Банккам услажнят финансирование аффилированных компаний

Для уменьшения рисков украинских кредитных учреждений Всемирный банк предлагает внедрить в стране консолидированный надзор за финансовыми группами. В случае одобрения этой идеи парламентом до конца года на владельцев финансово-промышленных групп будет наложен целый ряд ограничений в части инвестирования в нефинансовые активы. Это заставит крупнейшие украинские конгломераты документально абстрагироваться от своих банков, уверены эксперты.
Финансирование банками аффилированных с ними компаний со следующего года будет значительно усложнено. Как следует из оказавшегося в распоряжении ‘Финансы’ законопроекта ‘О внесении изменений в ряд законов (относительно надзора на консолидированной основе)’, ряду финансово-промышленных групп (ФПГ) придется изменить взаимоотношения между участниками группы. В документе прописаны принципы консолидированного надзора над ФПГ со стороны сразу трех регуляторов. Финансовые и учредительные документы финансовых и промышленных компаний планируют проверять Нацбанк, Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) и ‘уполномоченный орган’ (предположительно Госфинуслуг или другой, определенный Минфином).
Законопроектом вводятся понятия банковской и небанковской финансовых групп. Банковской группой называется ряд юридических лиц, находящихся под общим контролем, где 50% и более совокупных активов являются банковскими. Группа может состоять из материнского финучреждения в Украине и его заграничных ‘дочек’. Кроме того, ее могут наполнять различного рода небанковские финучреждения: страховые, управляющие, факторинговые и финансовые компании, не исключая промышленных активов. Под контролем понимается ‘возможность осуществлять решающее влияние на управление и/или деятельность юрлица путем прямого и/или опосредованного владения одним лицом либо вместе с другими лицами долей, эквивалентной 50% и более уставного капитала’. Документ предусматривает, что контроль также может быть выражен в неформальном влиянии либо основанном на каком-либо договоре. Соответственно небанковскими финансовыми группами называются группы юрлиц под общим контролем, состоящие из двух и более финансовых учреждений, где финучреждение (не банк) проводит преимущественную деятельность.
Как объяснили ‘Финансы’ в Нацбанке, формализация финансовых групп призвана повысить ликвидность и надежность банковской системы страны. А на введении такого контроля настаивает Всемирный банк, принимающий непосредственное участие в разработке документа. Принятие соответствующего закона в парламенте до конца этого года является одним из пунктов меморандума между Украиной и МВФ. В течение семи месяцев после вступления закона в силу участники всех работающих в Украине финансовых групп (банковских и небанковских) должны будут формализовать отношения с регуляторами. Они должны будут выбрать руководителя группы, согласовать его с НБУ или ГКЦБФР и начать формировать консолидированную отчетность.
Изначально на формальные финансовые группы будет наложен целый ряд ограничений. В частности, общая сумма прямого или опосредованного владения участников банковской группы в уставном капитале каждого нефинансового (то есть промышленного) актива не должна превышать 15% регулятивного капитала банковской группы. А доля участников банковской группы в уставных фондах всех нефинансовых компаний не может превышать 60% регулятивного капитала группы. Причем сумма вложений членов группы в уставный капитал страховой компании вычитается из регулятивного капитала группы.
Одновременно группе запрещается предоставлять своим членам и связанным с ней юрлицам кредиты более чем на 20% своего совокупного регулятивного капитала. Наиболее жесткие требования для отдельных банков в группе – они смогут выделить всем инсайдерам займы на сумму, не достигающую 10% уставного капитала банка, который, как правило, гораздо меньше регулятивного. Действующий сейчас норматив кредитования банками инсайдеров предусматривает выдачу займа одному связанному лицу на сумму, не превышающую 5% своего регулятивного капитала, а группе всех инсайдеров – не больше 30% капитала.
Присутствие страховой компании в банковской группе позволяет НБУ устанавливать лимиты и контролировать операции страховой компании с банком и другими участниками группы. К тому же Нацбанк получает право вводить для каждой из банковских групп персональные требования по достаточности капитала, текущей и мгновенной ликвидности.
Эксперты считают желание МВФ и Всемирного банка создать централизованный контроль в финансовой сфере Украины абсолютно естественным. ‘Когда в одну группу входят банки, КУА и страховые компании, которые активно взаимодействуют между собой, однако при этом регулируются разными инстанциями, это существенно усложняет возможность каждого из регуляторов определить реальное финансовое положение банка или финансовой компании’,– отмечает аналитик инвесткомпании ‘Ренессанс Капитал Украина’ Анастасия Головач. По ее мнению, неофициально действующие в стране ФПГ с помощью составляющих группу компаний регулярно минимизируют налоговые издержки. ‘С одной стороны, такой закон помог бы более качественно оценивать реальное положение дел как в секторе в целом, так и в разрезе отдельных компаний,– считает аналитик.– Кроме того, его принятие будет способствовать детенезации экономики и как следствие улучшению динамики доходов бюджета’.
Финансисты напоминают, что консолидированный надзор является составляющей действующего в западных банковских системах кодекса Basel II. Впрочем, он не помог спасти их финансовые системы от кризиса. ‘Мы сейчас и так подаем в Нацбанк консолидированную отчетность по компаниям, где мы официально являемся акционерами 50%+1 акции,– рассказал председатель правления Индустриалбанка (входит в группу ‘Запорожсталь’, включающую также Экспресс-Банк и банк ‘Хрещатик’) Леонид Гребинский.– Если же необходимо будет подавать отчеты по компаниям, где есть наше опосредованное участие, еще и неизвестно как подтвержденное, то это значительно усложнит нашу деятельность. Отчетность – это огромный объем работы, для выполнения которого привлекаются люди, планируется система отчетности. Мы и сейчас не кредитуем инсайдеров, и я не вижу смысла в таком процессе, который не нужен для бизнеса’.
Помимо проблем с отчетностью, у ФПГ появятся ограничения, которые они будут стремиться минимизировать, переводя владение компаниями на офшоры. ‘Даже германские банковские группы, когда перед ними встал вопрос консолидированной отчетности, переводили нефинансовые активы во владение создаваемых фондов, чьи собственники не раскрывались. У нас это будет еще легче сделать, что уже и практикуют крупнейшие ФПГ’,– рассказал главный финансовый аналитик рейтингового агентства ‘Эксперт-Рейтинг’ Виталий Шапран.
Кроме того, финансисты видят опасность в том, что международные финансовые группы будут заинтересованы в получении консолидированной отчетности украинских ФПГ для планирования своей экспансии и блокирования деятельности местных конкурентов. ‘Сейчас финансовая информация по предприятиям разрознена, не видно, насколько прибыльна деятельность группы,– поясняет топ-менеджер одной из крупных групп.– Международные группы, получив такую информацию, могут просто договориться не финансировать отдельные предприятия, чтобы снизить их влияние на рынок’.
Аналитики видят возможность предоставления реальной информации только со стороны некоторых ФПГ. ‘Мы считаем, что компании могут сами быть заинтересованы в большей прозрачности структуры группы, поскольку без этого довольно сложно привлекать капитал на внешних рынках’,– отметила Анастасия Головач.
В Нацбанке стараются официально не комментировать готовящиеся изменения, отмечая, что вынуждены их внедрить, так как на этом настаивает МВФ. ‘Люди еще не готовы к такому серьезному анализу. Сейчас процесс запустят поверхностно, потому что для реального перехода на такую отчетность нужно 2-3 года,– сообщил источник в банковском надзоре НБУ.– Хотя в Нацбанке нет проблем, которые бы требовали имплементации такого документа, а есть лишь проблема выявления инсайдерских связей. Благодаря этому закону только улучшится взаимодействие между НБУ и ГКЦБФР. Но банки постараются перестроить структуру собственности таким образом, чтобы не светить ненужные аффилированные структуры и формально держать инсайдеров подальше от банков’.
Законопроект уже получил поддержку в большинстве профильных ведомств и сейчас проходит последнее согласование с Всемирным банком перед подачей в парламент. Эксперты считают, что документ должен быть доработан в части санкций в отношении ФПГ, которые будут отказываться от формализации своих групп. ‘Нужно прописать уголовную ответственность, чтобы гарантировать реальную подачу документов’,– подчеркнул Виталий Шапран. В НБУ сомневаются, что такие механизмы будут предусмотрены в законе, надеясь разобраться с проблемами в ходе его имплементации. ‘На стадии разработки подзаконных актов могут быть учтены более серьезные требования,– отметил источник Финансы в НБУ.– Так что потом все будет зависеть от благоразумия надзорных и правоохранительных органов’.
Руслан Черный

Для уменьшения рисков украинских кредитных учреждений Всемирный банк предлагает внедрить в стране консолидированный надзор за финансовыми группами.

В случае одобрения этой идеи парламентом до конца года на владельцев финансово-промышленных групп будет наложен целый ряд ограничений в части инвестирования в нефинансовые активы. Это заставит крупнейшие украинские конгломераты документально абстрагироваться от своих банков, уверены эксперты.

Финансирование банками аффилированных с ними компаний со следующего года будет значительно усложнено. Как следует из оказавшегося в распоряжении ‘Финансы’ законопроекта ‘О внесении изменений в ряд законов (относительно надзора на консолидированной основе)’, ряду финансово-промышленных групп (ФПГ) придется изменить взаимоотношения между участниками группы. В документе прописаны принципы консолидированного надзора над ФПГ со стороны сразу трех регуляторов. Финансовые и учредительные документы финансовых и промышленных компаний планируют проверять Нацбанк, Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) и ‘уполномоченный орган’ (предположительно Госфинуслуг или другой, определенный Минфином). 

Законопроектом вводятся понятия банковской и небанковской финансовых групп. Банковской группой называется ряд юридических лиц, находящихся под общим контролем, где 50% и более совокупных активов являются банковскими. Группа может состоять из материнского финучреждения в Украине и его заграничных ‘дочек’. Кроме того, ее могут наполнять различного рода небанковские финучреждения: страховые, управляющие, факторинговые и финансовые компании, не исключая промышленных активов. Под контролем понимается ‘возможность осуществлять решающее влияние на управление и/или деятельность юрлица путем прямого и/или опосредованного владения одним лицом либо вместе с другими лицами долей, эквивалентной 50% и более уставного капитала’. Документ предусматривает, что контроль также может быть выражен в неформальном влиянии либо основанном на каком-либо договоре. Соответственно небанковскими финансовыми группами называются группы юрлиц под общим контролем, состоящие из двух и более финансовых учреждений, где финучреждение (не банк) проводит преимущественную деятельность. 

Как объяснили ‘Финансы’ в Нацбанке, формализация финансовых групп призвана повысить ликвидность и надежность банковской системы страны. А на введении такого контроля настаивает Всемирный банк, принимающий непосредственное участие в разработке документа. Принятие соответствующего закона в парламенте до конца этого года является одним из пунктов меморандума между Украиной и МВФ. В течение семи месяцев после вступления закона в силу участники всех работающих в Украине финансовых групп (банковских и небанковских) должны будут формализовать отношения с регуляторами. Они должны будут выбрать руководителя группы, согласовать его с НБУ или ГКЦБФР и начать формировать консолидированную отчетность. 

Изначально на формальные финансовые группы будет наложен целый ряд ограничений. В частности, общая сумма прямого или опосредованного владения участников банковской группы в уставном капитале каждого нефинансового (то есть промышленного) актива не должна превышать 15% регулятивного капитала банковской группы. А доля участников банковской группы в уставных фондах всех нефинансовых компаний не может превышать 60% регулятивного капитала группы. Причем сумма вложений членов группы в уставный капитал страховой компании вычитается из регулятивного капитала группы. 

Одновременно группе запрещается предоставлять своим членам и связанным с ней юрлицам кредиты более чем на 20% своего совокупного регулятивного капитала. Наиболее жесткие требования для отдельных банков в группе – они смогут выделить всем инсайдерам займы на сумму, не достигающую 10% уставного капитала банка, который, как правило, гораздо меньше регулятивного. Действующий сейчас норматив кредитования банками инсайдеров предусматривает выдачу займа одному связанному лицу на сумму, не превышающую 5% своего регулятивного капитала, а группе всех инсайдеров – не больше 30% капитала. 

Присутствие страховой компании в банковской группе позволяет НБУ устанавливать лимиты и контролировать операции страховой компании с банком и другими участниками группы. К тому же Нацбанк получает право вводить для каждой из банковских групп персональные требования по достаточности капитала, текущей и мгновенной ликвидности.

Эксперты считают желание МВФ и Всемирного банка создать централизованный контроль в финансовой сфере Украины абсолютно естественным. ‘Когда в одну группу входят банки, КУА и страховые компании, которые активно взаимодействуют между собой, однако при этом регулируются разными инстанциями, это существенно усложняет возможность каждого из регуляторов определить реальное финансовое положение банка или финансовой компании’,– отмечает аналитик инвесткомпании ‘Ренессанс Капитал Украина’ Анастасия Головач. По ее мнению, неофициально действующие в стране ФПГ с помощью составляющих группу компаний регулярно минимизируют налоговые издержки. ‘С одной стороны, такой закон помог бы более качественно оценивать реальное положение дел как в секторе в целом, так и в разрезе отдельных компаний,– считает аналитик.– Кроме того, его принятие будет способствовать детенезации экономики и как следствие улучшению динамики доходов бюджета’. 

Финансисты напоминают, что консолидированный надзор является составляющей действующего в западных банковских системах кодекса Basel II. Впрочем, он не помог спасти их финансовые системы от кризиса. ‘Мы сейчас и так подаем в Нацбанк консолидированную отчетность по компаниям, где мы официально являемся акционерами 50%+1 акции,– рассказал председатель правления Индустриалбанка (входит в группу ‘Запорожсталь’, включающую также Экспресс-Банк и банк ‘Хрещатик’) Леонид Гребинский.– Если же необходимо будет подавать отчеты по компаниям, где есть наше опосредованное участие, еще и неизвестно как подтвержденное, то это значительно усложнит нашу деятельность. Отчетность – это огромный объем работы, для выполнения которого привлекаются люди, планируется система отчетности. Мы и сейчас не кредитуем инсайдеров, и я не вижу смысла в таком процессе, который не нужен для бизнеса’. 

Помимо проблем с отчетностью, у ФПГ появятся ограничения, которые они будут стремиться минимизировать, переводя владение компаниями на офшоры. ‘Даже германские банковские группы, когда перед ними встал вопрос консолидированной отчетности, переводили нефинансовые активы во владение создаваемых фондов, чьи собственники не раскрывались. У нас это будет еще легче сделать, что уже и практикуют крупнейшие ФПГ’,– рассказал главный финансовый аналитик рейтингового агентства ‘Эксперт-Рейтинг’ Виталий Шапран. 

Кроме того, финансисты видят опасность в том, что международные финансовые группы будут заинтересованы в получении консолидированной отчетности украинских ФПГ для планирования своей экспансии и блокирования деятельности местных конкурентов. ‘Сейчас финансовая информация по предприятиям разрознена, не видно, насколько прибыльна деятельность группы,– поясняет топ-менеджер одной из крупных групп.– Международные группы, получив такую информацию, могут просто договориться не финансировать отдельные предприятия, чтобы снизить их влияние на рынок’. 

Аналитики видят возможность предоставления реальной информации только со стороны некоторых ФПГ. ‘Мы считаем, что компании могут сами быть заинтересованы в большей прозрачности структуры группы, поскольку без этого довольно сложно привлекать капитал на внешних рынках’,– отметила Анастасия Головач. 

В Нацбанке стараются официально не комментировать готовящиеся изменения, отмечая, что вынуждены их внедрить, так как на этом настаивает МВФ. ‘Люди еще не готовы к такому серьезному анализу. Сейчас процесс запустят поверхностно, потому что для реального перехода на такую отчетность нужно 2-3 года,– сообщил источник в банковском надзоре НБУ.– Хотя в Нацбанке нет проблем, которые бы требовали имплементации такого документа, а есть лишь проблема выявления инсайдерских связей. Благодаря этому закону только улучшится взаимодействие между НБУ и ГКЦБФР. Но банки постараются перестроить структуру собственности таким образом, чтобы не светить ненужные аффилированные структуры и формально держать инсайдеров подальше от банков’. 

Законопроект уже получил поддержку в большинстве профильных ведомств и сейчас проходит последнее согласование с Всемирным банком перед подачей в парламент. Эксперты считают, что документ должен быть доработан в части санкций в отношении ФПГ, которые будут отказываться от формализации своих групп. ‘Нужно прописать уголовную ответственность, чтобы гарантировать реальную подачу документов’,– подчеркнул Виталий Шапран. В НБУ сомневаются, что такие механизмы будут предусмотрены в законе, надеясь разобраться с проблемами в ходе его имплементации. ‘На стадии разработки подзаконных актов могут быть учтены более серьезные требования,– отметил источник Финансы в НБУ.– Так что потом все будет зависеть от благоразумия надзорных и правоохранительных органов’. 

Руслан Черный

Хотите быть в курсе важнейших событий? Подписывайтесь на АНТИРЕЙД в соцсетях.
Выбирайте, что вам удобнее:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твиттер twitter.com/antiraid

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *