работы налогового органа и проводится по местонахождению налогоплательщика. Основания:

(1) утвержденный план проверок соответствующего налогового органа;

(2) уведомление налогоплательщика о проверке; и

(3) направление на проверку.

Сроки:

10 рабочих дней для субъектов малого предпринимательства и

20 рабочих дней для других налогоплательщиков.

Проверка налогоплательщика, которая предусмотрена в плане работы налогового органа и проводится по местонахождению налогоплательщика.

Основания:

(1) утвержденный план проверок соответствующего налогового органа;

(2) уведомление налогоплательщика о проверке; и

(3) направление на проверку.

Сроки:

30 рабочих дней для больших налогоплательщиков,

10 рабочих дней для субъектов малого предпринимательства и

20 рабочих дней для других налогоплательщиков.

Внеплановая выездная проверка (действующее законодательство)

Документальная внеплановая проверка (НКУ)

Проверка налогоплательщика, которая не предусмотрена в плане работы налогового органа и проводится по местонахождению налогоплательщика. Предусмотрен исчерпывающий перечень из 9-ти оснований для проведения внеплановой выездной проверки.

Сроки:

5 рабочих дней для субъектов малого предпринимательства и

10 рабочих дней для других налогоплательщиков.

Проверка налогоплательщика, которая не предусмотрена в плане работы налогового органа и проводится по местонахождению налогоплательщика. Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой выездной проверки расширен до 13-ти оснований.

Сроки:

15 рабочих дней для больших налогоплательщиков,

5 рабочих дней для субъектов малого предпринимательства и

10 рабочих дней для других налогоплательщиков.

Камеральная проверка

Проверка исключительно на основании ведомостей обозначенных налогоплательщиком в его декларации.

Проверка проводится в помещении налогового органа и исключительно на основании ведомостей обозначенных налогоплательщиком в его декларации.

Фактическая проверка

Не предусмотрено

Предусмотрен исчерпывающий перечень из 7-ми оснований для проведения внеплановой выездной проверки, однако формулировка оснований настолько широка – что это дает широкие возможности для налоговых органов.

Сроки: 10 суток.

Документальная невыездная проверка

Не предусмотрено

Проверка проводится в случае наличия оснований предусмотренных для документальных плановых и внеплановых проверок.

Сроки проведения не определены.

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *